Урок по литературному чтению "Жанры устного народного творчества"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по устному народному творчеству;
  2. Побуждать интерес к народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к фольклору;
  3. Развивать все виды народного творчества, выявлять таланты и дарования.

Оборудование: макет паровозика, занимательный и иллюстративный материал, маршрут путешествия, выставка книг по устному народному творчеству.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка темы и цели.

Сегодня мы отправляемся в трудное, но увлекательное путешествие – в мир устного народного творчества. А совершим путешествие на сказочном паровозике. Наш маршрут пройдет по станциям:
“Пословицыно”
“Загадкино”
“Небылицы”
“Егоркины скороговорки”
“Сказки”

3. Повторение. Жанры устного народного творчества.

Чтобы попасть на наш сказочный паровозик, вы должны определить среди произведений устного народного творчества загадку, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку, пословицу. (Названия жанров представлены на карточках на доске.)

1-й ученик:

Учись доброму, худое на ум не пойдет. (Пословица.)

2-й ученик:

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Звезды, месяц, луг, цветы.
Поводи поди-ка ты! (Считалка.)

3-й ученик:

Белая вата поплыла куда-то. (Загадка.)

4-й ученик:

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки,
Летят гули вон, вон,
Несут Маше сон, сон. (Колыбельная песня)

5-й ученик:

Сшила Саша Саньке шапку. (Скороговорка)

6-й ученик:

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– Аеще хочешь?
– Хочу! (Прибаутка)

Молодцы! С заданием справились. Итак, начинаем наше путешествие.
Звучит музыка.
Дети под музыку выполняют движения:
– Завести моторы!
– Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5!
– Ту-ту! Поехали!

4. Путешествие в мир устного народного творчества.

Станция “Пословицыно”

– Прочитайте пословицу:
Пословица – всем углам помощница.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы детей.)

1-й ученик: Пословица – жанр фольклора, краткое изречение, которое заключает в себе какое-то поучение.

2-й ученик: Пословица советует, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Викторина пословиц.

– Продолжи:

  1. Кто много читает …(тот много знает).
  2. Поздно встанешь … (мало сделаешь).
  3. Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).

Игра. По двум словам отгадать пословицу.

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень.)
  2. Труд – лень (Труд человека кормит, лень портит.)

– Молодцы, ребята! Едем дальше!

Станция “Загадкино”

Появляется девочка – Загадка.

– Со страницы книжки
В гости к вам я шла,
Чтобы разгадали вы меня, друзья!
Очень торопилась, и случилась так,
Что на куски разбилась,
Не собрать никак.
Помогите, помогите!
Из кусков меня сложите!
А потом вы разгадайте,
Помните меня и знайте!

Игра. Из слов, написанных на карточках, сложить загадку и разгадать ее.

Над коромысло повисло красное рекой

Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга)

Девочка – Загадка:
– Ребята, а вы знаете загадки?
Давайте проведем конкурс “Кто больше знает загадок?”
(Дети загадывают друг другу загадки.)

Станция “Небылицы”

– А сейчас встречайте:
К нам идут два брата,
И оба с Арбата
Фома да Ерема.

Дети читают небылицы в лицах.

Фома и Ерема (вместе): Здрасьте! А вот и мы оба, Фома да Ерема.

Фома:

Потешки услыхали, к вам, ребята, прибежали,

Ерема:

Мы ребята удалые.

Фома:

Мы ребята озорные.

Ерема:

Голосом пляшем, ногами поем.

Фома:

В общем, прекрасно живем!

Ерема:

Нынче вам расскажем в лицах веселые небылицы.

Фома:

А ну, Ерема, присядем у ворот.
Да потешим народ.
(Оба садятся.)

Ерема:

Фома вредный, голос медный.
Сам с кувшин, голова с аршин. (Смеются.)

Фома:

Шутку любишь над Фомой,
Так люби и над собой.
Ерему поднимали –
Животы-то надорвали.
(Отворачиваются друг от друга.)

Ерема (толкает Фому): Начинай!

Фома: Нет, ты начинай!

Фома и Ерема (вместе): Вместе начнем, а вы подпевайте!

Фома поет частушку:

По Кетовской улице
Едет кот на курице.

Дети:

А лиса на петухе,
А Ерема на свинье!

Ерема (проговаривает):

Ехала деревня мимо мужика,
Глядь, из-под собаки лают ворота!

Дети:

Чепуха,чепуха!
Это просто враки.
И Ерема, и Фома –
Мастера на враки!

Ерема:

Полно вам, ребята,
Попусту болтать.

Фома:

Лучше вам, ребята,
Выйти и сплясать!

Физкультпауза.

(Исполняется танец под русскую народную песню “На горе-то калина”.)

Станция “Егоркины скороговорки”

Ученик:

Рассказать скороговорку,
Тяжелей, чем влезть на горку:
“На дворе растет трава
На траве лежат дрова” –
Обязательно не свяжешь,
Обязательно не скажешь.

Конкурс “Всех скороговорок не перескороговоришь”.

Класс делится на две команды.
Учитель сообщает на ухо скороговорки первым игрокам (по типу игры “Телефон”).
Побеждает команда, сумевшая раньше и успешнее завершить передачу скороговорок.

Скороговорки:

  1. Отвори, Варвара, ворота.
  2. Проворонила ворона вороненка.

Станция “Сказочная”

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

– Как вы понимаете смысл этих слов?

Ученик:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят сказки…

Появляются в костюмах Сказочник и Сказочница.

– Отгадайте, как нас зовут.

Сказочник: Мое имя такое же, как у героя сказки “По щучьему велению”. (Емеля.)

Сказочница: А мое имя такое, как у героини сказки “Царевна – лягушка”. (Василиса Прекрасная.)

Игра “Доскажи словечко”

Сказочник:

Жили-были семь ребят –
Белых маленьких (козлят)
Мама их любила
Молочком (поила).
Тут зубами щелк да щелк
Появился серый (волк).
Шкуру белую надел
Нежным голосом (запел).
Как коза запел тот зверь:
– Отоприте, детки, (дверь).
Ваша матушка пришла,
Молочка вам (принесла).
Мы ответим без подсказки
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки:
(“Волк и семеро козлят”).

Сказочница: А с моим заданием справитесь? Здесь зашифрованы названия сказок. Расшифруйте их.

“БККЛООО” (“Колобок”)

“ЕЕТКОМР” (“Теремок”)

Сказочник: Молодцы! А теперь попробуйте закончить “крылатые” выражения, встречающиеся во многих сказках.

  1. Поди туда – не знаю куда,… (принеси то – не знаю что).
  2. Скоро сказка сказывается,….(не скоро дело делается).
  3. Я там был, мед-пиво пил, (по усам текло, да в рот не попало).
  4. В некотором царстве,………..(в некотором государстве).

– Ребята, а сейчас нам пора возвращаться. Займите свои места и в путь.

5. Итог урока:

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? Давайте вспомним, на каких станциях мы побывали и назовем жанры фольклора.
Молодцы! До новых встреч!