Задачи урока: познакомить детей с зимующими и кочующими птицами, правилами изготовления кормушек и подбора корма для птиц; развивать речь, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Иллюстрации с изображениями зимующих птиц, образцы кормушек и корма, цветные карандаши, атлас-определитель “От земли до неба”, книга “Зеленые страницы” А.А Плешакова, проектор и ПК
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
2. Повторение пройденного материала.
(Слайд) Приложение
– Как живут животные и растения, что необходимо для их жизни? (Свет, тепло, вода, воздух)
– Почему комнатные растения ставят на подоконник? (Чтобы было больше света)
– Чем животные отличаются от растений? (Они двигаются)
– Где живут лиса, заяц и белка? (В лесу)
– Кто не делает гнездо? (Оса, кукушка, дятел)
– Кто строит хатку? (Медведь, бобер, лиса)
3. Сообщение темы урока.
– Сегодня мы продолжим разговор о живых существах, и том, как мы можем о них позаботиться. А чтобы узнать о каких живых существах пойдет речь, отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это (птица).
Правильно речь пойдет о птицах.
– Какое сейчас время года?
– Каково птицам зимой?
Сегодня мы будем говорить о птицах.
4. Работа по теме урока.
– В какое время года птиц в наших краях больше? Почему?
– А почему зимой их меньше?
– Куда улетают птицы? Как их называют? (Перелетные: ласточка, грач, утки и т.д.)
– Назовите птиц, которые не улетают? А я вам помогу.
Я буду называть вам характерные примеры, а вы угадайте название
(Слайд)
1. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка.
(Синичка)
Синички живут круглый год в садах и парках. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются поближе к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и сало.
2. – Чик-чирик! К зернышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
– Зимой они тоже стараются держаться поближе к человеческому жилью, а в сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом и они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.
3. Окраска – сероватая,
Повадка – вороватая.
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это... (Ворона)
– В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни.
– Как вы думаете почему?
Правильно, здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон
можно увидеть и на помойке и на городской свалке. Ранней весной вороны снова
разлетятся по лесам и рощам.
4. Птица-акробат лазает по деревьям, ползает по стволу дерева вверх и вниз. (Поползень)
Эту птичку вы могли и не видеть, но она живет у нас круглый год. Свое имя она
получила от какого слова, как вы думаете? Правильно, ползать. Она очень хорошо
умеет ползать и вверх и вниз головой и прыгает на ходу и поворачивается, как
акробатка, но она не развлекается, она ищет себе еду. Какую? (Жучки и червячки)
Зимой, когда становиться очень холодно, поползень тоже перебирается ближе к
человеческому жилью. Есть он будет все, что найдет , а если найдет кормушку, то
будет перетаскивать и делать запасы. Все эти птички у нас живут круглый год.
Всех этих птичек можно назвать Зимующие птицы
Какие птицы еще зимуют? (Голубь, сороки, галки)
5. Работа по учебнику
Посмотрите на рисунок в учебнике (стр. 56)
– Каких еще птиц вы там видите?
Правильно это снегирь и свиристель
Снегири к нам прилетают из северных лесов. Появление снегиря связано с первым
снегом, поэтому и зовут его снегирь.
Свиристель. В древние времена в русском языке существовало слово "свирест" со
значением "свист", "визг". Название птицы свиристель и название музыкального
инструмента свирель – родственные слова.
– Ребята, а мы их можем назвать зимующими? Нет. Почему?
Ребята эти птички к нам прилетают на зиму из очень холодных северных стран, где
зима еще более суровая, чем у нас,
– Как вы думаете зачем?
Этих птиц называют кочующие птицы от слова кочевать
А вот свиристель очень красивая птичка, прилетает к нам из тайги, дома в тайге
она питается ягодами комарами, а зимой они стайками прилетают в более теплые
места, чтобы было проще добыть пищу.
Физминутка.
Птички.
Птички в гнездышке сидят
(присели на корточки)
И на улицу глядят.
(вращение головой)
Погулять они хотят
(встают, разводят руки в стороны)
И тихонько все летят.
(махи руками)
5. Работа по учебнику
Давайте подумаем, легко ли живется птичкам зимой?
– Почему? (нет насекомых, все засыпано снегом)
– А чем мы можем им помочь?
– Как вы думаете, а какай должна быть кормушка?
– Домики и кормушки для птиц очень важно правильно построить и разумно
разместить. Наша цель – привлечь в сад зарянок, зябликов. поползней, скворцов,
дроздов, воробьев, синиц, корольков и других птиц. Если домики и кормушки для
птиц неудачно расположены, то птицы могут стать легкой добычей для хищников.
Приводимые ниже рекомендации помогут вам самостоятельно изготовить кормушки и
домики.
Кормушки особенно нужны зимой. В это время года птицам не хватает корма и
незамерзшей воды, и многие птицы избавляются от свойственной им робости. Положив
однажды утром в кормушку угощение для птиц, не забывайте подкармливать их
впоследствии. Птицы, привыкнув к постоянной подкормке, могут погибнуть, если вы
вдруг перестанете их кормить. Убирайте недоеденные крошки перед тем, как
положить свежий корм. Кормить птиц следует с октября по апрель. Весной и летом
птицы должны добывать себе пищу сами, ваш корм не годится для подрастающих
птенцов.
Как правило, нужно предоставлять птицам возможность самим строить гнезда,
поскольку они инстинктивно выбирают безопасные и близкие к природным источникам
пищи места. Но многим любителям живой природы нравится развешивать домики для
птиц: с круглым летком на передней стенке для синиц, поползней и воробьев и с
открытой передней стенкой – для дроздов. Такие домики не будут лишними, но
необходимо выдерживать их размеры и размещать в подходящем месте.
(Слайд)
6. Работа в рабочей тетради
– Ребята давайте нарисуем кормушку, которую вы бы хотели смастерить для своих
пернатых друзей?
– Что в ней должно быть обязательно?
7. Работа по теме урока (продолжение)
Игра “ Собери корм в кормушку”
– На доске выставлены продукты. Давайте подберем, какие из них мы можем взять
для угощения птичек?
(Дети выходят к доске и объясняют, почему берут тот или иной продукт)
Меню для птиц
(Слайд) Приложение
Как вы думаете, что заказали себе птички на обед?
Подсолнечник – мелкий и не жареный, перед засыпкой лучше подавить.
Овес или овсяная крупа – охотно съедят воробьи и синицы.
Просо пшено – любят воробьи и свиристели.
Арбузные и дынные семечки – любят синицы, поползни.
Ягоды рябины – любят воробьи и свиристели.
Хлебные крошки – порадуют всех птиц.
Из всего перечисленного вы можете выбрать любое “блюдо” для наших пернатых
друзей и положить его в кормушку.
8. Закрепление изученного материала.
– А теперь посмотрим, как вы запомнили птиц, которые живут у нас зимой?
Откройте страницу 24 в рабочей тетради.
– Соедините изображения птиц с их названиями? Всех нашли, никто не ошибся?
9. Итоги урока.
– Вспомните, о каких птицах мы говорили на уроке? Зимующие и кочующие.
– Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
В конце нашего урока послушайте стихотворение, которое подведет итог нашему
разговору.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна, будет им зима…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Спасибо ребята!