Оборудование урока: интерактивная доска, раздаточный материал.
Цели урока:
- познакомить учащихся со специальностью «корректор» и значением этой профессии в нашей жизни;
- научить детей «править» текст, видеть его недочёты;
- развивать культуру речи;
- обобщить знания по теме «Местоимение»
Ход урока
Учитель: Представьте себе, что вы великий ученый – физик , который открыл новый закон. Он родился в вашей голове, и вы спешите изложить на бумаге результаты своего труда. Или вы поэт, который сочинил прекрасное стихотворение. Вы хотите сохранить свое творение для будущих поколений, подарить его другим людям. И вдруг… Вы открываете книгу со своим творением, читаете. Гордость вдруг сменяется ужасом и разочарованием. Одна досадная ошибка или описка при печати – и ваше гениальное творение становится посмешищем, а новый физический закон – набором цифр. «До чего же это хрупкое и неустойчивое свойство - точность изложения ваших мыслей на бумаге! Надо развивать в себе эту полезную способность», - так пишет в книге «У слова стоя на часах» Олег Росс, корректор по профессии.
Встречалось ли вам в жизни слово «корректор»? Где? Вот определение этого слова в «Толковом словаре» Ожегова:
КОРРЕКТОР- работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуру (т.е. исправляющий ошибки на оттиске типографического набора)
В течение урока каждый из вас будет выполнять обязанности корректора. Поэтому давайте выясним, какими данными должен обладать корректор.
- Итак, вы корректор. Вы пришли на работу и видите перед собой несколько заданий от редактора журнала, в котором вы работаете
Задание 1
На доске загадка:
На окне стоит горшок,
А в горшке растет цветок.
Посмотреть – не разберешь:
Не растение, а еж.
Выписать из загадки слова с орфограммами, обозначить их.
Задание 2
Перед вами стихотворение болгарского поэта И.БОСЕВА. Это как бы письмо не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в нем, исправьте их. Какие орфограммы не усвоила Оля?
ЖАЛОБА.
Дядя, прошу тебя, помоги
Твоей племяннице Оле
А то небудет ее наги
В этой противной школею
Мне вчера за дектант на слова
Учитель поставил два
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прчитать.
Попроси его, дядя, исправить двойку
И поставить мне пять.
Найти слова, которые проверяются с помощью других правил.
Задание 3
- Корректору очень часто приходится пользоваться «Орфографическим словарем».
Проверьте написание следующих слов по словарю: атм…сфера, пр…фе..ия, ув..ртюра, г…раж, иску…тво, с…лфетка, р..клама, тип..графия, с..лдат, ко..ерческий
Задание 4
- Человек, исправляющий чужие ошибки, сам не должен допускать их. В редакцию вашего журнала или газеты прислали такой вопрос:
Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения:
И. сам |
В. самого |
Р. самого |
Т. самим |
Д. самому |
П..( о самом) |
В именительном падеже часть слова была стерта, ударение не было обозначено. Ребята заспорили. Одни утверждали, что здесь даны косвенные падежи определительного местоимения «сам», а другие настаивали на том, что на доске даны косвенные падежи местоимения «самый». Кто из них прав?
- Просклоняйте оба местоимения, и вы определите, кто из ребят прав. Не забудьте поставить ударение.
Задание 5
Известного французского писателя вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю вам право выбора оружия.
- Превосходно, - ответил Пруст, - предпочитаю орфографию. Вы уже убиты.
ДАВАЙТЕ С ВАМИ ПРОВЕДЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ДУЭЛЬ:
ДИКТАНТ С ВЗАИМОПРОВЕРКОЙ (работа в парах)
НИКОМУ НЕ ПРЕОДОЛЕТЬ, НИЧЕГО НЕ ВОЗВРАЩАЙ, НЕ О ЧЕМ РАССПРАШИВАТЬ, НЕЧЕГО РАССКАЗЫВАТЬ, КОЕ-ЧТО НЕОБЪЯСНИМОЕ, РАССЕРДИТЬСЯ КОЕ НА КОГО, ЧЬИ-ТО НЕДОСТАТКИ, КТО-НИБУДЬ НЕ МЕСТНЫЙ, А ИНОГОРОДНИЙ.
Задание 6
Светло и ярко солнце светит
Но загрустил Ошибкин Петя.
Глядит мечтательно в тетрадь:
- Вот если б получить мне пять.
- Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить «пятерку» (устная работа)
1. В слове «дуб» 3 звука: (д),(у),(б)
2. На жёлтых (листьях) – прилагательное, начальная форма - желтый, относительное, употреблено в род.п., мн.ч., муж.рода.
3.Разряды местоимений: мне(личн.), себя(возвр.), такой(определительное), нечто(отрицательное), некого(неопред.), кто-то(неопред.), твой(личное)
Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о профессии корректора. Выяснили, какими качествами должен обладать человек этой профессии.
Каждый из вас побывал в этой роли и, надеюсь, понял, что исправлять чужие ошибки - сложная и кропотливая работа. Сложная, но интересная, творческая. Залог успеха в работе корректора - отличное знание русского языка, внимательность, аккуратность. Но только ли корректору необходимы эти качества? Уверена, что каждому из вас, какую бы профессию вы ни избрали, они помогут в жизни, в работе, в общении.
Домашнее задание
Выписать из «Орфографического словаря» 4-5 слов и составить с ними предложения.