Цели:
- развитие интереса к русскому языку;
- развитие познавательной активности.
Ход урока
I. Фразеология
Розыгрыш дорожек. Задание: Представители каких специальностей подарили нам данные фразеологизмы? Что они означают?
На живую нитку (портные)
Направление главного удара (военные)
В час по чайной ложке (аптекари)
Снять стружку (деревообработчики, столяры)
Стричь под одну гребенку (парикмахеры)
Мертвая хватка (охотники)
Войти в роль (актеры)
Завестись с полуоборота (шоферы)
Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.
1. Из какого литературного произведения пришло в нашу речь выражение «На деревню дедушке». (Из рассказа А.П.Чехова «Ванька»)
(Свыше 2,5 тысяч лет тому назад появились водяные часы - узкий сосуд с отверстиями. Отсюда возникли выражения «время истекло», «поток времени», «текущий год»)
Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.
1. Его вешают, приходя в уныние, его задирают, зазнаваясь, его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. О чем это идет речь? (Нос)
2. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-то бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Что это такое? (Ветер)
3. Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? (В выражении – след простыл)
Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.
1. Какого цвета бывает тоска? (Зеленая)
2. Какие крылатые выражения пришли к нам из сказок?(За тридевять земель, по усам текло, в рот не попало)
3. Можно ли образовать фразеологизм из следующих слов: ни бы то что во стало? (Во что бы то ни стало)
4. Не цветы, а вянут. Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не понимают. Не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши)
II. Морфология
Розыгрыш дорожек. Угадайте, о каком великом человеке говорит в этом стихотворении Н.А.Некрасов? Расскажите о нем.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик... (Н.А.Некрасов)
Михаил
Васильевич Ломоносов
Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.
1. Назовите часть речи, которая в своем морфемном составе может иметь два окончания? (Имя числительное)
2. Определите, какой частью речи являются выделенные слова:
Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. (А.С.Пушкин)
На улице тихо.
Утро было тихо, солнечно.
Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.
1. К каким частям речи относятся следующие слова: пять, пятый, пятеро, пятак, упятерить, впятером, в-пятых, два, двойной, двое, двойка, удвоить, вдвойне, вдвое?
2. Какими частями речи являются слова « тысяча», «миллион», «миллиард»?
3. Определите род следующих несклоняемых имен существительных: фламинго, сулугуни, иваси, салями, кольраби, торнадо.
Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.
1. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:
Впереди были спортсмены-лыжники.
Штормовое море бушевало впереди нас.
2. Поставьте данные имена существительные в форму именительного падежа множественного числа «дно», «шило», «полено», «судно» (корабль). (Донья, шилья, поленья, суда)
3. Какие наречия могут быть также и предлогами?(Вблизи, мимо, после, вокруг, навстречу. Мимо нас, прошел мимо; остановились близи, вблизи леса)
4. Почему в орфографических словарях дается два варианта написания слов « вареный» и «варенный», «крашеный» и «крашенный»?
III. Орфография
Розыгрыш дорожек. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Ем, стоят, трость, тростник, вкусный.
Красная дорожка: нельзя ни разу ошибиться.
1. Напишите правильно: Жить (с)начала, (в)связи с переездом, жить (по)старому, (в)начале года, идти (на)попятную, (за)границей.
2. Выберите слова, в которых между двумя мягкими согласными “ь запрещен”.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят: на холме, у брега Днепра
Лежат благородные кости. (А. Пушкин.)
Желтая дорожка: допустима 1 ошибка.
1. Вставьте, где необходимо непроизносимые согласные.
Учас__ник, безмол__ствовать, искус__ный, кос__ные взгляды, окрес__ность.
2. Найдите лишнее словосочетание:
потерять книгу, вытереть со стола, оттереть пятно;
утренняя заря, утренняя зарядка, вспыхивают зарницы;
пировать с друзьями, отпирать дверь, съесть пирог.
3. Вставьте гласные в приставки:
пр__клоняться перед талантом, пр__бывать в стране, пр__твориться больным, пр__зрение к врагу.
Зеленая дорожка: можно ошибиться 2 раза.
1. Раскройте скобки, образуйте слова с приставками:
воз- – вос- (делать, создать, кликнуть, ходить, жечь);
раз- – рас- (копать, пахать, жечь, шевелить, хватать, звонить,).
2. Назовите слова с корнями, которыми “командует” ударение.
1) Ваня бежал босиком по горячей песчаной дороге. Пахло гарью и сухой гвоздикой.
2) Скоро все знали, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре.
3) Заря разгорелась за окнами, и в ее свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
4) Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле мошек. (К. Паустовский.)
3. Вставьте пропущенные буквы в причастия и отглагольные прилагательные.
Списа__ое задание, краше__ые полы, ране__ый в руку боец, некоше__ая трава, копче__ый лещ.
4. Вставьте пропущенные буквы.
Они бор__тся, ты наде__шься,он завис__т,она колыш__тся,мы раду__мся.
Финал
Вставьте пропущенные буквы:
Ад..птацияа, б..зн. смен,в..стибюль,в..тчина, в..н..грет, д..р..жёр, т..мп..рамент, р..ликвия, ч..хол, ц..линдр, м..раль, п..л..клиника, к..н..нада, к..мп..зитор, ф..ртуна, н..тариус, с..нтим..нтальность, щ..вель, ст..пендия, прив..легия, эл..ксир, интелл..генция, к..пуста, пл..ст..лин.
Задание для болельщиков.
Узнать фразеологический оборот по рисунку. Придумать рассказ с использованием данного оборота.
Подложить
свинью
Дым коромыслом
Литература
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1994.
2. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии.- М.: Просвещение, 1994.