Пояснительная записка.
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья – одна из наиболее актуальных проблем. Стремительный ритм жизни, неблагоприятная, загрязнённая среда обитания, нерациональное питание, гиподинамия оказывают пагубное влияние на состояние и здоровье человека.
В связи с этим возрастает роль предметов естественного цикла в расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных ситуациях. Актуальность и важнейшая социальная значимость проблемы ухудшения здоровья подрастающего поколения предполагает создание элективного курса «Физиология подростка» (практический курс). Необходимо отметить, что сегодняшние подростки не только технологически, а и по образу мышления оказываются не адаптированными к бурно развивающимся жестким реалиям жизни. В соответствии с новыми ФГОС, оказывается востребованной способность школьника учиться самому и, прежде всего, тому, что позволяет адаптироваться к реалиям рынка.
В связи с тем, что сегодня роль учителя меняется, его важнейшей функцией становится построение занятий так, чтобы создание учебного контекста из различных информационных составляющих было понятно, интересно и значимо для учащихся.
Б. Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность». Поэтому данная программа позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предмета естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающий. Программа предназначена учащимся 9 –ых классов, дополняет курсы биологии, химии. Программа рассчитана на 16 часов.
Цели курса:
- воспитание у учащихся потребности в здоровье;
- формирование у них научного понимания сущности здорового образа жизни и выработки программы физического и умственного развития собственного организма;
- развивать навыки практического использования теоретических знаний, и практического умения проводить анализ состояния собственного организма в различных условиях.
Задачи курса:
- Формирование здорового образа жизни, безопасного поведения в обществе.
- Привитие устойчивого интереса к биологии и желания дальнейшего изучения предмета.
- Выделение факторов, отрицательно влияющих на развитие подросткового организма.
Основные требования к курсу
Учащиеся должны знать:
- термины и понятия
- взаимосвязь строения и функций организма
- причины нарушения функций организмы
- факторы нарушений функций организма
- последствия нарушений и возможность их устранения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять причины изменения самочувствия человека в различных ситуациях,
- наблюдать и контролировать реакцию человека на различные экстремальные условия,
- предотвращать по возможности их негативные последствия,
- выявлять и устранять факторы, отрицательно влияющие на организм,
- составлять программу собственного индивидуального развития, сопоставимую с возрастом,
- проводить анализ и формулировать выводы.
Учебно-тематическое планирование (приложение 1)
Ниже приведены примеры практических занятий по некоторым темам курса.
2.2. Функциональные особенности опорно-двигательной системы (практические занятия)
Определение быстроты реакции человека.
Оборудование: монета.
Ход работы.
- Возьмите монету в левую руку и поднимите её перед собой.
- Разожмите пальцы. Когда монета будет падать вниз, правой рукой поймайте её. Монета должна пролететь 30 – 40 см.
- Опыт повторите 10 раз.
Оценка результатов: результаты можно считать неплохими, если из 10 попыток удастся поймать монету 7 раз.
Определение гибкости позвоночника.
Оборудование: табурет, линейка.
Ход работы.
- Возьмите в руки линейку и встаньте на табурет или ступеньку лестницы.
- Не сгибая ног, согните корпус в пояснице.
- Измерьте расстояние между указательным пальцем опущенных вниз рук и уровнем табурета или лестницы. Если пальцы окажутся ниже плоскости табурета (лестницы), ставьте знак «+». (например, +3. Это значит, что пальцы опустились на 3 см ниже плоскости табурета.) Если пальцы не достали табурета, ставьте знак «-» по аналогии.
- Подсчитайте среднюю гибкость позвоночника юношей и девушек в условных единицах (см). для этого вычислите среднюю гибкость, суммируя полученные данные юношей, а затем девушек. Первую из полученных сумм разделите на число участников, а вторую на число участниц эксперимента. Затем сравните результаты по формуле:
Оценка результатов: по статистике гибкость девушек на 20 – 25 % больше, чем юношей. Характерно ли это соотношение для вашей группы?
3.1. Сердечно-сосудистая система – показатель уровня физиологического состояния человека.
Определение уровня физиологического состояния человека методом регрессии (лекция)
Регрессией в статистике называют зависимость одной средней величины от ряда других величин. Например, известно, что, чем выше человек, тем больше должна быть масса его тела. Эта зависимость может быть выражена следующим образом: М=Р-100, где М – масса тела в килограммах, Р – рост в сантиметрах. С помощью этого уравнения можно узнать массу здорового человека средних лет. Записанное нами уравнение относится к уравнениям регрессии. Они имеют ряд особенностей, которые следует помнить.
- В уравнениях регрессии зависимости могут быть найдены статистическими методами между связанными друг с другом величинами, в данном случае между массой, выраженной в килограммах, и ростом, выраженным в сантиметрах. При составлении уравнений регрессии надо следить, чтобы были использованы именно те метрические единицы, которые указаны в уравнении, иначе будут ошибки.
- Одни и те же зависимости могут быть выражены различными уравнениями. Данное уравнение весьма приблизительное, поскольку оно не учитывает тип телосложения, пол, возраст человека, а ведь эти показатели имеют важное значение.
Для того, чтобы оценить уровень физиологического состояния человека по специальной шкале, надо знать следующие показатели, характерные для состояния покоя: частоту сердечных сокращений (ЧСС в 1 мин), среднее артериальное давление (мм рт. ст.), возраст (число полных лет), массу тела (кг) и рост (см).
Среднее артериальное давление вычисляется на основе систолического (верхнего) и диастолического (нижнего) артериального давления.
Если у человека АДсист.= 120, АДдиаст.= 60, то
Математическое выражение уровня физиологического состояния человека имеет следующий вид:
где УФС – уровень физиологического состояния, ЧСС – частота сердечных сокращений в 1 мин, АДср – среднее артериальное давление (мм рт. ст.), возраст (число полных лет), рост (см), масса тела (кг) полученные данные оценивают по следующей таблице.
УФС |
Шкала регрессии |
|
мужчины |
Женщины |
|
Низкий |
0,225-0,375 |
0,157-0,260 |
Ниже среднего |
0,376-0,525 |
0,261-0,365 |
Средний |
0,526-0,675 |
0,366-0,475 |
Выше среднего |
0,676-0,825 |
0,476—0,575 |
Высокий |
0,826 и более |
0,576 и более |
Этим уравнением могут пользоваться здоровые люди, не имеющие избыточной массы тела.
4.1. Укрепление органов дыхания. Лёгочная вентиляция (практическая работа).
1. Количество воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого при спокойном дыхании, называют дыхательным объёмом.
Общее же количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха, называют жизненной ёмкостью лёгких (ЖЕЛ). Однако и после этого в лёгких остаётся воздух. Это остаточный объём. В норме у мужчин ЖЕЛ, примерно, в 2,5 раза больше, чем у женщин. Для того, чтобы определить величину нормальной ЖЕЛ у данного человека, надо решить простое уравнение регрессии.
У мужчин ЖЕЛ (л)= 2,5 * рост (м)
У женщин ЖЕЛ (л)= 1,9 * рост (м)
2. Пути повышения ЖЕЛ (занятия греблей, плаванием, лыжным спортом)
3. Необходимость охраны воздушной среды.
4.2. Укрепление органов дыхания. Санитарное обследование помещения (практическая работа).
Санитарное обследование температуры воздуха в помещении.
Оборудование: термометр для измерения комнатной температуры.
Ход работы.
- Измерьте температуру воздуха у окон и у противоположной стены.
- Измерьте температуру воздуха на уровне парт и у пола.
- Оценка результатов: сравните полученные данные с нормативами.
Температура – 18 –20 °С.
Разница температур в разных участках помещения не должна превышать 2°.
Разница температуры на уровне пола и головы не должна превышать 2,5°.
Определение коэффициента аэрации в помещении.
Оборудование: сантиметровая рулетка.
Ход работы.
- Вычислите площадь форточки или фрамуги.
- Площадь открытых частей окна умножьте на количество окон.
- Определите площадь пола в помещении
- Вычислите коэффициент аэрации по формуле:
где Ка - коэффициент аэрации, S1 – площадь форточек, S2 - площадь пола.
Оценка результатов: Сравните экспериментальные результаты с нормативами. В норме коэффициент аэрации должен быть равен 1/50 (0,02) или немного выше.
5.1. Физиология и гигиена питания (практическая работа).
Санитарная проверка пищевых продуктов
Цель: провести санитарную проверку пищевых продуктов.
Оборудование: банки из-под сгущенного молока, рыбных и мясных консервов; пластмассовые коробки из-под маргарина, йогурта; коробки из-под кукурузных палочек, жевательные резинки, шоколад, банки из-под кофе, какао; детское питание; сухие соки.
Ход работы
1. Экспертиза упаковки
А. Вид упаковки (металлическая банка, стеклянная банка с закатанной металлической крышкой, стеклянная банка с пластмассовой крышкой, пластмассовая упаковка, алюминиевая фольга, бумага и т. д).
Б. Сохранность упаковки (механическое повреждение, коррозия и т. д).
В. Наличие бомбажа банки.
2. Экспертиза этикетки
А. Полнота информации на этикетке:
- наименование предприятия-изготовителя, его адрес;
- наименование товара, его масса;
- состав;
- калорийность;
- условия и срок хранения;
- дата изготовления;
- рекомендации по применению;
- противопоказания (в случае необходимости);
- наличие консервантов и пищевых добавок;
- обозначения ГОСТа или ТУ.
Б. Соответствие информации на этикетке штриховому коду:
- номер изделия под штриховым кодом чаще всего состоит из 13 цифр;
- первые две цифры соответствуют шифру страны-изготовителя или продавца товара;
- следующие 5 цифр – код предприятия-изготовителя;
- и еще 5 цифр – наименование товара, его потребительские свойства, размеры, масса, цвет;
- последняя цифра – контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером.
Код страны-изготовителя может состоять из трех знаков, а код предприятия из – четырех. Товары, имеющие небольшие размеры, могут иметь краткий код из восьми цифр.
В. Соответствие информации на этикетке и штампа на банке.
Трехрядная маркировка.
Первый ряд – дата изготовления (например: 301096);
Второй ряд – номер смены (например 102);
Третий ряд – тип консервов и номер предприятия (например: Р100): «Р» – рыбные, «Д», «КП», «К», «ЦС», «МС», «ОХ» – мясные.
Икра лососевая маркируется в 3 ряда:
- 1-й ряд –дата изготовления (декада – одна цифра, месяц и год – по две цифры);
- 2-й ряд – ассортиментный знак «икра»;
- 3-й ряд – до трех знаков – номер завода, один знак смена, Р – индекс рыбной промышленности.
Двухрядная маркировка.
Сгущенное молоко:
- 1-й ряд – буква «М» (знак молочной промышленности) и номер предприятия (например: 2000);
- 2-й ряд – номер смены (до трех цифр) и дата (месяц – две цифры и год – две цифры).
Вопросы к итоговому семинару:
- Проанализируйте результаты ваших практических работ.
- Выделите органы и системы, где есть отклонения от средних показателей.
- Попробуйте указать причины отклонений. Какие факторы повлияли на такое развитие органа (системы)?
- Какие рекомендации можно дать для оптимального процесса дальнейшего развития вашего организма (составьте в виде «Плана развития»).
- Выявите наиболее общие нарушения для вашей группы.
- Каковы причины этих патологий?
- Какие рекомендации можно дать для организации здорового образа жизни в вашем учебном заведении?
Литература
- Большая энциклопедия природы. Т. 16.Чудеса природы. М: ООО «Мир книги», 2003.
- Колесов Д. В., Маш Р. Д. Основы гигиены и санитарии. – М: Просвещение, 1989.
- Кошель П. Энциклопедический словарь школьника. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
- Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. – М: Просвещение, 1988.