Характеристика урока
Одним из основных методических направлений УМК авторы указывают формирование методологических знаний и исследовательских умений. Физика один из тех школьных предметов, на основании содержания которых можно эффективно формировать исследовательскую позицию учащихся, умение видеть проблемы, искать пути их решения. Семиклассники ещё только начинают осваивать физику, выполнять самостоятельно исследование им ещё не по силам. Наиболее приемлемые методы, применяемые на уроках, - это эвристический метод и элементы исследовательского метода, выполняемые под руководством учителя.
В ходе предложенного урока учащиеся осваивают активную познавательную деятельность, новые знания получают в результате совместного с учителем обсуждения демонстрационных экспериментов. Продолжаем формировать исследовательскую позицию: знания не даются в готовом виде, формируются умения наблюдать и делать выводы на основании наблюдений. Далее учащиеся вовлекаются в активную исследовательскую деятельность, посильную для выполнения. Заранее класс делится учителем на две группы. Первая группа - мотивированные учащиеся, способные к самостоятельной деятельности; вторая группа учащихся впоследствии выполняет фронтальный эксперимент под руководством учителя. Таким образом, результатом данного урока является не только усвоение учащимися новых знаний, но и формирование исследовательских умений.
Основное назначение экспериментальных заданий – способствовать формированию у учащихся основных понятий, законов, теорий, развитию мышления, самостоятельности, практических умений и навыков, в том числе умений наблюдать физические явления, выполнять простые опыты, измерения, обращаться с приборами и материалами, анализировать результаты эксперимента, делать обобщения и выводы.
Фронтальные экспериментальные задания являются эффективным средством активизации обучения физике, способствуют формированию системы основных знаний, практических умений и навыков учащихся, развитию их мышления, творческого подхода к изучению явлений, создают условия для реализации принципа развивающего обучения. В результате системного выполнения экспериментальных заданий знания учащихся становятся глубокими прочными и тесно связанными с жизнью.
Обсуждение результатов работы является важным моментом проведения фронтальных экспериментальных заданий. Поэтому после выполнения задания необходимо предлагать отдельным учащимся рассказывать о полученных результатах. Требование пересказа содержания опыта и сообщить его, приучает их к анализу. Способствует развитию логического мышления. Прежде чем учащиеся сделают вывод, необходимо добиться от них полного понимания того, что они сделали и что получили.
При формулировке вывода не следует полностью полагаться на самостоятельное объяснение учащимися наблюдаемых явлений. Учителю необходимо «довести» умозаключения учащихся до необходимого научного уровня. Поэтому учитель вместе с учащимися корректирует полученные результаты, помогает сделать правильный вывод.
Наблюдение за выполнением экспериментальных заданий, обсуждение полученных результатов показывают учителю картину конкретных знаний, умений и навыков.
План урока
|
Этапы урока |
Время |
Приемы и методы |
І |
Актуализация знаний |
5-7 мин. |
Фронтальный опрос в письменной форме (тест по вариантам), в устной форме (кроссворд), за компьютером (тест по вариантам). |
ІІ |
Изучение нового материала с последовательной постановкой учебных проблем |
20-25 мин. |
Эвристическая беседа, исследовательский эксперимент, записи и рисунки на доске и тетради |
ІІІ |
Закрепление полученных знаний, выделение главного |
8-10 мин. |
Беседа, ответы на вопросы |
ІV |
Домашнее задание |
3-5 мин. |
Пояснения учителя, записи на доске и в дневниках |
Оборудование к уроку:
Демонстрационное оборудование на кафедре
- Два деревянных кирпичика для опоры.
- Линейка деревянная, пластмассовая.
- Мешочек с песком.
- Различные динамометры.
- Штатив.
- Пружина, резинка (15-20 см).
- Грузы (100….г), 3 кг,5 кг,10 кг.
- Поролон многослойный толстый.
- Мультимедиа проектор.
- Компьютер (4).
- Полный интерактивный курс физики для учащихся школ, лицеев «Открытая физика.2.6» часть 1.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки Кирилла и Мефодия. 7 класс».
- Экран.
Лабораторное оборудование (на каждый стол)
- Динамометр лабораторный.
- Линейка 20 см.
- Скрепки канцелярские 2 шт.
- Резинка (0,5 – 15 см).
- Оценочный лист для оформления лабораторных работ (приложение 3, приложение 4).
Сценарий урока (приложение 5)