Карта целей по теме «Строение вещества»
Название категорий |
Примеры целей |
Знание. |
1. Формулирует понятия молекулы, атома, диффузии, теплового движения, притяжения и отталкивания молекул, смачивания капиллярности. 2. Воспроизводить свойства вещества в различных агрегатных состояниях, основные положения о строении вещества. |
Понимание. |
1. Понимает зависимость объёма тела, скорости молекул тела от температуры; зависимость скорости протекания диффузии от агрегатного состояния и от температуры. 2. Приводит примеры диффузии в жизни. 3. Объясняет агрегатные состояния вещества с точки зрения строения вещества. |
Применение в стандартной ситуации. |
1. Демонстрирует опыты по наблюдению диффузии и явления смачивания вещества. 2. Решает качественные задачи. 3. Применяет способ рядов для определения размеров малых тел. |
Анализ и синтез. |
1. Проводит различия между свойствами агрегатных состояний с учётом расположения и движения молекул. 2. Предлагает план проведения эксперимента по определению размеров малых тел. 3. Составляет схемы расположения молекул в различных агрегатных состояниях вещества. |
Оценка. |
1. Оценивает значимость учебного материала диффузии, смачивания, капиллярности, теплового расширения. 2. Оценивает результаты лабораторной работы. |
Проект урока усвоения нового знания по теме «Диффузия»
Название этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. |
|
|
2. Актуализация знаний. |
Почему крошится кусочек мела? |
Все тела состоят из частиц, разделённых промежутками. |
Почему в жаркую погоду провода провисают? |
Сростом температуры расстояние между молекулами увеличивается. |
|
Что мы чувствуем, проходя недалеко от столовой, хлебозавода? |
Запах продуктов, свежеиспечённого хлеба. |
|
Как мы определим, что в квартире покрасили стены? |
Определим по запаху краски. |
|
Что заметили? Какой возникает вопрос? |
Почему вещества смешиваются? |
|
3. Постановка проблемы. |
Почему вещества перемешиваются? Какие есть мнения? |
Молекулы движутся. Молекулы одного вещества оказались в промежутках между молекулами другого вещества. |
4. Открытие детьми «нового» знания. |
Этот процесс называется диффузия (тема урока). Демонстрирую опыты по протеканию диффузии в твёрдых телах, жидкостях, газах. |
|
В чём причина явления диффузии? |
Причина диффузии – движение молекул. |
|
Где быстрее всего происходит диффузия: в газах, жидкостях, или твёрдых телах? Почему? |
Быстрее всего в газах, так как промежутки между молекулами больше, медленнее всего в твёрдых телах, так как расстояние между молекулами меньше. Жидкости занимают промежуточное положение между газами и твёрдыми телами по скорости течения диффузии. |
|
Демонстрирую опыты по протеканию диффузии в жидкости разной температуры. Какой вывод можно сделать? |
Чем выше температура жидкости, тем быстрее происходит диффузия. |
|
Почему с ростом температуры явление диффузии протекает быстрее? |
С ростом температуры молекулы движутся быстрее. |
|
5. Первичное закрепление. |
На чём основан способ засолки огурцов? |
На явлении диффузии. |
Как ускорить процесс засолки огурцов? Почему? |
Огурцы нужно залить горячим рассолом. Молекулы будут двигаться быстрее, диффузия произойдёт быстрее. |
|
Почему чернильное пятно легче отмыть со стола сразу, чем немного погодя? |
Немного погодя произойдёт диффузия. |
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. |
Привести собственные примеры диффузии в природе, быту, технике. Записать в тетрадь |
2 ученика работают на обратной стороне доски. |
Слушает примеры диффузии ребят у доски. |
Проверяют самостоятельную работу, приводят свои примеры диффузии в природе, быту, технике, которые не назвали ребята у доски. |
|
7. Рефлексия. |
1. Какое задание вызвало затруднение (удивление)? |
Почему чувствуем запах краски, хлеба? |
2.Как мы разрешили проблему? |
Познакомились с явлением диффузии, которая объясняется движением молекул. |
|
Что получили в результате? |
Выяснили, как протекает диффузия в газах, жидкостях, твёрдых телах, зависимость её от температуры. |