Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры для повышения положительной мотивации к уроку у студенток педагогического колледжа

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас  прочности здоровья. Мы знаем, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодёжи, ниже среднего. Государственный национальный проект «Здоровье» помогает решать эту проблему.

Специалисты в области физической культуры, в свою очередь, также активно работают в русле данной проблематики: разрабатывают новые здоровьесберегающие технологии, ищут пути повышения интереса к занятиям физическими упражнениями, формирования представлений о здоровом образе жизни у всех групп населения. Однако для эффективного их внедрения мешают следующие причины:

Низкая мотивация к здоровому образу жизни. В СМИ ещё недостаточно пропаганды здорового образа жизни. Бесплатных физкультурных кружков мало. Школьные секции не везде интересны.

Преобладание пассивного досуга. Интерес к движению  пропал особенно заметно на примере школьников и учащейся молодёжи. На смену подвижным играм доминирующее место в досуге учащегося стали занимать виртуальные игры, которые и без того увеличивают гиподинамию, перегружают зрительную и нервную систему.

Низкий уровень физического развития и слабая физическая подготовленность. Студент на практике не способен реализовать требования государственного стандарта из-за плохой физической подготовки.   Пропадает интерес к уроку физической культуры.

Повышенная занятость современного студента. В настоящее время студенту дневного отделения приходиться совмещать работу и учёбу, что предъявляет повышенные требования к здоровью молодого человека.

Возраст студентов средних специальных учебных заведений охватывает 15-19 лет. В данном возрасте происходит перестройка деятельности всех физиологических систем организма, особенно у девушек. Отмечается развитие в центральной нервной системе. Меняется психика, поведение, социально-бытовые ориентации девушек. Они остро переживают недостатки своей внешности, а у некоторых даже наблюдается дисморфофобия – чувство острого недовольства своей внешностью (Тимошенко Л.Н,1990). Девушки становятся более эмоциональными.  Они ближе к сердцу принимают похвалу и порицание, их легче растрогать, заставить смеяться или плакать. Они более самолюбивы и обидчивы (Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. 1981).

Забота о своём физическом состоянии у девушек проявляется в поддержании «внешних» форм, гибкости, изяществе движений, походке и, реже, в развитии быстроты, силы или выносливости.

Указанное свидетельствует о том, что у большинства девушек, не сформированы физкультурно-оздоровительные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности.  По исследованиям  Вавилова Ю.Н. (1990) более 80% старшеклассников страны выразило отрицательное отношение к  урокам физкультуры.   Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности, здоровье студентов и интереса к уроку.  Указанное подтверждают и результаты научных работ многих исследователей, изучавших проблему снижения интереса к уроку  физической культуры: Водолажским Г.Г (1969), Войлоковым А.М. (1971), Сайкиной Е.Г. (2000) и др.

Таким образом, решение данной проблемы становится весьма актуальной и требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов физического воспитания.

По результатам многочисленных исследований  Кадырбаевой Д.Р. (1992) главной причиной падения интереса учащиеся называют низкую плотность урока, чрезмерную нагрузку для девушек, отсутствие эмоциональности урока,  плохую организацию урока.

В 2008 году нами было проведено анкетирование, в котором   приняло участие 246 респондентов (студенты нового набора, вчерашние школьники). Была разработана анкета, включающая в себя вопросы, позволяющие выявить:

  • мотивы посещаемости уроков физкультуры;
  • возможные пути повышения интереса и удовлетворённости от урока   физкультуры;
  • отношение к новым фитнес-технологиям;

На основании проведённого анализа результатов анкетирования студенток колледжа, и изучения данных научно-методической литературы, можно сделать вывод, что фитнес-технологии вызывают повышенный интерес, поэтому их применение на занятиях со студентами педагогического колледжа может стимулировать интерес к занятиям физической культуры.

Так, опрос, проведённый нами среди студенток педагогического колледжа, показал, что 42% респондентов хотят применения на уроках различных направлений фитнеса. 50% девушек выразили своё желание заниматься на уроке под музыку.

В ходе занятий под музыкальное сопровождение можно менять темп упражнений и повышать их интенсивность. Проделанная работа в килограммо-метрах значительно больше, когда  выполнение упражнений сопровождается эмоциональной, положительно воздействующей музыкой.

Танцевально-ритмическая гимнастика, различные виды аэробики, стретчинг вне зависимости от их специфической направленности и решаемых главных и частных задач,  находит отражение в той или иной направленности уроков физической культуры: легкоатлетической гимнастической, игровой и т.д., они  способствуют разнообразию средств в проведении подготовительной и заключительной частей урока. Их элементы способствуют оживлению урока, придают ему новую эмоциональную окраску.

Так, на уроках легкоатлетической направленности  фитнес-технологии включаются в подготовительную часть, выполняя упражнения под музыку.

Применение фитнес – технологий в подготовительной части урока любой направленности, прежде всего, должны отражать специфику данного вида упражнений и способствовать развитию определённых двигательных способностей занимающихся.

В подготовительной части уроков с легкоатлетической направленностью включаются упражнения аэробики, приближённые к технике бега, прыжков, метаний. Упражнениям для подвижности суставов способствуют  джаз-аэробика, фанк и т.д.

На уроках гимнастики используется степ-аэробика, упражнения на гимнастических мячах, скип-аэробика, шейпинг.

На уроках с игровой направленностью в подготовительной части, в зависимости от задач урока применяется классическая аэробика с различными перемещениями приставными, скрестными шагами, с внезапными остановками, прыжками, упражнения степ-аэробики на гимнастической скамейке. Интересно проходят упражнения жонглирования  мячом под музыку: это небольшие комплексы на 32 счёта.

На уроках лыжной подготовки, когда погодные условия не позволяют выходить на улицу, в зале  проводятся упражнения силовой аэробики: с резиновыми бинтами под музыку, терра-аэробика, с набивными мячами, упражнения степ-аэробики на скамейках, скипп-аэробика, классическая аэробика, фолк-аэробика.

Для решения задач основной части урока  применяются специально разработанные комплексы упражнений из различных направлений фитнеса (силовые,  танцевальные виды аэробики высокой интенсивности, стретчинг, классическая аэробика, степ-аэробика и др.), направленные на развитие выносливости, прыгучести, силы, гибкости и других двигательных способностей, необходимых для реализации задач, поставленных на уроке физической культуры любой направленности.

В заключительной части для снятия напряжённости, повышения эмоционального состояния применяются фитнес-технологии: стретчинг, йога-аэробика, детские ритмические танцы для профессиональной подготовки студенток..

Также фитнес-технологии активно используются  в различных видах физкультурно-оздоровительной работы.

(См. Приложение 1 "Применение фитнес технологий в физкультурно-оздоровительной работе студенток педагогического колледжа".)

Как показывает практика и данные проведённых опросов студенток колледжа, внедрение фитнес-технологий в урок по физической культуре вызывает положительную мотивацию к уроку, большой интерес и желание заниматься у большинства из них. По направленности уроков на первое место они ставят танцевальную аэробику и шейпинг. Растёт интерес к силовым упражнениям под музыку. Также из ответов студентов можно предположить, что включение в уроки фитнес-технологий смогло бы удовлетворить их потребность и в новизне, и в музыкальном сопровождении, тем самым повысив плотность самого урока, где основная часть могла бы проводиться по общепринятой программе.

Таким образом, можно придти к выводу, что фитнес-технологии могут содействовать изменению негативного отношения к урокам физической культуры, они являются действенным средством повышения интереса у студентов к занятиям физическими упражнениями, способствовать повышению уровня здоровья молодёжи.


Ри. 1. Мотивы посещения урока

Данный вопрос анкеты выясняет, что же мотивирует студенток к уроку физической культуры.

  • 51.2% респондентов ответили, что главное в жизни - это здоровье и для этого надо посещать урок физкультуры. Формированию хорошей фигуры отдали предпочтение 45.8%
  • 20.1% - работоспособность улучшается и позволяет лучше работать на последующих уроках
  • 8% приходят на урок, чтобы общаться.

Из ответов становится очевидным, что для студентов важным является, прежде всего, здоровье и визуальная сторона вопроса – хорошая фигура.


Рис. 2. Направленность урока физкультуры

Ответы на вопросы анкеты позволили выяснить мнение студенток об их интересах на уроках физкультуры:

  • 30% и 31% отдают предпочтение аэробике и спортивным играм.
  • 22% - гимнастике.
  • 17% нравятся  комбинированные уроки.

Учитывая, что на уроках гимнастики тоже применяются упражнения фитнеса, можно сделать выводы, что девушки предпочитают этот раздел программы, т.к. он близок к нетрадиционным видам (аэробике, шейпингу, стретчингу).

Девушкам, по-прежнему, хочется быть гибкой, пластичной, иметь хорошую растяжку и красиво двигаться.

Также растёт интерес к силовым упражнениям, которые применяются на гимнастике и спортивных играх, т.е. уделяют большое внимание эстетической красоте (телосложению).


Рис.3. Средства, позволяющие сделать урок любимым

На вопрос анкеты «Как сделать урок любимым» выяснилось, чего в первую очередь не хватает на уроке для повышения интереса. Большинство респондентов ответили – музыки и фитнес направлений. Небольшой процент студентов хочет больше игр.

Из ответов студентов можно предположить, что включение в урок фитнес – технологий смогло бы удовлетворить их потребность в новизне, и в музыкальном сопровождении урока, тем самым, повысив плотность урока.

Выводы

1. Из анкетирования студентов колледжа  стало ясно, что для мотивации к уроку физической культуры необходимо включать фитнес-технологии и игры.

2. Опыт показывает, что применение фитнес-технологий, игр изменяет негативное отношение к уроку,  повышает интерес, влияет на посещаемость уроков физической культуры, повышает плотность  и нагрузку.

3. Выполняя  задания под музыку, что выполняется на высоком эмоциональном состоянии, студенты не замечают, сколько килограммометров  они проделали на уроке.

4. Занимаясь  с интересом на уроках физической культуры, двигательная активность станет для студента потребностью, что в дальнейшем поможет вести ему здоровый образ жизни, с радостью участвовать в профессиональной деятельности.

Литература

1. Водолажский Г.Г. Исследование интереса учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия их воспитания. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М. 1969 с.23

2. Войлоков А.М. Исследование отношения учащихся старших классов к урокам физической культуры и путей воспитания интереса к ним. Автореф. Дисс. Канд. Пед. наук. Л. 1971 с. 23

3. Журавин М.Л. Сайкина Е.Г. Музыкальное сопровождение, как средство повышения качества и результативности занимающихся по физической культуре и спорту. Сборник научно-методических работ. С-Пб РГПУ им.А.И.Герцена. 20003. 356 с.

4. Казакевич Н.В, Сайкина Е.Г, Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. С-ПБ 2001

5. Калырбаева Д.Г. Писанникова Е.П. На всероссийской конференции. Физическая культура в школе. М. 2004,  №3, с.2

6. Колесов Д.В. Хрипкова А.Г.  Девочка-подросток-девушка. М. «Просвещение». 1981г.

7. Сайкина Е.Г. Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика. Методическое пособие. С-Пб 2001

8.  Сайкина Е.Г Фирилёва Ж.Е Музыкальное обеспечение уроков физкультуры в школе. Повышение мотивации учащихся к занятиям физической культуой и спортом. Сборник научно-методических работ. Технологии образования в области физической культуры. С-Пб. 2003

9. «Тимощенко Л.И.  Воспитание старшеклассниц. М. «Просвещение».1990

10.  Фитнесс: становление, тенденции и перспективы развития в России. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвящённой 210-летию РГПУ им.А.И.Герцена, 60-летию факультета физической культуры. С-ПБ 2006