«Все без здоровья – ничто»
Сократ«Физика – самый идеальный полигон для тренировки ума»
Эйнштейн
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей
1. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:
а) в физическом плане - умеет преодолевать усталость, справляется с учебной нагрузкой;
б) в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
2. Здоровье учащегося зависит от правильной организации учебной деятельности:
а) строгая дозировка учебной нагрузки;
б)построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
в) соблюдение гигиенических требований ( свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
г) благоприятный эмоциональный настрой.
3. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. Следует помнить, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
В известной степени неудовлетворенность собой является врожденной категорией и величайшим из стимулов к саморазвитию, обучению, условием борьбы и успеха.
Но неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы привести в согласие притязание ученика и его возможности. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать.
Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда.
На уроках физики практически вся учебная деятельность связана с мысленными или реальными экспериментами, умением и желанием объяснить привычные явления на основе законов физики. Хорошие результаты дают уроки – конференции, уроки « я – учитель», уроки – « судебный процесс» над явлением ( инерцией, трением, техническим прогрессом, электричеством, радиацией и т.п.).
В целях развития воображения учеников полезно решать задачи, где ученики оказываются своего рода экспертами, следователями, руководителями больших предприятий.
Очень нежелательно использовать задачи «без сценария» - в которых проверяется лишь умение ученика оперировать формулами. К счастью, таких задач в новых пособиях почти нет.
В конце урока нужно оставить время на рефлексию и рекомендации по домашнему заданию.
Не нужно забывать о том, что отдых – смена видов деятельности.
Поэтому при планировании урока следует позаботиться о смене видов деятельности.
Нормой считается смена 4 – 5 видов деятельности. Хорошие результаты дает
проговаривание законов, прописывание в воздухе формул, работа в группах.
Запоминалки:
Массу мы легко найдём,
Умножив плотность на объём.
«Бац!» -взмахнул кнутом пастух.
«Пора вставать!» - пропел петух
Если слово «бац» запомнишь,
Формулу объёма вспомнишь.
V=bac
Не лезьте в воду глубоко,
В воде давленье велико.
Надавит сверху РО-ЖЕ-АШ
И вдруг концы свои отдашь.
Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
1. Игра с мячом. Учитель, кидая мяч, задает ученику вопрос, отдавая мяч, обратно ученик отвечает.
2. Величина – единица.
3. Игра в слова.
4. Острый глаз. Определите без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане…
5. Уберите лишнее слово.
6. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет физическое понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот, кто пройдёт дальше.
Несколько минут на уроках следует уделить коротким физическим упражнениям:
1. упражнениям для глаз: ( движение глазами вверх – вниз; вправо – влево; вращение по часовой стрелке; против часовой стрелки; закрыть глаза и представить поочередно цвета радуги);
2. потягивание за мочки уха, потерание мочек уха.
В заключение хочется ещё раз сказать:
«Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников».