Цели и задачи:
- обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе;
- сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину;
- продолжить развивать умение работать с таблицами и схемами;
- развивать мышление, речь;
- воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду.
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» для 3 класса, авторы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин,
- рабочая тетрадь №1 к учебнику,
- выставка урожая «Дары осени»,
- колосья пшеницы, наряженные под «именинный» сноп,
- крестословица.
План
- Организационный момент
- Систематизация и обобщение. Проверка домашнего задания.
- Сообщение новой темы.
- Осень в жизни наших предков.
- Итог урока.
- Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент.
2. – Сегодня на уроке окружающего мира мы продолжим наше путешествие «Вслед за солнышком живём», т.е. соединим урок окружающего мира с уроком народоведение.
- А сейчас повторим. (В это время 6 учащихся разгадывают крестословицу. (Приложение 1), остальные отвечают на вопросы).
- Какие изменения происходят в неживой природе с наступлением осени?
- Какие изменения происходят в жизни растений?
- Что происходит в жизни насекомых, земноводных, пресмыкающихся?
- Почему октябрь называют «месяц отлета, пролета и прилета птиц»?
- Что происходит осенью в жизни зверей?
Проверка крестословицы.
- Какое слово получилось в выделенных клетках крестословицы?
- Случайно ли получилось слово «урожай»?
Обобщение: тема сегодняшнего урока связана с уборкой урожая.
3. Тема «Осенняя пора в жизни людей»
- На уроке мы ответим на вопросы:
- Чем заняты люди осенью?
- Какую работу выполняли наши предки осенью?
а) - Итак, какое же главное занятие у людей осенью?
- Нельзя терять ни минуты. Надо убрать урожай до дождей и холодов.
- Где люди собирают урожай?
- Чтобы ответить на этот вопрос выполните в тетради на с.17 задание № 37.
Проверка.
- Что люди собирают в саду? На огороде? В лесу? На полях?
- Чтобы выполнить задание №36 нужно вспомнить зерновые культуры, садовые и то, что из них получают?
- Выберите из растений зерновые и их № выпишите слева. Остальные № - справа.
Проверка.
б) - Чем еще заняты люди осенью?
Прочитайте на с. 53 в учебнике с абзаца.
Ответы детей.
в) - Какие же факторы (условия) влияли на выращивание урожая?
- Солнце;
- погода;
- земля-кормилица;
- заботливые руки земледельца.
- Бережное отношение к земле, сохранение и приумножение ее плодородия – священная забота всех, кто на ней работает. А наша с вами забота бережно относиться к тому, что выращено заботливыми руками и непосильным трудом.
г) - После окончания осенних работ люди устраивают веселые праздники, ярмарки, на которых чествуют тружеников, где всех нас радует обилие овощей, фруктов, ягод.
- Приведите примеры таких праздников.
(«Старый Сургут», общешкольный праздник «А у нас капустник», выставка в кабинете «Дары осени»)
4. - Об урожае волновались и наши предки. Тяжелы были летние и осенние работы.
а)- Как называли эту пору в старину?
- Почему страдой?
(Работали с раннего утра до позднего вечера, очень сильно уставали. Слово страда недаром однокоренное со словом страдание)
- Каждый час страды был на счету. В июле начинались покосы. (Рисунок с.56 учебника). Заготавливали сено для домашних животных. Выходили на луга очень рано. Поэтому, и говорили «Коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой»
- В августе начиналась уборка хлебов. Говорили «Рожь поспела – берись за дело». Взрослые срезали колосья ржи и пшеницы серпами и вязали их в снопы. После просушки снопы сносили под навес, где обмолачивали колосья цепами. (Рисунок с.56).
- А что в это время делали дети?
б) - Наши предки жили с природой в согласии. Они одушевляли матушку – землю, хлебные колосья. Первый сжатый сноп «именинный» наряжали, носили его с песнями по домам, а потом ставили в избе в красный угол. (Рисунок с. 58). Мы тоже сегодня в классе нарядили такой «сноп».
- Главными на уборке урожая были женщины-жницы. Жнеи молодые, серпы золотые.
Мы сейчас с вами мысленно переместимся в то далекое время и посмотрим, как наши предки отмечали конец жатвы.
Выходят хозяин с хозяйкой.
Хозяин: Добро пожаловать, гости дорогие!
Хозяйка: Добрый день, детишки – девчата и мальчишки!
Вместе: Милости просим на Осенины!
Хозяин: Давно мы вас ждем поджидаем, на праздник всех приглашаем!
Хозяйка:
Гости в сборе вроде,
Как говорят в народе.
А осень что-то не идет –
Дорогу видно не найдет.
Давайте, ребята ее позовем.
Дети хором:
Осень, осень в гости просим:
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
Входит Осень.
Осень: Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой, красны девицы да добры молодцы. На дворе моем широком, привольном справим праздник урожая «Оспожинки». Испрошу я вас, выведая, чем я вас наградила, чем осенины одарили?
Хозяин:
Собрали мы жито
Густое, колосистое –
Пшеницу золотую,
Рожь зернистую.
Хозяйка:
Мы теперь с овсом кучерявым,
Ячменем усатым.
С брусникою переспелою,
С красною рябиною,
Со всякой садовиной.
Хозяин:
Есть и картошки,
Головы-лепешки,
Овощные корешки,
Завитые кочетки.
Горох и ленок,
Да грибов кузовок,
Да сладкая репа.
Хозяйка:
Спасибо за хлеб, за жито
Будем мы всю зиму сыты.
Осень:
Я пришла к вам не одна,
Я гостей к вам привела:
Со мною жницы молодые,
Серпы золотые.
Входят жницы.
Жницы :
Сжали ниву до конца,
До последнего венца,
Конец нивушке, конец!
Будем заплетать венец!
Жница 1:
Месяц круторогий, свети нам по дороге,
Чтобы мы не заблудились, веночка не сгубили!
Жница 2:
Будь село весело! Мы веночек несем
Из яхровой ярички, из озимой пшенички!
Жница 3:
Мы не сами идем, мы веночек несем.
Отворяйте ворота, встречайте веночек!
Хозяйка:
Жницы идут, мне веночек несут.
Хозяин:
А венок из золота, молодые жницы?
Жницы:
Лучше, чем из золота.
С поля из пшеницы.
Выкупайте венок!
Хозяйка: А сколько стоит золотой венок?
Жница 1:
Выкуп наш непростой,
Ведь венок-то золотой.
В помощь возьмите ум и старанье,
Чтобы выполнить наши заданья.
Хозяин:
А вы, гости, не скучайте,
Нам с хозяйкой помогайте.
Жница 2 объявляет первое задание: Кого мы, женщины-жницы считали своей помощницей и покровительницей в нашем нелегком труде?
Ответы детей: Главной своей помощницей жнеи считали Богородицу.
Учитель: 21 сентября – праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Празднуется он Церковью, как день всемирной радости. К нему наши предки приурочивали празднование нового урожая. Главными же на уборке урожая были женщины-жницы. С принятием христианства Богородица становится Хозяйкой, Покровительницей поля и помощницей человеку в его страдном нелегком труде. Этот день еще в народе зовется госпожинки, оспожинки.
Жница 3: Осень – время уборки урожая, когда людям приходилось много трудиться. Поэтому, второе наше задание – пословицы о труде, о хлебе. Я вам говорю начало пословицы, а вы должны ее продолжить.
- Дерево ценят по плодам, (а человека по делам).
- Хочешь есть калачи – (не сиди на печи).
- Землю солнце красит, (а человека труд).
- Что посеешь, (то и пожнешь).
- За обедом хлеб – (всему голова).
- Откладывай безделье, (да не откладывай дела).
- Делу время, (а потехе час).
Жница 1: Последнее третье задание – отгадать загадки.
1) Ходит дом ходуном на столбе золотом
Окна позолочены, ставни заколочены. (Колос)2) Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (Пшеница)3) Золотист он и усат,
В ста карманах, сто ребят. (Рожь)4) Стоит в поле Антошка,
Голова в сережках. (Овес)5) Лежит мужичок в золотом кафтане;
Подпоясан, а не поясом;
Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)
Учитель: В народе был такой обычай. К празднику урожая украшать передний, т.е. красный, угол избы последним дожинальным снопом, который наряжали в женскую одежду, украшали красными ленточками.
6) И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей. (Хлеб)
Жница 2: Молодцы, ребята, хозяин с хозяйкой все задания выполнили, веночек выкупили.
Жницы вручают венок хозяйке.
Жницы поют:
Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали
И в копны поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А с печи пирогами.
Ай, спасибо тому,
Кто в этом дому.
Хлебушко, расти!
Времечко, лети!
До новой весны,
До нового лета,
До нового хлеба!
Хозяйка:
Дожали, дожили,
Оспожинки встретили,
Пора каравай почать,
Гостей угощать.
5. Итог урока.
6. Домашнее задание. Выполнить задания в тетради на с.18. Узнать, какие традиции и обряды существовали у других народов во время уборки урожая.
Литература.
1. Изотова В.А. Праздник «Осенины» // Начальная школа. 2000. №9, с.106-109
2. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Книга для учителя. – М.: Дрофа, 1998. – с. 90
3. Поглазова О.Т. Методические рекомендации к учебнику третьего класс «Окружающий мир». Пособие для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – с.56-59.