Авторская программа по предмету "Информатика" для радиомехаников

Разделы: Информатика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Основания разработки программы

Учебная программа предмета «Информатика» разработана на основе образовательного стандарта и предназначена для подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Радиомеханик»

Программа составлена на основе определения системы учебных элементов (УЭ) с учетом уровней их усвоения.

1.2. Целевое назначение и тип программы

Программа предназначена для профессионального обучения на базе основного общего образования. Сущность обучения заключается в последовательном усвоении учащимися УЭ. Применение компьютера в гуманитарных областях деятельности. Мультимедиа - новый способ применения компьютера. Основные сферы применения мультимедиа-технологий. Интернет. Внедрение компьютера в повседневную жизнь человека.

Программное обеспечение современного компьютера. Операционные системы и их развитие. Интегрированные системы. Установка, настройка и обмен данными. Офисные пакеты.

Текстовые процессоры. Работа с документами. Создание списков. Оформление текста в виде таблицы. Создание привлекательных рекламных объявлений и Web-страниц. Верхние и нижние колонтитулы. Создание документа из нескольких колонок. Добавление рисунков в документ. Создание Web-страниц. Добавление и удаление гиперссылок.

Компьютерная графика. Распознавание документов. Технология распознавания документов. Виды изображений. Обработка изображений. Системы распознавания документов.

Программы проверки и корректировки текста. Технология проверки и корректировки слайд-фильма. Технология создания слайд-фильмов. Инструменты для создания слайд-фильмов.

Издательские системы. Отличие текстовых процессоров и издательских систем.

Функции, одинаковые для обеих сред. Верстка страниц и изготов­ление макетов отдельных изданий в издательской системе.

Технические средства современного офиса. Средства обработки Документов. Копировальная техника. Средства оперативной полиграфии. Средства связи. Микрокалькуляторы. Периферийное оборудование информационных систем. Телекоммуникационные сети. Глобальная сеть Интернет. Сервисы глобальной сети Интернет. Поиск информации в Интернет. Основные сведения о World Wide Web. Поисковые системы. Браузер Microsoft Internet Explorer. Основные приемы работы в Microsoft Internet Explon Переход к Web-странице. Создание Web-документов.

Качество УЭ определяется:

  • количеством понятий (знаний, теорий)
  • необходимой глубиной изучения, которая зависит от целей обучения.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен иметь представление об информационном процессе.

Обучающийся должен знать:

  • иметь  представление  об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
  • иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
  • знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
  • знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;

Обучающийся должен уметь:

  • уметь использовать изученные прикладные программные средства;

1.3. Место дисциплины в учебном плане

Входит в блок профессионального цикла. Изучается на первом, втором и третьем курсах.

  • в соответствии с учебным планом, программа данной дисциплины учитывает установленные межпредметные связи
  • учитывает знания, полученные при изучении математики, спецтехнологии, материаловедения, производственного обучения.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

2.1. Обоснования содержания программы

Набор УЭ составляет программу обучения, причем он позволяет составить      программу как в целом на учебную группу, так и индивидуально на каждого учащегося. УЭ располагаются в последовательности, соответствующей логике изложения материала преподавателем.

В предлагаемой программе выделение УЭ проводилось таким образом, чтобы содержание каждого из них могло быть уточнено, самим преподавателем с учетом целого ряда факторов:

  • профессии
  • ступени квалификации
  • общего уровня подготовленности учащихся
  • их познавательных возможностей.

Структура программы разработана с учетом современных тенденции дифференциации и индивидуализации обучения предлагается дифференцированное содержание и ориентация на конечный результат (уровни усвоения учебного материала)

3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСИИКА ПРОГРАММЫ

3.1. В процессе обучения преподаватель использует словесные и наглядные методы обучения, основными из которых является лекция с элементами демонстрации, в сочетании с практическими работами.

Используется комплекс учебных пособий и средств обучения:

  • пособия (стенды, плакаты, схемы)
  • натуральные образцы

При изменении требований Государственных стандартов программа может корректироваться.

Программа является исходным документом для комплексного методического обеспечения предмета необходимыми учебными и методическими материалами, разработки заданий тестового типа.

4. Формы контроля и итоговая оценка

Программой предусмотрен:

  • текущий контроль в форме устных и письменных опросов (тестирование), зачетов, практических работ
  • итоговый контроль в форме зачета

Итоговая оценка по окончании дисциплины выставляется по результатам зачетной практический работы.

ТУМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ПРЕДМЕТУ «ИНФОРМАТИКА»

№ тем

Наименование темы

Всего часов

Теорет. занят.

Практ. (лабор.)

1

Информационные процессы

Понятие информационного процесса. Информационное взаимодействие. Информационные процессы в живой природе, в технике, в обществе. Единство информационных процессов в живой природе, в технике, в обществе.

Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас. Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звук) и способов ее обработки. Как человек воспринимает информацию. Что можно делать с информацией. Распознавание, хранение, передача, обработка и поиск информации. Кодирование информации. Информация. Единицы информации. Информационная картина мира. Информация и управление. Информатика как наука.

4

4

 

2

Компьютеры

Компьютер. История развития вычислительной техники. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь в процессе работы компьютера. Правила техники безопасности при работе на компьютере. Персональные компьютеры, их развитие.

Устройства ввода, вывода, хранения и отображения информации. Вычислительные системы и комплексы. Аудио и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети компьютера.

Арифметические основы компьютера. Типы систем счисления, используемых в компьютере. Системы счисления: двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатиричная. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. Кодирование деформации в компьютере.

Логические основы компьютера. Основные понятия и область применения алгебры логики. Элементарные логические операции. Построение таблицы истинности. Базовые логические элементы компьютера («И», «НЕ», «ИЛИ») и логические функции.

Взаимосвязь технических характеристик ПК с решаемыми задачами. Структурная организация и функционирование компьютера. Принцип программного управления.

6

4

2

3

Информационные технологии

Понятие технологии. Информационные технологии, их виды и классификация. Роль и место информационных технологий в технологическом развитии общества.

Программные средства информатизации. Системные программные средства: операционные системы, операционные среды.

Системы и языки программирования. Технологии программирования, моделирования, проектирования, диагностики и управления (объектами, процессами, системами).

Представление о прикладном программном обеспечении компьютера. Виды прикладного программного обеспечения.

Понятие базовых информационных технологий, их классификация и виды: мультимедиа-технологии, технологии ГИС, Интернет-технологии.

Виды ОС персональных компьютеров. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Функции операционных систем. Работа в операционной системе. Сетевые функции. Защита информации. Антивирусные программы. Сжатие информации. Программы архивации.

Обработка графической информации. Методы описания графических данных (вектор, растр, фрактал). Графические примитивы. Действия над графическими объектами. Цвета и палитра. Графические редакторы. Деловая научная графика.

Обработка текстовой информации на компьютере. Технология обработки текстовых документов: создание, редактирование, сохранение, считывание, вывод. Работа с таблицами. Вставка графических объектов в текстовый документ. Текстовые редакторы. Понятие гипертекста.

Представление числовой информации на компьютере. Табличная форма представления данных. Электронные таблицы. Понятие книги электронных таблиц, рабочих листов электронных таблиц, считывание, запись, использование формул, построение диаграмм, вывод результатов.

Хранение и обработка больших объемов информации в табличной форме в памяти компьютера. Базы данных. Структура баз данных Система управления базами данных. Заполнение баз данных, сортировка и поиск информации по заданному шаблону.

10

8

2

4

Алгоритмизация

Понятие алгоритма, свойства алгоритма. Способы представления алгоритмов, типы алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Библиотеки алгоритмов. Решение задач на компьютере. Этапы решения задач. Метод пошаговой детализации.

Основы программирования: алфавит языка программирования, правила записи команд. Понятие программы, ее структура. Понятие переменной: имя, тип, значение.

Понятие типа данных. Понятие выражения. Организация ввода, вывода данных в алгоритмов ветвления и циклов. Литерные величины. Графические объекты. Подпрограммы.

Программирование линейных алгоритмов. Понятие массива: тип элементов, размерность, индексы.

Изучение возможностей системы программирования.

6

4

2

5

Формализация и моделирование

Понятие модели и моделирования. Определение модели. Типы моделей. Способы моделирования.

Методы описания информационно-логических моделей. Соотношения между информационными, информационно-логическими и математическими моделями. Вычислительный эксперимент как метод научного исследования.

4

3

1

6

Телекоммуникация

Основные виды компьютерной связи. Локальные сети: способы построения, организация работы, программное обеспечение. Глобальные информационные сети. Интернет. Электронная почта.

Новые роли компьютера в современном обществе. Интернет как всемирная справочная; всемирная библиотека; всемирная образовательная среда: всемирный магазин. Мировое информационное общество.

4

3

1

7

Социальные вопросы информатики

Роль информации в развитии общества. Основные информационные революции. Информатизация общества. Роль информационных технологий в развитии общества. Информатизация образования.

Мировое информационное пространство и национальная безопасность. Информационные ресурсы общества, виды и классификация. Информационные продукты и услуги, Информационный рынок.

Информационное общество. Информационное неравенство. Человек в информационном обществе. Информационная свобода и ответственность личности.

4

3

1

 

Итого за курс обучения

38

29

9