Однажды с ребятами 8 класса я провела урок в виде химической игры-триллера «Пока не пропоет петух», воспользовавшись разработкой урока учителя В.Д. Зеленковой, опубликованной в одном из номеров приложения к газете «Первое сентября». Урок очень понравился детям, и они попросили проводить такие уроки почаще. Поэтому я решила сделать разработку еще одного подобного урока, которую можно использовать для общественного смотра знаний по другим темам. Задания могут быть разной ступени сложности, в зависимости от уровня класса.
Цели урока:
В занимательной форме провести смотр знаний учащихся по теме «Химическая связь. Строение веществ».
На данном этапе обучения учащиеся должны:
- уметь составлять схемы строения атомов и ионов, пользуясь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева;
- иметь понятие о химической формуле;
- знать и уметь определять виды химических связей в веществах (ковалентная полярная, ковалентная неполярная, ионная);
- уметь составлять схемы образования разных видов связей в веществах и определять валентность элементов;
- иметь понятие об электроотрицательности элемента и указывать смещение общих электронных пар в соединении;
- иметь понятие о степени окисления и уметь определять ее у элементов в соединениях;
- уметь составлять молекулярные, электронные и структурные формулы соединений по степени окисления элементов, используя периодическую систему элементов;
- знать и уметь определять типы кристаллических решеток веществ;
- иметь знания о молекулярной массе и количестве вещества, выполнять простейшие расчеты.
Воспитывать ответственность при подготовке к игре и во время ее проведения.
Формировать умения самостоятельно принимать решения, а также сотрудничать с одноклассниками.
Подготовка к смотру
- На одном из первых уроков (в начале изучения темы) ученикам предлагается проведение заключительного урока по теме «Химическая связь. Строение веществ» в форме общественного смотра знаний с участием комиссии: в лице учителей, родителей, старшеклассников и сообщаются ориентировочные правила урока-игры.
- Подготовление иллюстративного материала: оригинально оформленные правила игры, красочные плакаты, иллюстрирующие труднопроходимые участки пути в страну Атомолию, карточки с заданиями, ключи-ответы для членов комиссии, маршрутные листы для путешественников.
- За неделю до проведения игры в кабинете химии вывешиваются правила игры и тематика заданий.
- Решается вопрос о групповом или индивидуальном характере проведения игры (если в классе есть ученики, неуверенные в своих знаниях, то лучше игру проводить по командному принципу); формируются команды-участники при необходимости.
- Подготовка к игре проводится на дополнительных занятиях и самостоятельно с ориентировкой на выполнение пяти заданий из общего числа предложенных, причем ученикам нельзя сообщать конкретное содержание заданий, которые будут предложены во время игры.
- Формируется проверяющая комиссия из учителей, родителей, учеников старших классов, проводится ознакомление их с правилами игры и правилами пользования ключами-ответами.
Ход урока-смотра
Учитель сообщает о теме урока, его целях, знакомит учеников с членами комиссии и предлагает командам выбрать себе пять заданий. Каждой команде выдается маршрутный лист. Команды выполняют задание и затем подходят к членам комиссии для проверки. Проверяющие после проверки заданий выставляют в маршрутном листе свой оценочный балл. После выполнения заданий ученики подсчитывают общий балл и на его основе выставляют оценку.
В конце урока подводится общий итог уровня подготовленности школьников.
Содержание игры
Сюжетной основой игры является путешествие в страну Атомолию. «Атомолия»- чудесная страна атомов и молекул, в которой всегда царит закон и порядок и каждый «житель» всегда знает свое место. Путь в страну опасный и тернистый, но тот, кто доберется туда, будет принят как желанный гость и обязательно получит свои почет и уважение.
Игровая цель – за определенное время (30 мин.) пройти маршрут, включающий не менее пяти препятствий, которые можно преодолеть, если выполнить указанное задание и набрать наибольшее количество выигрышных очков.
Общий маршрут состоит из семи препятствий: ПУСТЫНЯ КАКТУСЛЯНДИЯ, УЩЕЛЬЕ СКАЛОЗУБОВ, ПОДЪЗЕМЕЛЬЕ ВАМПИРОВ, ВЛАДЕНИЕ КАМЕННОГО ШАМАНА, ПЕЩЕРА ГУМАНОИДОВ, РОЩА САБЛЕКЛЮВОВ, ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ.
На красочных плакатах, которые символизируют опасные места пути, указываются уровни опасности препятствий и предлагается задание, с помощью которого эта опасность устраняется. Для каждого препятствия готовится 3-6 вариантов карточек с заданиями (в зависимости от числа команд), каждая команда выбирает себе любой вариант.
Число членов комиссии, которые именуются Управляющими местности, соответствует числу препятствий. Для каждого препятствия готовится ключ - ответ, с помощью которого Управляющий оценивает ответы.
Проверяющие имеют право:
- потребовать объяснение выполнения задания;
- попросить дать ответ любому участнику команды, ответ которого оценивают в маршрутном листе.
Если остается время, команда может выбрать дополнительное задание и улучшить результат. Итоговая оценка выставляется по среднему числу набранных баллов. Общее число баллов делится на число выполненных заданий, если их не менее пяти.
За меньшее число выполненных заданий, налагается штраф, за большее – приз.
Образцы плакатов, карточек-заданий, маршрутного листа
ПУСТЫНЯ КАКТУСЛЯНДИЯ
На этом участке пути обитают кактуслята – бесформенные существа с огромными и острыми шипами. Они впиваются в любого, кто появляется рядом, парализуя его. Кактуслят можно усыпить, если в игре-угадайке выбрать правильный ответ.
Задание
Выберите правильный ответ, указывающий на число электронов в данном ионе.
Карточка-задание:
Вариант I. Число электронов в ионе Fe 2+ равно: 1). 54; 2). 28; 3). 58; 4). 24
Вариант II. Число электронов в ионе Se 2- равно: 1). 72; 2). 36; 3). 34; 4). 42
Вариант III. Число электронов в ионе Cl 7+ равно: 1). 22; 2). 18; 3). 10; 4). 15
Вариант IV Число электронов в ионе Mg 2+ равно: 1). 25; 2). 12; 3). 10; 4). 32
УЩЕЛЬЕ СКАЛОЗУБОВ
Глубокое ущелье, где прячутся в скалах хищные и очень агрессивные зверьки, которые бросаются и впиваются зубами в любой движущийся объект. С их свирепостью можно справиться, если помочь им собрать мозаику из атомов.
Задание
Составьте молекулярную и электронную формулы соединения, образованного атомами указанных элементов, укажите сдвиг общих электронных пар в этих соединениях и назовите тип химической связи.
Карточка-задание
Вариант I. Алюминий и хлор |
Вариант II. Калий и фосфор |
Вариант III. Натрий и кислород |
Вариант IV. Азот и водород |
ПОДЗЕМЕЛЬЕ ВАМПИРОВ
Путь через подземелье очень опасен, здесь живут кровожадные вампиры, усмирить которых можно, выполнив их задание.
Задание
Составьте схему образования химической связи для указанной молекулы. Укажите вид химической связи и валентность каждого элемента.
Карточка-задание
Вариант I. CH4
Вариант II. Ca F2
Вариант III. N2
Вариант IV. H2S
ВЛАДЕНИЯ КАМЕННОГО ШАМАНА
Здесь властвует каменный шаман – злой волшебник, которому доставляет удовольствие, любого превращать в каменную статую. Задобрить его можно, решив задачу.
Задание
Решите задачу
Карточка-задание
Вариант I. Рассчитать массу 5 моль углекислого газа CO2.
Вариант II. Вычислить количество вещества сероводорода H2 S массой 68 г.
Вариант III. Какому количеству вещества соответствуют 20 г оксида кремния SiO2
Вариант IV. Определить массу 0,5 моль сульфида натрия Na2S.
ПЕЩЕРА ГУМАНОИДОВ
Когда-то пещерой завладели хитрые и коварные гуманоиды, которые все знают и умеют и только волей своей мысли могут вас превратить в кого угодно. Спастись от них можно, решив задание.
Задание
Укажите тип кристаллической решетки, характерной для указанных веществ.
Карточка-задание
Вариант I. NaCl; CO2 ; KCl; O2
Вариант II. P4; CH4 ; AlF3 ; H2
Вариант III. K2S; S8 ; NH3 ; MgO
Вариант IV. N2 ; CaCl2 ; Cl2 ; HCl
РОЩА САБЛЕКЛЮВОВ
В ветвях высоких и раскидистых деревьев таятся и выслеживают добычу огромные и сильные пернатые с длинными острыми клювами. Несъедобными для них оказываются те, кто наделен умом и владеет знаниями.
Задание
Вещества только с ионными связями находятся в наборе веществ (выберите правильный ответ).
Карточка-задание
Вариант I. а). HCl; KCl; б). NaF; CsCl; в). NH Cl; SiCl4 ; г). NaI; P2O5
Вариант II. а). K2O; MgCl2 ; б). N 2; AlF3 ; в). NH3 ; O2 ; г). Na 2O ; H 2S
Вариант III. а). NaCl; CH4 ; б). SO2 ; BaS; в). MgO; K 2S; г). CaF2 ; H2O
Вариант IV. а). MgCl2 ; K2 S; б). H2 Se; NaF; в). CaS; HCl; г). H 2 ; K2 O
ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ
Долина гейзеров, где на каждый шаг из-под земли вырывается фонтан кипящей воды. Утихомирить гейзеры можно, продемонстрировав свой интеллект.
Задание
Определите степени окисления элементов в соединениях.
Карточка-задание
Вариант I. HMnO4; Mg3N2; Cl2O7; H3PO4; KClO4
Вариант II. H2SO4; FeCl3; Ca3N2; NO; SiCl4
Вариант III. KClO2; Cl2O5; SiF4; AlCl3; K2Cr2O7
Вариант IV. Cl2O3; Na2CrO4; CaSO4; SiO2; K2O
Образец плаката
Химический урок-игра «Путешествие в страну Атомолию» Правила игры:
|
Образец маршрутного листа (одной из команд, прошедшей по маршруту)
Опасные участки пути |
№ варианта |
Знаки отличия |
||
5 баллов |
4 балла |
3 балла (знак участия) |
||
ПУСТЫНЯ КАКТУСЛЯНДИЯ |
II |
+ |
|
|
УЩЕЛЬЕ СКАЛОЗУБОВ |
II |
|
+ |
|
ПОДЪЗЕМЕЛЬЕ ВАМПИРОВ |
IV |
+ |
|
|
ВЛАДЕНИЯ КАМЕННОГО ШАМАНА |
V |
|
+ |
|
ПЕЩЕРА ГУМАНОИДОВ |
|
|
|
|
РОЩА САБЛЕКЛЮВОВ |
IV |
|
+ |
|
ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ |
Ш |
|
|
+ |
Количество набранных баллов |
10 |
12 |
3 |
|
Общая сумма баллов - 25 Средняя оценка - 4,2 |
||||
Приз за одно дополнительное препятствие - 0,2 |
||||
Штраф - |
||||
Итоговая оценка команды - «хорошо» |