Пояснительная записка
В основу программы кружка положены идеи развития личностного потенциала ребенка и его психического становления , посредством художественно-эстетического освоения математических понятий. Это обоснованно тем, что доминантой детской деятельности и творчества является художественная направленность, которая в дальнейшем «обрастает коммуникативно-игровыми , целостно-ориентационными элементами».
В ходе работы кружка у ребенка формируются математические знания , умения , навыки и кроме того чувства , художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность. Программа кружка рассчитана на обучение детей старшего дошкольного возраста . При ее реализации активно используется содержание сказок, рассказов, загадок, стихотворений.
Основными принципами программы математического кружка являются:
- природосообразности: образовательный процесс в кружке строится согласно логике;
- умственного развития дошкольника;
- индивидуализации: в кружке создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка , так и педагога;
- индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;
- гумманистичности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом математической деятельности.
Целью работы кружка является обеспечение обогащенного художественно-эстетического , познавательного , математического развития детей.
Задачи кружковой работы:
1. Закрепление знаний детей о математических понятиях с помощью литературно-художественных образов;
2. Создание максимально благоприятных условий для раннего выявления и развития интересов, склонностей, и способностей ребенка;
3. Формирование внутренней учебной мотивации, других мотивов учения посредством игровой деятельности и проблемного обучения.
В педагогической деятельности кружка предполагается широко использовать игры( имитационные, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры, игры с ориентировкой на определение достижения, дидактические игры), проблемные ситуации и развлечения.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей , но и на развитие умственных возможностей и способностей , чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Распределение материала на учебный год
Октябрь
Тема. Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла».
Тема. Игра-развлечение «Собираем урожай».
Тема. Игровая беседа. «Сутки».
Тема. Сказка «Четыре лебедя».
Ноябрь
Тема. Сегодня, завтра, и вчера. Проблемные игры..
Тема. Игра-развлечение. «Веселая неделя».
Тема. Радуга недели. Дидактическая игра «Радуга-дуга».
Тема. Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберется».
Декабрь
Тема. Игровая беседа «Месяцы».
Тема. Математическая сказка «Братья месяцы».
Тема. Сказка «О чем говорили месяцы».
Тема. Сказка « Катя и время».
Январь
Тема. Игровая беседа «Времена года».
Тема. Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд».
Тема. Украшаем елку.
Тема. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Февраль
Тема. Путешествие в Цветочный город «Незнайка и друзья».
Тема. Путешествие в страну математика».
Тема. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
Тема. «Поход в цирк». Математическое развлечение
Март
Тема. Путешествие в сказку «Дюймовочка».
Тема. Путешествие в сказку «Приключение Буратино».
Тема. Путешествие в сказку «Теремок».
Тема. Путешествие в сказку «Колобок».
Апрель
Тема. «Кто где живет?».Математическая беседа.
Тема. Урок соревнования.
Тема. Мы сажаем. Проблемная ситуация.
Тема. Весна пришла.
Май
Тема. Развлечение с использованием русских народных произведений.
«Математическое лото.»
Тема. «Смех да веселье».
Математический фольклорный досуг.
Тема. «Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей».
Игра-развлечение.
Программа математического кружка
Октябрь
Тема. Математическое развлечение «Осень в гости к нам пришла».
Цель: учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками –символами, развивать интерес к играм, развивать творчество, воображение.
Литература. Е.Н.Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2003
Тема. Игра-развлечение «Собираем урожай».
Цель: развивать интерес к играм, в процессе развлечения упражнять в количественном счете, учить детей делить предметы поровну, прививать любовь к математике.
Литература. Е.Н.Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2003
Тема. Игровая беседа «Сутки».
Цель: поговорить с детьми о времени- сутки, части суток, продолжать учить устанавливать различные временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом с помощью сказочных персонажей- Гном Тик-Так и Незнайка; использовать персонажи для наглядного обозрения.
Литература. Е.Н.Лебеденко. Формирование представлений о времени у дошкольников. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2003
Тема. Сказка «Четыре лебедя».
Цель: учить детей слушать математические сказки, правильно отвечать на вопросы, понять какое время суток «нес на крыльях» розовый лебедь? , уметь рассказать что произошло дальше, воспитывать интерес к познавательному развлечению, воспитывать эстетические чувства.
Литература. Т.А. Шорыгина «Точные сказки». Формирование временных представлений. Москва 2004
Ноябрь
Тема. Сегодня, завтра, и вчера. Проблемные игры..
Цель: учить детей слушать стихи, с использованием понятий «сегодня», «завтра», «вчера»;учить определять время суток сегодняшнего дня по «часам», определять , сколько времени осталось до завтра; воспитывать творчество, воображение, мышление.
Литература. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Тема. Игра-развлечение «Веселая неделя».
Цель: познакомить с понятием «дни недели» на основе знакомства со сказочными героями Гнома Тик-Так и его семи братьев, учить детей видеть красивые краски «недели», воспитывать эстетические чувства, внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей.
Литература. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Тема. Радуга недели. Дидактическая игра «Радуга-дуга».
Цель: закрепить знания детей о порядке следования дней недели, улучшать память и внимание, развивать мелкую моторику рук, закрепить цвет, научить детей пользоваться радужными часами, учить слушать стихи и отрывки из стихотворения «Веселая неделька», учить детей рисовать радугу, любоваться ее красотой, воспитывать эстетические чувства красивого и мира прекрасного.
Литература.. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Тема. Дидактическая игра «Чья неделька быстрее соберется».
Цель: закреплять знания детей о порядке следования дней недели , развивать внимание, память, мышление, увеличивать словарный запас детей, воспитывать эстетические чувства .
Литература . Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Декабрь
Тема. Игровая беседа «Месяцы».
Цель: познакомить детей с месяцами года, сохранить систему , определяющую последовательность месяцев в году, дать детям знания о представлении порядка следования месяцев друг за другом, об их длительности, рассказать, что длится дольше месяц или год, месяц или неделя, какие изменения происходят в природе, расширять словарь детей, воспитывать эстетические чувства.
Литература. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Тема. Математическая сказка «Братья месяцы».
Цель: расширять знания о представлении детей о каждом месяце года, о явлениях, происходящих в природе, жизни людей, животных, насекомых и растений в разные месяцы, познакомить с разновидностями календарей: настольный, настенный, отрывной, и т.д., объяснить их предназначение, использовать наглядную модель часов братьев месяцев, воспитывать эстетические чувства.
Литература . Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Тема. Сказка «О чем говорили месяцы».
Цель: учить детей внимательно слушать сказку, правильно отвечать на вопросы, поговорить о том ,почему Январь назван старшим месяцем в году, вспомнить старинные имена месяцев, воспитывать интерес к беседе, развивать память, уверенность в своих знаниях.
Литература. Т.А. Шорыгина «Точные сказки» .Формирование временных представлений. Москва 2004
Тема. Сказка «Катя и время».
Цель: учить слушать сказку, узнавать знакомые персонажи: Гном Тик-Так, «весна», «Лето», «Осень», «зима», братья месяцы и других героев этой сказочной страны, учить наблюдательности, о том, как сменяются месяцы, природа в то или иное время года, воспитывать интерес к познанию.
Литература . Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Январь
Тема. Игровая беседа «Времена года».
Цель: обратить внимание детей на то, как меняется природа в разное время года, как одеваются люди , во что играют дети, как меняется поведение животных, цвет листвы, продолжительность дня в зависимости от смены сезона, учить детей слушать музыку, любоваться сказочными персонажами, воспитывать эстетические чувства.
Литература. . Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Т.А. Шорыгина «Точные сказки» .Формирование временных представлений. Москва 2004
Тема. Дидактическая игра «Когда деревья надевают этот наряд».
Цель :закрепить и уточнить знания детей о том, как выглядят различные деревья в зависимости от времени года, и месяца; помогать детям в образной форме осмысливать взаимосвязь между временем года и явлениями природы, учить видеть красоту, развивать математические способности , получать интеллектуальное удовлетворение от полученных знаний.
Литература.. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003
Тема. Новогоднее математическое развлечение «Украшаем елку».
Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения , стремление преодолеть трудности.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цель: продолжать учить детей устанавливать временные отношения, помочь детям овладеть учебным материалом, закрепить знания о природных явлениях в различное время года, и разные месяцы, развивать умственные способности, интеллектуальные чувства.
Литература.. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 200
Февраль
Тема. Путешествие в Цветочный город «Незнайка и друзья».
Цель: учить детей порядковому и количественному счету используя сказочных героев, закрепить цифры в пределах 10, пространственное расположение предметов, запоминать простейшие математические понятия слева, справа, впереди, сзади, воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. «Путешествие в страну математика».
Цель: учить детей считать в пределах 9, закрепить знания о геометрических фигурах, развивать внимание, формировать у детей интерес к математике, чувство уверенности в своих знаниях, воспитывать эстетические чувства, любовь к красивому.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Путешествие в сказку «Гуси-лебеди».
Цель: учить детей на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета, учить ориентироваться на математической карте, закреплять пространственные отношения, воспитывать интерес к познанию, стремление преодолеть трудности.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. «Поход в цирк». Математическое развлечение.
Цель: учить детей соревноваться в процессе игр, добиваться хороших результатов, формировать интерес к математике, получать чувство удовлетворения , стремление преодолеть трудности.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Март
Тема. Путешествие в сказку «Дюймовочка».
Цель: учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание ,мышление ,умственные способности , творчество, побуждать детей к созданию игровых образов, воспитывать интерес к сказке.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Путешествие в сказку «Приключение Буратино».
Цель: учить детей путешествовать по сказке с помощью математических заданий, учить определять направление по отношению к объекту, закреплять знания о геометрических фигурах, активизировать в речи детей слова и словосочетания : длиннее, короче, самый длинный. Равный по длине, развивать внимание, чувство уверенности в своих чувствах.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Путешествие в сказку «Теремок».
Цель: учить детей видеть равенство и неравенство количества предметов с помощью сказки и сказочных героев, упражнять в составлении и решении математических задач, развивать умственные способности, эстетические чувства.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Путешествие в сказку «Колобок».
Цель: упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление, творчество, прививать любовь к математике.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей», 2009
Апрель
Тема. «Кто где живет?». Математическая беседа.
Цель: упражнять детей в количественном счете, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, упражнять в установлении равенства, воспитывать любовь к математике, чувство уверенности в своих знаниях, стремление преодолеть трудности.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Урок соревнования.
Цель: упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства, повторить геометрические фигуры, воспитывать умственные способности, интеллектуальное удовлетворение от проделанной работы.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Мы сажаем. Проблемная ситуация.
Цель: учить детей выходить из проблемных ситуаций, закрепить умение раскладывать предметы в порядке возрастания размера, употреблять слова: самый большой, маленький, больше, меньше, развивать внимание, память, любознательность, творчество.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. Весна пришла.
Цель: учить детей ориентироваться на листе бумаги, закреплять знания о геометрических фигурах, показать детям возможность дробления предмета на равные доли, учить устанавливать отношения между целым и частью, развивать интерес к играм-развлечениям, развивать логическое мышление.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Май
Тема: Развлечение с использованием русских народных произведений. «Математическое лото.»
Цель: учить детей играть в развивающие игры, упражнять приемам соревнования, развивать мышление, смекалку.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009
Тема. «Смех да веселье». Математический фольклорный досуг.
Цель: Повторить с детьми порядковый и обратный счет, упражнять детей в решении задач, в разгадывании лабиринтов, в решении задач на логическое мышление, вспомнить с детьми пословицы и поговорки, где встречаются числа 7,3 .., создавать у детей радостное настроение.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
Тема. «Лесной переполох или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей”. Игра-развлечение.
Цель: упражнять детей в решении задач на логическое мышление, уметь разгадывать лабиринты, создавать у детей радостное настроение, чувство уверенности в своих знаниях.
Литература. Т.М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд.торговый дом «Корифей» , 2009