Цели:
- знакомство с письмом как видом письменного общения;
- знакомство с особенностями текста письма;
- формирование умения писать письма;
- воспитание культуры письменного общения.
Оборудование: иллюстрация города, письмо, карточки с опорными словами, аудиозапись с песней «Журавли», презентация «Фотографии военных лет».
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом ты и я.
На башне – флаг с названием страны.
Скорей читайте!
(На доске иллюстрация волшебного города с названием «Письма»)
2. Вводная беседа, постановка учебной задачи
Ребята, что вы видите у меня в руках? (Письмо) Расскажите, как попало письмо ко мне. (Дети описывают почтовую процедуру прохождения письма.)
О чём пишут в письмах?
Сегодня у каждого из вас есть возможность написать письмо.
3. Основная часть
1) Обсуждение особенностей построения письма.
Чтобы письмо не было бесполезным, нужно уметь правильно и последовательно излагать свои мысли. И не только. Прочитайте и сравните два текста.
Война – страшное слово. Война – это взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, гибель городов. Война приносит горе всем людям: и тем, кто начинает её, и тем, кто защищает Родину. |
Привет, Наташа! Скоро у нас закончится учебный год, и я перейду в третий класс. Учусь я хорошо. У нас в классе жизнь интересная: все вместе мы ходили в театр и на экскурсию в парк. Напиши, приедешь ли ты на каникулах. Мне очень хочется скорее встретиться с тобой. До свидания! Твоя подруга Нина. |
Как вы думаете, какой из этих текстов письмо?
Какие особенности подсказали вам, что это письмо? (Дети называют особенности, карточки со структурой письма прикрепляются на карту города.)
Приветствие |
Обращение |
Сообщение или поздравление |
Подпись |
2) Работа над составлением текста письма.
Совсем скоро наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы.
Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах, -
На бумаге налёт желтизны
И потёртый до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны
Необычного требуют чтения:
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами их продолжение!
И.Фролов
Мы с вами продолжение тех, кто подарил нам Победу, мирное небо над головой. И сейчас мы попробуем написать письма тем воинам, кто не вернулся с этой войны. Сегодня мы авторы писем. А кто знает, как называется получатель письма? (Адресат)
(Карточки со словами «адресат» и «автор» крепятся на доске.)
Давайте представим, что все адресаты живы и здоровы. Это могут быть ваши прадедушки, прабабушки, родственники, неизвестный солдат.
3) Презентация фотографий военного времени из семейных архивов, подобранные детьми.
4) Словарная и орфографическая подготовка к написанию письма
На проекторе, рядом с планом подбираются опорные слова:
Приветствие |
Здравствуйте |
Обращение |
Дорогой, уважаемый, ветеран, герой – победитель, дедушка, бабушка… |
Сообщение или поздравление |
Хочу рассказать… Поздравляю Вас… Желаю Вам… Хочу поблагодарить… Спасибо Вам… Праздник Победы, 9 Мая. Счастье, здоровье, долгих лет жизни. |
Прощание |
До свидания, с уважением, с благодарностью. |
Подпись |
Твой внук, правнук… |
Учитель обращает внимание на правописание отдельных слов.
5) Эмоционально-психологическая подготовка к написанию писем.
Звучит музыкальная композиция «Журавли». Учитель читает стихи.
Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя –
Великой армии – простой солдат.
М.Исаковский
6) Самостоятельная работа учащихся.
4. Проверка и анализ выполненных работ
Заслушиваются и обсуждаются несколько писем.
Ромов Павел
Здравствуй, солдат! Я рад встрече с тобой. Ты вернулся домой со страшной войны. Четыре года ты воевал. Спасал мою любимую Россию от фашистов. Твоя храбрость, сила и смелость дали жизнь всей моей семье. Вечная тебе слава и память на моей земле! Спасибо, дорогой солдат. |
Абакумов Виталий
Здравствуй, дорогой дедушка Митя! Пишет тебе твой правнук Виталий. Жаль, что тебя уже нет в живых, но твоя душа живёт в моём сердце. Я очень мало знаю о тебе и о войне. Мне хотелось бы, чтобы ты мне всё это рассказал. Как ты воевал? Какое у тебя было оружие? Хоть я тебя никогда не видел, но я горжусь, что мой дед был солдатом и погиб, защищая свой народ. Спасибо тебе дедушка Митя за нашу мирную жизнь! |
Кузнецова Виктория
Здравствуйте, дорогой ветеран войны! Хочу выразить Вам благодарность за победу над фашизмом. Я знаю, что Вторая Мировая война длилась четыре долгих года. В ней участвовал весь мир. Благодаря смелости и храбрости советских воинов и жителей тыла мы смогли победить. Я желаю Вам крепкого здоровья, счастья и мирного неба! |
Солдатова Екатерина
Здравствуй, дедушка Боря! Пишет тебе твоя праправнучка. Я ребёнок 21 века и о войне, в которой ты погиб, только слышала. В этом готу наша страна отмечает 62 годовщину победы над фашистами. Я знаю, если бы ты мог увидеть, мой город сегодня, ты бы им гордился! Знаешь, этой зимой я ездила в Санкт-Петербург, ты его знал как Ленинград. Там я встретилась с твоим сыном – моим прадедом. Он очень интересный человек и у него замечательная семья. При встрече мне показалось, что глаза у дедушки похожи на твои. В нашем доме есть одна фотография да ещё книга, в которой описывается твой последний подвиг. Моя прабабушка – твоя дочь – говорит, что в 41 году, когда ты погиб, тебе было всего тридцать лет. Моей маме столько же и я не хочу, чтобы кто-нибудь стал разрушать наш мир. Знаешь, когда бабушка рассказывает о тебе, она всегда плачет, а ещё говорит, что мы должны помнить… Девятого мая мы всегда ходим к Вечному огню и дарим цветы ветеранам, думая о тебе. Спасибо тебе за мир, за голубое небо, за этот замечательный майский праздник. Когда вырасту, расскажу своим детям о том, каким ты храбрым лётчиком был и о том, как погиб в горящем самолёте. В нашей семье День Победы всегда будет отмечаться как самый дорогой день! |
Тимофеев Владислав
Здравствуй, неизвестный солдат! Пишу тебе письмо, чтобы поблагодарить тебя за твой героизм, смелость и победу в Великой Отечественной войне. Прошло более шестидесяти лет, как закончилась война. О твоих бесстрашных подвигах слагают стихи, снимают фильмы, которые передаются из поколения в поколение. Спасибо тебе, солдат, за твой героизм и отвагу. Я буду помнить тебя всегда и, когда вырасту, буду тоже защищать своё отечество. |
Никитина Анна
Здравствуй, герой Великой Отечественной войны! Пишет тебе Никитина Анна. Живу я в мирное время и хочу поблагодарить тебя за то, что ты был храбрым и отважным, когда защищал нашу Родину. Наверное, тебе было очень одиноко на войне, потому, что твои родные остались дома. Мне очень хочется, чтобы все вокруг улыбались и не грустили. Спасибо Вам за то, что сейчас в стране мир. Вечная память всем участникам Великой Отечественной войны. |
Игнатова Диана
Уважаемый дедушка! Я хочу сказать тебе спасибо за то, что ты защищал нашу Родину. Я видела, что у тебя много медалей и орденов, значит, ты мужественно воевал. Многие люди во время войны потеряли своих родных, близких, это очень тяжело. Вообще, когда идёт война, это очень страшно и больно. Я сочувствую всем людям, которые испытали тяготы этой страшной войны. Мне очень хотелось, чтобы на земле был ми, и никогда не было войны. |
5. Итог
Какие тексты мы научились сегодня составлять?
Какие правила написания письма вы запомнили?