Урок русского языка во 2-м классе по теме "Развитие речи. Учимся писать письма. Письмо ветерану"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с письмом как видом письменного общения;
  • знакомство с особенностями текста письма;
  • формирование умения писать письма;
  • воспитание культуры письменного общения.

Оборудование: иллюстрация города, письмо, карточки с опорными словами, аудиозапись с песней «Журавли», презентация «Фотографии военных лет».

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня ждут нас новые друзья!
Узнаем вместе все об этом ты и я.
На башне – флаг с названием страны.
Скорей читайте!

(На доске иллюстрация волшебного города с названием «Письма»)

2. Вводная беседа, постановка учебной задачи

Ребята, что вы видите у меня в руках? (Письмо) Расскажите, как попало письмо ко мне. (Дети описывают почтовую процедуру прохождения письма.)

О чём пишут в письмах?

Сегодня у каждого из вас есть возможность написать письмо.

3. Основная часть

1) Обсуждение особенностей построения письма.

Чтобы письмо не было бесполезным, нужно уметь правильно и последовательно излагать свои мысли. И не только. Прочитайте и сравните два текста.

Война – страшное слово. Война – это взрывы бомб, грохот канонады, смерть людей, гибель городов. Война приносит горе всем людям: и тем, кто начинает её, и тем, кто защищает Родину.

Привет, Наташа!

Скоро у нас закончится учебный год, и я перейду в третий класс. Учусь я хорошо. У нас в классе жизнь интересная: все вместе мы ходили в театр и на экскурсию в парк. Напиши, приедешь ли ты на каникулах. Мне очень хочется скорее встретиться с тобой.

До свидания!

Твоя подруга Нина.

Как вы думаете, какой из этих текстов письмо?

Какие особенности подсказали вам, что это письмо? (Дети называют особенности, карточки со структурой письма прикрепляются на карту города.)

Приветствие

Обращение

Сообщение или поздравление

Подпись

2) Работа над составлением текста письма.

Совсем скоро наша страна будет отмечать великий праздник – День Победы.

Эти письма эпохи войны,
Что хранятся в семейных архивах, -
На бумаге налёт желтизны
И потёртый до дыр на изгибах.
Эти письма эпохи войны
Необычного требуют чтения:
Тем их краткие строки сильны,
Что мы сами их продолжение!  
И.Фролов

Мы с вами продолжение тех, кто подарил нам Победу, мирное небо над головой. И сейчас мы попробуем написать письма тем воинам, кто не вернулся с этой войны. Сегодня мы авторы писем. А кто знает, как называется получатель письма? (Адресат)

(Карточки со словами «адресат» и «автор» крепятся на доске.)

Давайте представим, что все адресаты живы и здоровы. Это могут быть ваши прадедушки, прабабушки, родственники, неизвестный солдат.

3) Презентация фотографий военного времени из семейных архивов, подобранные детьми.

4) Словарная и орфографическая подготовка к написанию письма

На проекторе, рядом с планом подбираются опорные слова:

Приветствие

Здравствуйте

Обращение

Дорогой, уважаемый, ветеран, герой – победитель, дедушка, бабушка…

Сообщение или поздравление

Хочу рассказать…

Поздравляю Вас…

Желаю Вам…

Хочу поблагодарить…

Спасибо Вам…

Праздник Победы, 9 Мая.

Счастье, здоровье, долгих лет жизни.

Прощание

До свидания,

с уважением,

с благодарностью.

Подпись

Твой внук, правнук…

Учитель обращает внимание на правописание отдельных слов.

5) Эмоционально-психологическая подготовка к написанию писем.

Звучит музыкальная композиция «Журавли». Учитель читает стихи.

Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя –
Великой армии – простой солдат.
М.Исаковский

6) Самостоятельная работа учащихся.

4. Проверка и анализ выполненных работ

Заслушиваются и обсуждаются несколько писем.

Ромов Павел

Здравствуй, солдат!

Я рад встрече с тобой. Ты вернулся домой со страшной войны. Четыре года ты воевал. Спасал мою любимую Россию от фашистов. Твоя храбрость, сила и смелость дали жизнь всей моей семье. Вечная тебе слава и память на моей земле! Спасибо, дорогой солдат.

Абакумов Виталий

Здравствуй, дорогой дедушка Митя!

Пишет тебе твой правнук Виталий. Жаль, что тебя уже нет в живых, но твоя душа живёт в моём сердце. Я очень мало знаю о тебе и о войне. Мне хотелось бы, чтобы ты мне всё это рассказал. Как ты воевал? Какое у тебя было оружие? Хоть я тебя никогда не видел, но я горжусь, что мой дед был солдатом и погиб, защищая свой народ. Спасибо тебе дедушка Митя за нашу мирную жизнь!

Кузнецова Виктория

Здравствуйте, дорогой ветеран войны!

Хочу выразить Вам благодарность за победу над фашизмом. Я знаю, что Вторая Мировая война длилась четыре долгих года. В ней участвовал весь мир. Благодаря смелости и храбрости советских воинов и жителей тыла мы смогли победить. Я желаю Вам крепкого здоровья, счастья и мирного неба!

Солдатова Екатерина

Здравствуй, дедушка Боря!

Пишет тебе твоя праправнучка. Я ребёнок 21 века и о войне, в которой ты погиб, только слышала. В этом готу наша страна отмечает 62 годовщину победы над фашистами. Я знаю, если бы ты мог увидеть, мой город сегодня, ты бы им гордился!

Знаешь, этой зимой я ездила в Санкт-Петербург, ты его знал как Ленинград. Там я встретилась с твоим сыном – моим прадедом. Он очень интересный человек и у него замечательная семья. При встрече мне показалось, что глаза у дедушки похожи на твои. В нашем доме есть одна фотография да ещё книга, в которой описывается твой последний подвиг. Моя прабабушка – твоя дочь – говорит, что в 41 году, когда ты погиб, тебе было всего тридцать лет. Моей маме столько же и я не хочу, чтобы кто-нибудь стал разрушать наш мир. Знаешь, когда бабушка рассказывает о тебе, она всегда плачет, а ещё говорит, что мы должны помнить…

Девятого мая мы всегда ходим к Вечному огню и дарим цветы ветеранам, думая о тебе.

Спасибо тебе за мир, за голубое небо, за этот замечательный майский праздник. Когда вырасту, расскажу своим детям о том, каким ты храбрым лётчиком был и о том, как погиб в горящем самолёте. В нашей семье День Победы всегда будет отмечаться как самый дорогой день!

Тимофеев Владислав

Здравствуй, неизвестный солдат!

Пишу тебе письмо, чтобы поблагодарить тебя за твой героизм, смелость и победу в Великой Отечественной войне. Прошло более шестидесяти лет, как закончилась война.

О твоих бесстрашных подвигах слагают стихи, снимают фильмы, которые передаются из поколения в поколение. Спасибо тебе, солдат, за твой героизм и отвагу.

Я буду помнить тебя всегда и, когда вырасту, буду тоже защищать своё отечество.

Никитина Анна

Здравствуй, герой Великой Отечественной войны!

Пишет тебе Никитина Анна. Живу я в мирное время и хочу поблагодарить тебя за то, что ты был храбрым и отважным, когда защищал нашу Родину. Наверное, тебе было очень одиноко на войне, потому, что твои родные остались дома.

Мне очень хочется, чтобы все вокруг улыбались и не грустили. Спасибо Вам за то, что сейчас в стране мир. Вечная память всем участникам Великой Отечественной войны.

Игнатова Диана

Уважаемый дедушка!

Я хочу сказать тебе спасибо за то, что ты защищал нашу Родину. Я видела, что у тебя много медалей и орденов, значит, ты мужественно воевал. Многие люди во время войны потеряли своих родных, близких, это очень тяжело. Вообще, когда идёт война, это очень страшно и больно. Я сочувствую всем людям, которые испытали тяготы этой страшной войны. Мне очень хотелось, чтобы на земле был ми, и никогда не было войны.

5. Итог

Какие тексты мы научились сегодня составлять?

Какие правила написания письма вы запомнили?