Урок русского языка в 4-м классе по теме "Прошедшее время глагола"

Разделы: Начальная школа


Класс: 4.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с образованием глаголов в форме прошедшего времени;

2) развивать умение различать временные формы глагола;

3) формирование умения образовывать форму прошедшего времени глагола.

Оборудование:

1) учебник «Русский язык. 4 класс. Ч. 1.»  ( Вентана-Граф, 2009);

2) карточки настроения.

Ход урока

Организационный момент

- Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас.

Учащиеся выбирают и показывают карточку настроения.

или

- Кто хочет поделиться своим настроением или высказать пожелание на урок другим?  Двое или трое учащихся комментируют свой выбор.

Объявление темы урока

- Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Кронида Обойщикова «Отчий край». Ваша задача – назвать глаголы, которые встретятся в этом стихотворении.

Отчий край!
Вишнёвые рассветы,
Двух морей и неба
Синева.
Для тебя
Кубанские поэты
Сохранили лучшие слова.

- Назовите глаголы. (Это глагол «сохранили»)

- В форме какого времени находится этот глагол? (В форме прошедшего времени).

- Докажите, что этот глагол находится в форме прошедшего времени. (Этот глагол указывает на действие, происходящее до момента речи.)

- Тема нашего урока: «Прошедшее время глагола».

Чистописание

На доске записаны следующие слова: выбежал, плывёт, освободят, приподнять.

- Глядя на данные глаголы, определите буквы, которые будете использованы в чистописании. С первой буквы начинается корень слова в форме прошедшего времени. Что это за буква и в каком слове? (Это буква «б» в слове «выбежал»)

- Вторая буква обозначает гласный звук и находится в приставке глагола в форме будущего времени. (Это буква «о» в слове «освободят»)

- Третья буква дважды встречается в глаголе начальной формы. (Это буква «п» в слове «приподнять»)

- Определите порядок следования букв в ряду. (Количество букв «б», «п» увеличивается на одну, а буква «о» - одна.)

Учитель открывает на доске задание по чистописанию: «боп  ббопп бббоппп». Учащиеся самостоятельно его выполняют.

Наблюдение над языковым материалом

На доске записаны глаголы: говорить, сказать, писать, написать.

- Какого вида данные глаголы? (Глаголы «говорить», «писать» - несовершенного вида, а глаголы «сказать», «написать» - совершенного вида.)

- Образуйте формы настоящего времени от этих глаголов. (Говорят, пишу.)

- От глаголов какого вида невозможно образовать форму настоящего времени? (Это глаголы совершенного вида.)

- Прочитайте, как об этом сказано в рубрике «Тайны языка» на с.138 учебника.

Учащиеся самостоятельно читают: «глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может».

- Почему глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени? (Так как совершенный вид обозначает действие, которое в момент речи совершаться не может.)

- Для закрепления выполним письменно с комментированием упражнение 1 (с.139). Что необходимо сделать в упражнении? (Выписать только те глаголы, от которых можно образовать форму настоящего времени.)

- Какого вида будут эти глаголы? (Это глаголы несовершенного вида.)

- Как определить вид глагола? (По вопросу: что делать? – несовершенный вид, что сделать? – совершенный вид.)

Учащиеся письменно выполняют задание, комментируя его по очереди.

Работа по теме урока

- Причитайте стихотворение кубанского поэта Виталия Бакалдина.

Стихотворение записано на доске :

После дождя

Солнце, землю поливая,
Сверкает в россыпях росы.
Свой след оставил дождь недавний,
И возвестил далёкий гул,
Что гром
Последней хлопнул ставней
И настежь
Небо распахнул!

Читает вслух один из учеников.

- Найдите и выпишите в столбик глаголы в форме прошедшего времени. (Оставил, возвестил, хлопнул, распахнул.)

Один из учащихся выполняет работу на доске.

- Рядом с каждым глаголом запишите его начальную форму. (Оставить, возвестить, хлопнуть, распахнуть.)

- Сравните глаголы в получившихся парах и подумайте, как от начальной формы глагола образуется форма прошедшего времени. (При помощи суффикса «л».)

В словах обозначается суффикс «л».

- Если суффикс «л» образует форму слова, будет ли он входить в его основу? (Так как суффикс «л» формообразующий, в основу он не включается.)

- Прочитаем подтверждение этому в рубрике «Тайны языка» (с.140) .

- Какие ещё формообразующие суффиксы также не включаются в основу слова? (Это суффиксы начальной формы «ть», «чь».)

Физкультминутка «Путешествие на облаке»

Звучит спокойная инструментальная музыка. Выполняется сидя на месте.

- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните.

Я хочу вас пригласить в путешествие на облаке. Если кому-нибудь захочется путешествовать стоя – не стесняйтесь. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твоё облако медленно поднимается в синее небо. Помоги своему облачку подняться повыше, помахав руками. Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо? Покажи руками силу ветра.

Здесь, высоко в небе. Всё спокойно и тихо. Твоё облако пролетает над бескрайними просторами нашей кубанской земли. Постарайся мысленно «увидеть» и высокие горы (покажи, какими ты их себе представляешь), и зелёные леса, и широкие поля (покажи их), и реки, то тихие и спокойные (изобрази руками течение реки), то бурные и стремительные. Впереди видны необъятные земли нашей России, ну а нам пора возвращаться.

Теперь облако везёт тебя назад, на твоё место в классе. Поблагодари его за то, что оно прокатило тебя. Открой глаза и понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый и внимательный.

Самостоятельная работа в парах

- Выполните, работая в парах упражнение 3 (с.140) . Если у пары возникает затруднение, поднимите руку.  Упражнение выполните письменно.

Учащиеся работают самостоятельно в парах. Одна пара работает у доски.

Проверка самостоятельной работы

- Какое задание было в упражнении? (Записать глаголы и отметить их основы.)

- Какие части слова не вошли в основы? (Формообразующие суффиксы «ть», «чь», «л» и окончания.)

Пара у доски комментирует выполненное задание: выигр-ать, защища-ли, изобража-ть, оставля-ла, отнима-ть, нес-ла, опаздыва-ть, меша-л, закрыва-ли, напомина-ть, забыва-ть, отвеча-л, пой-ти, загора-л, выезжа-ть, вез-ти. Другие пары – дополняют и поправляют.

- Так как же образуется форма прошедшего времени глагола? (Форма прошедшего времени глагола образуется при помощи суффикса «л».)

Самостоятельная работа

- Следующее задание – из текста упражнения 4 (с.141) выписать глаголы в форме прошедшего времени и отметить в них суффикс «л».

Текст упражнения:

«В воскресенье проснулся очень рано. Мигом вскочил, надел валенки и помчался в лес. Мне повезло. На опушке я увидел заячий след и взялся его распутывать. Как заяц петлял, сколько прыжков совершил! Почему же он так старался? Удирал от хищника? Так и есть: его выслеживала рысь, я наткнулся на её след. Но хитрая кошка просчиталась. Заяц, покружив по кустам, выскочил на поляну и дёрнул напрямик: поминай как звали!»

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. При необходимости учитель оказывает помощь учащимся.

- Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями и проверьте выполнение работы. Оцените работу и на полях карандашом поставьте оценку.

Работа в группах

- В заключении нашего урока немного поиграем. Разбейтесь, пожалуйста, на группы.

Учащиеся разбиваются на рабочие группы.

- Проведём соревнование: какая группа найдёт больше слов из данного списка, которые соответствуют схеме.

Каждая группа получает карточку с заданием:

«Найди и подчеркни слова, состав которых соответствует схеме

Защищали, награда, запретил, дышала, пробежка, беседа, пароход, подглядывать, осветило, подхватил, волшебный, прохладный, рисовали, прочитала, рассказывал.»

После выполнения группы по очереди комментируют выбор каждого слова.

Итог урока

- Какие секреты русского языка вы сегодня на уроке открыли?

- Что вам показалось особенно интересным?

- Оцените свою работу на уроке: выберите карточку, которая показывает, довольны ли вы собой.

Работа с карточками настроения

- Как вы оцениваете работу класса на уроке?

- Чью работу на уроке вы бы отметили?

Комментарии учащихся.

- Спасибо за работу. На этом наш урок окончен.