Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование

Разделы: Работа с дошкольниками


Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский

Реализуя программу «Детство», изучая новинки методической литературы, наблюдя за детьми, обращаешь внимание на замечательное средство интеллектуального развития дошкольников – детское экспериментирование.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В работах многих педагогов Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько  говорится о необходимости приобщения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить всё новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им  возможности приобретать знания самостоятельно.

Пожалуй, самый популярный  и самый доступный метод исследования – это наблюдение. Он часто применяется и используется в повседневной жизни дошкольного учреждения, пронизывая все сферы детской деятельности. Чтобы наблюдать, надо обладать наблюдательностью, которую называют сестрой внимательности. Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете, какие – то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Потребность  ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.

По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «…в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от  самого ребёнка. Он выступает как её  полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребёнок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы.

Второй вид исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребёнка определённому алгоритму действий. Таким образом, ребёнок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

Для развития ребёнка решающее значение имеет не изобилие знаний, а методы и виды деятельности в которых знания приобретаются.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребёнка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно переводится в практическую деятельность или в игру, ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано внедрение детского экспериментирования в практику моей работы в   дошкольном учреждений. В группе проводится исследовательский кружок «Эврика», создан  центр для самостоятельного экспериментирования и поисковой деятельности детей. Материал и оборудование в уголке экспериментирования распределены по разделам, расположены в доступном для детей месте. Мелкий и сыпучий материал находится в коробочках или в контейнерах. Исследовательский центр постоянно обновляется и пополняется.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих  вопросов: Почему? Зачем?  Как?  Что будет если?, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Требования к оформлению и содержанию центра  экспериментальной  деятельности

Материалы, находящиеся в уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д, расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.

Оборудование

  • Приборы – помощники: увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейка.
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы.
  • Природный материал: шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.
  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д.
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.
  • Красители: гуашь, акварель и т.д.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д.

Дополнительное оборудование

  • Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих предметов.
  • Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге.
  • Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента.
  • На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.
  • Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития.

Исследовательский  кружок «Эврика» (подготовительная группа)

Пояснительная записка

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.  Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка разработан кружок «Эврика».

Проводится кружок 2 раза в месяц, длительностью 30 минут. Дни занятий второй и четвёртый четверг каждого месяца, с 16.00 – 16.30. В кружке занимаются 10 детей. Кружок разработан на основе программы  «Наш дом – природа» «Я и природа» под редакцией Н.А. Рыжова.

Проблема: На протяжении  дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребёнка имеет поисково-познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Направление деятельности: Познавательно – речевое развитие.

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат:

  • Ребенок самостоятельно выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить. Предлагает возможные решения.
  • Доказывает возможные решения, исходя из данных, делает выводы.
  • Применяет выводы к новым данным, делает обобщение.

Есть у меня шестеро слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё узнаю от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде…
Зовут их: «Как и  почему,
Кто, что, когда и где…»
Р. Киплинг

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

1.Знакомство с оборудованием  для исследовательской деятельности.

Цель: Поддержать и развить  интерес у ребёнка к исследованиям, открытиям.

2. Подземная кладовая «Почва»

Цель: Познакомить детей с полезными ископаемыми земли. Обогатить знания детей о свойствах почвы, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Ноябрь

1. «Песок и глина».

Цель: Способствовать расширению знаний детей о свойствах песка и глины.

Развивать умение сравнивать, делать выводы, развивать мелкую моторику.

2. «Изготовление игрушек из глины».

Цель: Создать условия для расширения представлений о свойствах песка и глины. Воспитывать эстетический вкус. Продолжать развивать пальцевую моторику.

Декабрь

1.«Знакомство с термометром»

Цель: Учить детей наблюдать за температурными изменениями. Отмечать

свои наблюдения в календаре. Сравнивать, делать выводы.

2. «Измерение глубины снежного покрова»

Цель: Развивать интерес к исследовательской деятельности.

Январь

1.«Вода и её свойства»

Цель: Развивать речь детей, активизировать словарь: жидкая, прозрачная, бесцветная.  Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет.

2. «Изготовление ледяных фигурок»

Цель: Стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Воспитывать аккуратность в работе с водой.

Февраль

1.«Испытание магнита»

Цель: Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы которые могут стать магнетическими, используя магнит.

2. «Поможем воде стать чистой»

Цель: Развивать логическое мышление. Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закрепить в речи слова: фильтр, воронка.

Март

1.«Ткань и её свойства»

Цель: Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах тканей: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т.д.

2. « Свойства бумаги»

Цель: Формировать представления о свойстве бумаги, размокает в воде.

Развивать умение понятно для окружающих выражать свои мысли, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Апрель

1.«Приключение Буратино»

Цель: Углубить знания детей о свойствах дерева. Учить анализировать ситуации, планировать эксперимент.

2. «Свойства металла»

Цель: Расширять знания детей о металле и его  свойствах. Учить  сравнивать, делать выводы.

Май

1.«Волшебная бумага»

Цель: Дать представление о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка. Воспитывать чувство взаимопомощи.

2. «Дружба красок»

Цель: Формировать умение смешивать краски для получения нового цвета.

Развивать мыслительную активность, умение делать выводы на основе наблюдений, чувство цвета.

Литература

1. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

2. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

3. Рыжова Н.А.  Игры с водой и песком  // Обруч, 1997г.-№ 2

4. Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной   // Обруч, 1998г. - № 2