Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной, творческой самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Тенденции мирового развития предъявляют новые требования к учебному процессу. Обществу нужны люди, свободно владеющие способами анализа информации, творчески реализующие свои способности, знания, навыки, умения.
На основе особенностей человеческого восприятия педагогика и психология утверждают, что наиболее высокое качество усвоения информации достигается при сочетании различных форм и методов, которые дают возможность наиболее эффективно задействовать при усвоении информации сенсорную систему учащихся. Мультимедийный, наглядный материал служит внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником под руководством учителя в процессе овладения знаниями.
Применение информационных технологий способствует овладению учениками важнейшими мыслительными операциями только при соблюдении определенных условий:
- применяемый материал должен соответствовать возрасту учащихся;
- ИКТ должны использоваться в меру и только в соответствующий момент урока;
- при использовании визуального материала, наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрацию;
- четкое выделение главного, существенного при работе с программным продуктом;
- детальное продумывание пояснений, даваемых в ходе демонстрации явлений;
- точное согласование с содержанием материала используемых программных продуктов;
Применение ИКТ очень важно именно для учителя начальных классов, так как известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, требующее наглядного предъявления информации. Это учитывалось, например, в школах М. Монтессори и выражалось в словах: Когда я слышу – я забываю, когда я вижу – я запоминаю, когда я делаю – я изучаю.
Следует учитывать, что частота использования ИКТ влияет на эффективность процесса обучения. Если ИКТ используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ приводит к потере учащимися интереса к нему.
Оптимальная частота применения ИКТ в учебном процессе зависит от возраста учащихся, учебного предмета и необходимости их использования.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Использование ИКТ не должно длиться на уроке подряд 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию.
Я стараюсь построить свою работу так, чтобы не только обучать с использованием компьютера, но и дать возможность ученику попробовать себя в различных видах деятельности, реализовать свои способности. Каким бы прекрасным инструментом ни был компьютер, от человека зависит, как его использовать. При обучении детей работе с ПК я использую следующие контенты и программы:
В приложении, я показываю результативность использования программы e-Learning, . которая позволяет эффективно, быстро проверить и оценить уровень усвоения нового материала по различным предметам. В результате применения персонального компьютера у детей повысился интерес к предметам, повышается плотность урока. Пожалуй, никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать интеллектуальные способности учащихся. Об этом говорится в пояснительных записках к учебным программам, об этом пишут в специальной литературе для учителей. Появились методические разработки уроков с применениями ПК для начального звена, в которых значительное внимание уделено развитию таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Цели:
- Познакомить со знаками ; ;
- Повысить интерес к предмету;
- Применить знания в необычной учебной ситуации и в жизни;
- Отработать навыки работы с компьютером.
Задачи:
Обучающие:
- Научить детей читать неравенства с использованием новых знаков;
- повторить, закрепить и углубить знания по теме;
- формировать практические умения работы с ИКТ;
Развивающие:
- развивать приемы умственной деятельности, логическое мышление,память, внимание, воображение, навыки коммуникативной работы, математическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучаемому предмету, развивать навыки общения.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: сообщение новых знаний
Оборудование:
- Мультимедийный проектор с экраном
- презентация
- Персональный компьютер учащихся
- Персональный учитель компьютера
- Карточки для устного счета
- Учебник «Математика. 4 класс», авт. Л.Г. Петерсон
Использование компьютерных программ:
- программа e-Learning;
- электронное пособие для нач. школы « Математика и конструирование»;
- тест по шаблону Д.Иванова.
Ход урока
I. Организационный момент
– Ребята, давайте настроимся на урок.
– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.
II. Сообщение темы и целей урока
Приложение 1 (слайд 1)
Математическая разминка
1) Индивидуальный опрос. выполняют тест по шаблону Д.Иванова на ПК по теме « Неравенства, внетабличное умножение и деление, решение примеров, уравнений, задач» (5 человек )
(Приложение 2 - тест)
2). Фронтальный опрос. ( Заполнение кроссворда. 4 минуты)
Приложение 1 (слайд 2-13)
- Единица длины.
- Фамилия древнегреческого математика.
- Наименьшее трехзначное число.
- Как называется высказывания, в записи которых используются знаки « <» или « >».
- Результат сложения.
- Прямоугольник с равными сторонами.
- Один из компонентов деления.
- Сумма длины сторон геометрической фигуры.
- Математический знак в виде полумесяца.
- Жизненная ситуация, решаемая с помощью математического действия.
- Какое слово по вертикали получилось?
МАТЕМАТИКА – царица наук.
"Математику уже за то учить следует, что она ум в порядок приводит" – писал великий русский ученый М. Ломоносов.
III. Развитие устных вычислительных навыков
(Раздаточный материал карточки)
Проведём устный счёт в виде игры “ Русское лото”.
У вас карточки с числами. Зачеркните число, которое получите.
6 |
10 |
|
30 |
48 |
|
|
72 |
|
90 |
|
|
12 |
|
32 |
|
|
66 |
|
87 |
|
100 |
3 |
|
27 |
|
45 |
|
|
77 |
|
|
|
|
13 |
26 |
|
|
50 |
|
|
|
99 |
|
8 |
18 |
|
35 |
|
53 |
|
|
80 |
|
|
2 |
|
28 |
|
42 |
|
63 |
|
|
90 |
|
- Найдите частное чисел 72 и 9.
- 5 увеличить в 7 раз.
- Найдите произведение 6 и 3.
- Если к неизвестному числу прибавить 8, то получим 85. Найдите неизвестное число.
- Первый множитель 8, второй 6. Найдите произведение.
- 13 увеличить на столько же.
- На сколько 100 больше 47.
- 6 умножить на 11.
- 50 увеличить в 2 раза.
Проверка. Какие числа зачеркнули?
Приложение 1 (слайд14 - 15 по щелчку)
- Расположите числа в порядке убывания. Какое слово появилось на экране?
8; 35; 18; 77; 48;
26; 53; 66; 100.
МНОЖЕСТВО
-Что мы называем множеством решений? (Полный список решений неравенства называют множеством).
- Что обозначает этот знак ø? (Пустое множество)
- Что значит пустое множество? (Во множестве нет элементов).
IV. Работа над новым материалом
Приложение 1 (слайд 16)
- Найдите множество решений
x < 83, x = { 0; 1; 2; 3 …..82}
y < 20 , y = { 0; 1; 2; ….19}
a > 190, a = { 191; 192; }
- Какое на ваш взгляд неравенство лишнее?
a > 190
- Почему? ( Другой знак и имеет бесконечное множество решений).
- Что называется множеством решений неравенства? ( Множеством решений неравенств называется полный список решений неравенства).
Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения
Игра со спичками.
Приложение 1 (слайд 17)
- Постройте из спичек знаки > и <.
- Сколько спичек понадобилось для каждого знака? ( две)
- Добавьте к каждому знаку по одной спичке снизу так, чтобы нижние спички были параллельны. Что получилось?
- Да,у нас получились необычные, новые математические знаки.
- Что они обозначают? Где их можно применить?
Открытие. Выход из затруднения
1. Уберите приставленные спички. Какой знак остался? ( > и < )
2. Приставьте обратно. Уберите по одной верхней спичке. Какой знак получился? (=)
Догадались, как называются эти знаки?
Учитель показывает новые знаки, учащиеся проговаривают.
( больше или равно)
( меньше или равно)
- Как их можно записать? ( Сначала написать знаки <или > и добавить снизу одну черточку.)
-Что обозначает союз « И»? (Выполнения обоих обещаний или условий).
-А, что обозначает союз « или»? (Выполнения одного из условий или обещаний.)
- В чтении знаков , мы произносим союз «или». Подумайте! Что это значит?
(А это значит выполнения одного условия.)
- Правильно, если число удовлетворяет хотя бы одному условию, >,< или =, то оно является решением неравенств.
Давайте это докажем:
(запись на доске, первые два неравенства объясняет сильный ученик, а вторые два учитель.)
x<5, x= { 0, 1,2,3,4} |
x 5, x = { 0,1,2,3,4,5} |
x>5, x= {6,7….} |
x ≥ 5, x= {5,6,7….} |
- Сравните решения неравенств!
- Чем отличаются решения первых двух неравенств, от последующих двух? (Тем, что число 5 не является решением первых двух неравенств, но входит в множество решений вторых двух неравенств).
Правильно! Вторые два неравенства это высказывания, в которых содержаться два условия: x<5 или х=5; x>5 или х=5. Число 5 выполняет второе условие х=5, следовательно, оно может быть решением неравенств x 5, x ≥ 5
Сделайте вывод.
(Вывод: знак = добавляет еще одно значение переменной)
V. Первичное закрепление. Отработка навыков в чтении выражений с новыми знаками
Работа с учебником.
Учебник «Математика», 4 класс. Часть 1. Автор Л. Петерсон.
а) № 2 стр. 7( фронтально) Верные неравенства записываются в тетрадь.)
Прочитай неравенства. Из каких высказываний оно состоит? Какие из них верны, а какие нет?
516 |
12 12 |
36 110 |
1807 |
25 25 |
94 49 |
29 14 |
99 100 |
805 508 |
№ 3, стр. С комментарием.
Запишите неравенства:
а) 15 меньше или равно 34
б) 72 больше или равно 27
в) 17 больше или равно 17
|
|
|
VI. Физминутка
Упражнения с ушками
Приложение 1 (слайд 18)
1. Потягивание с умеренной силой мочки уха сверху вниз.
2. Потягивание ушной раковины от слухового прохода вверх.
3. Потягивание средней части ушной раковины от слухового прохода кнаружи.
4. Круговые движения ушной раковины по часовой стрелке.
Упражнения с ушками:
- Движение глазными яблоками вправо и влево.
- Движение вверх и вниз.
- Фиксация взгляда на кончике носа.
- Моргание.
VII. Самостоятельная работа. Дифференцированная проверка усвоения нового материала с учетом уровня учащихся
Работа с ПК. (Работа выполняется в программе e-Learning на персональном компьютере учащихся. Экзамен и тест).
Приложение 1 (слайд 19)
Задания
1-ый вариант ( задания повышенного уровня)
Отметьте неравенства, решением которых является число 20
а) х – 3 100
б) 60 : k 3
в) 5 * a + 235> 490
2-ой вариант (низкий уровень)
Отметьте неравенство, решением которых является число 5.
а) x5
б) х < 4
б)60 * k 1
Результативность ( данные получены в программе e-Learning, после выполнения самостоятельной работы на персональном компьютере. Экзамен и тест).
VIII. Включение в систему знаний и повторений. Решение логических задач.
Приложение 1 (слайд 21)
При выполнении этого задания используется электронное пособие для нач. школы «Математика и конструирование» раздел «Математический маршрут». Маршруты- задания ребенок выбирает по желанию. (Выполнение всех 6 задач необязательно.)
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
Приложение 1 (слайд21)
- С какими необычными знаками познакомились на уроке?
Самооценка учащихся
Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, нарисуйте на полях тетради весёлого человечка.
Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, нарисуйте второго человечка.
Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, нарисуйте грустного человечка.
IX. Домашнее задание. Рекомендации по его выполнению
стр.8 № 6 ( работа в учебнике), стр. 9 № 12 ( б), № 15.
Спасибо за интересную совместную работу. Молодцы!
Используемая литература
1. Л.Г. Петерсон Математика. 4 класс, Часть1.М.,Изд. « Ювента»
2. Л.В. Лазуренко. – Волгоград « Учимся играя»
3. 1-4 класс М. « ВИКО» Новые занимательные материалы.