Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания
Синхронное плавание – вид спорта,
связанный с выполнением в воде различных фигур
под музыку.
Этот вид спорта, один из самых утончённых и
элегантных среди всех видов спорта. Однако, не
смотря на кажущуюся лёгкость, он является весьма
требовательным – помимо того, что спортсменки
испытывают серьёзные физические нагрузки, им
нужно обладать не только выносливостью, но и
гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и
исключительным контролем дыхания.
В идеале синхронное плавание должно сочетать в
себе красоту формы и содержания. Спортсменки
путём упорных тренировок пытаются добиться
совершенства и синхронности грациозных
движений.
Обучение спортивным танцам эффективно начинать с пятилетнего возраста.
Цель: формирование, сохранение, укрепление физического и психического здоровья дошкольника, его эстетическое и художественное воспитание, обучение каждого ребёнка плаванию, формирование точных двигательных навыков, двигательной памяти.
Задачи:
- Оптимизация качества воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
- Реализация системы эффективного закаливания.
- Расширение кругозора дошкольников через знакомство с различными видами спорта.
- Приобщение детей к здоровому образу жизни.
- Воспитание бережного отношения к своему здоровью через усвоение правил техники безопасности на воде.
- Выработка эмоциональной устойчивости во время публичных выступлений и соревнований.
Ожидаемые результаты:
- Снижение заболеваемости у дошкольников.
- Формирование навыков здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
- Развитие творческих способностей.
- Формирование гибкости, пластичности художественно-эстетического вкуса.
- Воспитание коллективизма, посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.
- Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.
- Овладение детьми различными видами плавания, умение ориентироваться в пространстве.
Анализ исходного состояния проблемы:
При поступлении в детский сад значительное
число детей имеет низкие и ниже средних
возрастные показатели развития основных и
двигательных качеств. Современные дети
испытывают дефицит двигательной активности.
В связи с этим возрастает роль ДОУ в
формировании здоровой личности, возникает
постоянная необходимость внедрять новые формы
работы с детьми, привлекая специалистов
различного профиля.
Учитывая все факторы, свои профессиональные возможности, запросы родителей, особенности развития детей, нами была разработана и внедрена в воспитательно-образовательный процесс МДОУ № 45 «Добрая фея» города Междуреченска оздоровительная технология обучения детей танцам на воде с элементами синхронного плавания.
Обучение танцам на воде, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, даёт право поучаствовать в процессе создания танца.
Отличительной особенностью данной технологии является интеграция физических, эстетических, художественно-творческих и психо-эмоциональных способностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию.
Концепция представляемой технологии содействует укреплению здоровья воспитанников и художественно – эстетического развития на основе реализации следующих принципов:
- Принцип индивидуального мониторинга;
- Принцип здоровье сберегающего обучения дошкольников плаванию;
- Принцип личностно-ориентированного подхода;
- Принцип возрастной преемственности;
- Принцип взаимосвязи всех специалистов ДОУ и родителей.
Технология включает в себя несколько блоков:
- Спортивный – дети знакомятся с различными видами водного спорта, с олимпийским движением.
- Музыкально-ритмический – дети разучивают музыкально-ритмические композиции.
- Театрально-игровой – дети знакомятся с жанром пантомимы, импровизации.
- Конструктивный – дети знакомятся с терминологией, учатся читать схемы танца.
Далее представлена разработка занятия в кружке «Танцы на воде» по разучиванию элементов танцевальной композиции, исполненной детьми подготовительной к школе группы на городском конкурсе «Веселая волна – 2008». По итогам которого, участники награждены Почетной грамотой МУУО «Комитет образования» города Междуреченска.
«В гости к Русалочке» (занятие для детей подготовительной группы)
Цель: Закреплять у детей полученные навыки. Создать мотивацию для занятий в кружке «Танцы на воде». Учить детей слаженной работе в коллективе. Закрепить правила по Технике безопасности на воде.
Предварительная работа: на занятиях по плаванию изучение различных элементов синхронного плавания и способов плавания. Во время кружковой работы изучение графических изображений элементов, чтение простых схем, слушание музыки. Повторение правил по Технике безопасности.
Материал: Для танцевальной композиции целесообразно брать 6-8 детей.
- 3 шапочки жёлтого цвета, 3 – красного.
- На правую руку каждому ребёнку резинку в цвет шапочки.
- Магнитофон.
- Запись звукового письма.
- Конверт.
- Игрушка-рыба.
- Схема танца.
- Красочно оформленный пригласительный билет на бал.
ХОД ЗАНЯТИЯ
«На суше»
В: Здравствуйте дети! Сегодня мы
начинаем своё занятие с повторений правил Т.Б.,
которые необходимо соблюдать не только в
бассейне, но и в любом водоёме.
В гости к нам приплыла маленькая рыбка из тёплого
моря и очень удивилась, что нужны какие-то
правила. Для чего они? (для того чтобы сохранить
своё здоровье, а иногда и жизнь, не мешать
окружающим).
Посмотрите, какая красивая у меня рыбка. Вы
хотите подержать её? А давайте мы поиграем в игру?
Я буду передавать рыбку тому в руки, кто назовёт
одно из правил, которые нужно обязательно
соблюдать, находясь в бассейне.
Игра проводится 2 раза, инструктор исправляет и дополняет детей.
– Молодцы ребята, но правила нужно знать, но и выполнять. Сейчас мы с вами повторим хорошо знакомые элементы «колесо»; «звезда»; «поплавок»; «лесенка». Повторим выполнение вертикальной «стрелочки» и отработаем различные виды построений и перестроение по периметру бассейна.
Раздаётся стук в двери
В: Ребята кто-то к нам пришёл. Нет никого, какой-то конверт (показывает). А что внутри? Диск (кассета).
Звучит говорящее письмо Русалочки. Шум моря.
Голос Русалочки.
– Здравствуйте ребята, с вами говорит
Русалочка.
Я приглашаю вас в гости, но до меня трудно
добраться, поэтому высылаю вам вместе с
говорящим письмом волшебную схему. Инструктор по
плаванию поможет вам разобраться в ней.
В пути вас ожидают разные препятствия и
превращения. Но самым трудным для вас будет
соблюдение тишины во время всего путешествия,
иначе испугаете моих помощников – рыбок морских
и тогда мы с вами можем не встретиться. Желаю вам
удачи в пути! А чтобы веселее в дороге, включите
музыку. До встречи!
В: Вы слышали друзья? Вас приглашают в путешествие в гости к Русалочке! Как интересно. А где же план-схема? Да вот же она (достаёт из конверта схему, рассматривает, показывает детям). Трудную задачку задала нам Русалочка. Как вы думаете, мы справимся? (Ответы детей)
– Волшебные превращения начинаются, и мы с вами
превращаемся в цветочки, так нам легче будет
соблюдать тишину. Какие цветы растут в водоёмах? (Лилии,
кувшинки, лотосы).
Дети в красных шапочках будут лотосами, а в
жёлтых – превратятся в кувшинки. (Дети делятся
на 2 подгруппы)
Звучит спокойная музыка
В: Дети, внимательно слушайте музыку.
Посмотрите на схему и соберитесь в два маленьких
букетиках (круга). У дальней стороны бассейна
букет лотосов, у ближней кувшинки. Возьмитесь за
руки, как изображено на схеме.
Мы будем идти долго, а с наступлением темноты
цветы засыпают и закрывают лепестки (дети
поднимают руки, соединяя их над головами).
Утром цветы просыпаются, лепестки открываются.
Ваши руки – это лепестки цветов. Давайте
попробуем вместе. (повторить 3-4 раза).
Дети расплываются «Стрелочкой» к бортикам
В: Внимание! Вы оказались на разных берегах широкой реки.
Дети возвращаются обратно к середине бассейна.
В:Мы очень рады встрече (взялись за
руки). Солнце спряталось за тучку, а потом
показалось вновь, «лепестки» закрылись и
открылись вновь. И вот мы оказались на огромном
острове. Возьмитесь за руки, и покажите, какой он
большой. Давайте украсим деревья на острове
бусами.
Вот как красиво получилось, а наши «лотосы» и
«кувшинки» уснули и проснулись вновь.
Давайте построим лесенки, влезем на самое
высокое дерево и посмотрим, не приплыли ли за
нами помощники Русалочки?
Элемент выполняется на основе «Звёздочки», только руки и ноги слегка раздвинуты, хват руками производится за голеностоп сверху, кистью сзади стоящего ребёнка.
В: Я вижу 2 катера.
Взялись за колесо штурвала – выполняется элемент «Колесо». Дети берутся за руки, выполняют «звезду», широко разводят ноги в сторону, сводят стопы ног.
В: Поехали! Вот наконец-то мы и
добрались до места. Снова наступила ночь. «Цветочки»
уснули, взошло солнце – «цветы» проснулись.
Ребята, мы смогли пройти по схеме, все элементы
вам знакомы. Вы знаете, чтобы путешествие
удалось, нужно слаженно работать всем вместе,
чётко и одновременно, а значит синхронно.
Вход в бассейн:
В: Давайте сначала отработаем эти элементы по счёту. Отрабатываем в воде элементы «Стрелочка»; «Бусы»; «Лесенка»; «Колесо». Вы ещё не передумали идти в гости к Русалочке? Тогда в путь. Пойдём по схеме.
Звучит музыка. Дети « читают» схему с помощью педагога, выполняя заданные элементы, поэтапно создавая рисунок танца.
В: Молодцы, справились с заданием. Возьмёмся крепко за руки, улыбнёмся друг другу.
Появляется Русалочка из-за ширмы.
Русалочка: Здравствуйте ребята! Я
очень рада, что вы справились с таким трудным
заданием и мне очень понравился ваш танец.
Да, у вас получился именно танец, когда вы
следовали по этой схеме. Вы были такими красивыми
цветами! Предлагаю назвать ваш танец – «Цветы на
воде»
Я устраиваю бал и приглашаю вас на него. На балу
будет очень, много гостей, они будут танцевать и
веселиться, и вы сможете показать всем свой
танец.
Дети выходят из бассейна
В: Вам понравилось занятие, вы хотите пойти на бал к Русалочке?
(Ответы детей)
– Для этого нам нужно ещё поработать над
танцем, сшить красивые костюмы.
– Ребята, а какая музыка сопровождала нас на
протяжении всего занятия?
– Какая она по характеру, темпу, жанру?
(Обобщение ответов детей)
Вы очень старались, молодцы! Занятие окончено, спасибо!