Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания

Разделы: Работа с дошкольниками


 Обучение детей танцам на воде с элементами синхронного плавания

Синхронное плавание – вид спорта, связанный с выполнением в воде различных фигур под музыку.
Этот вид спорта, один из самых утончённых и элегантных среди всех видов спорта. Однако, не смотря на кажущуюся лёгкость, он является весьма требовательным – помимо того, что спортсменки испытывают серьёзные физические нагрузки, им нужно обладать не только выносливостью, но и гибкостью, изяществом, отточенным мастерством и исключительным контролем дыхания.
В идеале синхронное плавание должно сочетать в себе красоту формы и содержания. Спортсменки путём упорных тренировок пытаются добиться совершенства и синхронности грациозных движений.

Обучение спортивным танцам эффективно начинать с пятилетнего возраста.

Цель: формирование, сохранение, укрепление физического и психического здоровья дошкольника, его эстетическое и художественное воспитание, обучение каждого ребёнка плаванию, формирование точных двигательных навыков, двигательной памяти.

Задачи:

  • Оптимизация качества воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребёнка.
  • Реализация системы эффективного закаливания.
  • Расширение кругозора дошкольников через знакомство с различными видами спорта.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни.
  • Воспитание бережного отношения к своему здоровью через усвоение правил техники безопасности на воде.
  • Выработка эмоциональной устойчивости во время публичных выступлений и соревнований.

 Ожидаемые результаты:

  • Снижение заболеваемости у дошкольников.
  • Формирование навыков здорового образа жизни и бережного отношения к своему здоровью.
  • Развитие творческих способностей.
  • Формирование гибкости, пластичности художественно-эстетического вкуса.
  • Воспитание коллективизма, посредством выработки навыков синхронного выполнения упражнений, действий в команде.
  • Воспитание самостоятельности, выносливости, волевых качеств.
  • Овладение детьми различными видами плавания, умение ориентироваться в пространстве.

Анализ исходного состояния проблемы:

При поступлении в детский сад значительное число детей имеет низкие и ниже средних возрастные показатели  развития основных и двигательных качеств. Современные дети испытывают дефицит двигательной активности.
В связи с этим возрастает роль  ДОУ в формировании здоровой личности, возникает постоянная необходимость внедрять новые формы работы с детьми, привлекая специалистов различного профиля.

Учитывая все факторы, свои профессиональные возможности, запросы родителей, особенности развития детей, нами была разработана и внедрена в воспитательно-образовательный процесс МДОУ № 45 «Добрая фея» города Междуреченска оздоровительная технология обучения детей танцам на воде с элементами синхронного плавания.

Обучение танцам на воде, позволяет раскрыть творческие способности каждого ребёнка, даёт право поучаствовать в процессе создания танца.

Отличительной особенностью данной технологии является интеграция физических, эстетических, художественно-творческих и психо-эмоциональных способностей дошкольника, приобщение к здоровому образу жизни, культурному и спортивному наследию.

Концепция представляемой технологии содействует укреплению здоровья воспитанников и художественно – эстетического развития на основе реализации следующих принципов:

  • Принцип индивидуального мониторинга;
  • Принцип здоровье сберегающего обучения дошкольников плаванию;
  • Принцип личностно-ориентированного подхода;
  • Принцип возрастной преемственности;
  • Принцип взаимосвязи всех специалистов ДОУ и родителей.

Технология включает в себя несколько блоков:

  • Спортивный – дети знакомятся с различными видами водного спорта, с олимпийским движением.
  • Музыкально-ритмический – дети разучивают музыкально-ритмические композиции.
  • Театрально-игровой –  дети знакомятся с жанром пантомимы, импровизации.
  • Конструктивный – дети знакомятся с терминологией, учатся читать схемы танца.

Далее представлена разработка занятия в кружке «Танцы на воде» по разучиванию элементов танцевальной композиции, исполненной детьми подготовительной к школе группы на городском конкурсе «Веселая волна – 2008». По итогам которого, участники награждены Почетной грамотой МУУО «Комитет образования» города Междуреченска.

«В гости к Русалочке» (занятие для детей подготовительной группы)

Цель: Закреплять у детей полученные навыки. Создать мотивацию для занятий в кружке «Танцы на воде». Учить детей слаженной работе в коллективе. Закрепить правила по Технике безопасности на воде. 

Предварительная работа: на занятиях по плаванию изучение различных элементов синхронного плавания и способов плавания. Во время кружковой работы изучение графических изображений элементов, чтение простых схем, слушание музыки. Повторение правил по Технике безопасности.

Материал: Для танцевальной композиции целесообразно брать 6-8 детей.

  • 3 шапочки жёлтого цвета, 3 – красного.
  • На правую руку каждому ребёнку резинку в цвет шапочки.
  • Магнитофон.
  • Запись звукового письма.
  • Конверт.
  • Игрушка-рыба.
  • Схема танца.
  • Красочно оформленный пригласительный билет на бал.

ХОД ЗАНЯТИЯ

«На суше»

В: Здравствуйте дети! Сегодня мы начинаем своё занятие с повторений правил Т.Б., которые необходимо соблюдать не только в бассейне, но и в любом водоёме.
В гости к нам приплыла маленькая рыбка из тёплого моря и очень удивилась, что нужны какие-то правила. Для чего они? (для того чтобы сохранить своё здоровье, а иногда и жизнь, не мешать окружающим).
Посмотрите, какая красивая у меня рыбка. Вы хотите подержать её? А давайте мы поиграем в игру? Я буду передавать рыбку тому в руки, кто назовёт одно из правил, которые нужно обязательно соблюдать, находясь в бассейне.

Игра проводится 2 раза, инструктор исправляет и дополняет детей.

– Молодцы ребята, но правила нужно знать, но и выполнять. Сейчас мы с вами повторим хорошо знакомые элементы «колесо»; «звезда»; «поплавок»; «лесенка». Повторим выполнение вертикальной «стрелочки» и отработаем различные виды построений и перестроение по периметру бассейна.

Раздаётся стук в двери

В: Ребята кто-то к нам пришёл. Нет никого, какой-то конверт (показывает). А что внутри? Диск (кассета).

Звучит говорящее письмо Русалочки. Шум моря.

Голос Русалочки.

– Здравствуйте ребята, с вами говорит Русалочка.
Я приглашаю вас в гости, но до меня трудно добраться, поэтому высылаю вам вместе с говорящим письмом волшебную схему. Инструктор по плаванию поможет вам разобраться в ней.
В пути вас ожидают разные препятствия и превращения. Но самым трудным для вас будет соблюдение тишины во время всего путешествия, иначе испугаете моих помощников – рыбок морских и тогда мы с вами можем не встретиться. Желаю вам удачи в пути! А чтобы веселее в дороге, включите музыку. До встречи!

В: Вы слышали друзья? Вас приглашают в путешествие в гости к Русалочке! Как интересно. А где же план-схема? Да вот же она (достаёт из конверта схему, рассматривает, показывает детям). Трудную задачку задала нам Русалочка. Как вы думаете, мы справимся? (Ответы детей)

– Волшебные превращения начинаются, и мы с вами превращаемся в цветочки, так нам легче будет соблюдать тишину. Какие цветы растут в водоёмах? (Лилии, кувшинки, лотосы).
Дети в красных шапочках будут лотосами, а в жёлтых – превратятся в кувшинки. (Дети делятся на 2 подгруппы)

Звучит спокойная музыка

В: Дети, внимательно слушайте музыку. Посмотрите на схему и соберитесь в два маленьких букетиках (круга). У дальней стороны бассейна букет лотосов, у ближней кувшинки. Возьмитесь за руки, как изображено на схеме.
Мы будем идти долго, а с наступлением темноты цветы засыпают и закрывают лепестки (дети поднимают руки, соединяя их над головами). Утром цветы просыпаются, лепестки открываются. Ваши руки – это лепестки цветов. Давайте попробуем вместе. (повторить 3-4 раза).

Дети расплываются «Стрелочкой» к бортикам

В: Внимание! Вы оказались на разных берегах широкой реки.

Дети возвращаются обратно к середине бассейна.

В:Мы очень рады встрече (взялись за руки). Солнце спряталось за тучку, а потом показалось вновь, «лепестки» закрылись и открылись вновь. И вот мы оказались на огромном острове. Возьмитесь за руки, и покажите, какой он большой. Давайте украсим деревья на острове бусами.
Вот как красиво получилось, а наши «лотосы» и «кувшинки» уснули и проснулись вновь.
Давайте построим лесенки, влезем на самое высокое дерево и посмотрим, не приплыли ли за нами помощники Русалочки?

Элемент выполняется на основе «Звёздочки», только руки и ноги слегка раздвинуты, хват руками производится за голеностоп сверху, кистью сзади стоящего ребёнка.

В: Я вижу 2 катера.

Взялись за колесо штурвала – выполняется элемент «Колесо». Дети берутся за руки, выполняют  «звезду», широко разводят ноги в сторону, сводят стопы ног.

В: Поехали! Вот наконец-то мы и добрались до места. Снова наступила ночь. «Цветочки» уснули, взошло солнце – «цветы» проснулись.
Ребята, мы смогли пройти по схеме, все элементы вам знакомы. Вы знаете, чтобы путешествие удалось, нужно слаженно работать всем вместе, чётко и одновременно, а значит синхронно.

Вход в бассейн:

В: Давайте сначала отработаем эти элементы по счёту. Отрабатываем в воде элементы «Стрелочка»; «Бусы»; «Лесенка»; «Колесо». Вы ещё не передумали идти в гости к Русалочке? Тогда в путь. Пойдём по схеме.

Звучит музыка. Дети « читают» схему с помощью педагога, выполняя заданные элементы, поэтапно создавая рисунок танца.

В: Молодцы, справились с заданием. Возьмёмся крепко за руки, улыбнёмся друг другу.

Появляется Русалочка из-за ширмы.

Русалочка: Здравствуйте ребята! Я очень рада, что вы справились с таким трудным заданием и мне очень понравился ваш танец.
Да, у вас получился именно танец, когда вы следовали по этой схеме. Вы были такими красивыми цветами! Предлагаю назвать ваш танец – «Цветы на воде»
Я устраиваю бал и приглашаю вас на него. На балу будет очень, много гостей, они будут танцевать и веселиться, и вы сможете показать всем свой танец.

Дети выходят из бассейна

В: Вам понравилось занятие, вы хотите пойти на бал к Русалочке?

(Ответы детей)

– Для этого нам нужно ещё поработать над танцем, сшить красивые костюмы.
– Ребята, а какая музыка сопровождала нас на протяжении всего занятия?
– Какая она по характеру, темпу, жанру?

(Обобщение ответов детей)

Вы очень старались, молодцы! Занятие окончено, спасибо!