Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Повышается роль учителя, и растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а настоящие подвижники своего дела, яркие личности, способные преодолевать возникающие трудности и работать творчески.
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методологии образования. Лишь с таким педагогом можно говорить о качественном образовании, так как качество образования — это показатель развития общества, национальной культуры, национального самосознания.
Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.
Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.
Чтобы регулировать и оценивать свою деятельность, повышать ее эффективность, учитель применяет различные методы самоанализа, самоконтроля, самооценки и самокоррекции, стремясь достичь высокого уровня профессионализма и выработать не просто индивидуальный, а индивидуально-оптимальный стиль своей деятельности.
Нацеленность на результат в деятельности нашего образовательного учреждения является ориентиром планирования, регулирования, организации и корректирования всей работы.
Естественно, приоритетным для нас является педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о педагогических системах, обеспечивающая непрерывное слежение за их состоянием, а также дающая возможность прогнозирования развития педагогических систем.
Педагогический мониторинг играет важную роль в эффективности управления учебным заведением, создает необходимое информационное обеспечение образовательного процесса. Это новое, современное средство контроля с целью диагностики, которое позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс
Мониторинг образовательной деятельности учителя начальных классов МСОШ №31 включает в себя следующие разделы:
1. Повышение качества образования.
- процент качества обученности школьников
- внедрение в учебный процесс электронных учебно – методических пособий, ИКТ
- повышение уровня сформированности учебно-информационных умений и навыков
- повышение уровня сформированности учебно-управленческих умений и навыков
- повышение уровня сформированности учебно-логических умений и навыков
2. Внедрение в учебный процесс различных форм проектной и исследовательской деятельности
- результативность участия детей во всероссийских конкурсах – играх «Кенгуру», «Медвежонок», «ЭМУ»
- результативность участия детей в конкурсах, олимпиадах, по предмету
- наличие новой системы оценки образовательных достижений учащихся («Портфель ученика»)
- доля учащихся, получающих дополнительные платные образовательные услуги
3. Поддержка и развитие одаренных детей.
- доля уч-ся вовлеченных в дела, направленные на выявление и развитие одаренности
- доля уч-ся, вовлеченных в научно – исследовательскую работу
- доля уч-ся, вовлеченных в мероприятия интеллектуального направления
4. Победители в олимпиадах школьного, городского и окружного уровней
- победители школьных олимпиад
- победители городских олимпиад
- победители окружных олимпиад
- победители международных олимпиад
5. Создание условий для комплексной безопасности обучающихся
- содержание в соответствии современными требованиями документов, по обеспечению безопасности
- сформированность умений по безопасности жизнедеятельности
- организация оздоровительных мероприятий для обучающихся
- охват горячим питанием
6. Участие детей в воспитательной работе класса и школы
- развитие детского самоуправления
- вовлечение учащихся в кружки и секции
- формирование у учащихся лидерских качеств
- организация профилактической работы
- организация диагностики «Воспитанность и воспитуемость»
- участие родителей в общеклассных и общешкольных родительских собраниях
- участие детей в концертах для родителей (традиция школы)
7. Использование современных образовательных технологий
- использование проектных и исследовательских технологий, др. развивающих образовательных технологий
- количество используемых учебных программ, УМК, построенных в рамках определенной технологии
8. Обобщение опыта (муниципальный, окружной и всероссийский уровни)
- выступление на методических объединениях школы, города
- выступление на научно – практической конференции школы, города
- выступление на педагогических советах
- участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах.
- в составе жюри
- в составе группы поддержки
- в составе финалистов
- мастер – классы
- конкурс профессионального мастерства
9. Профессиональная компетентность
- курсы повышения квалификации
- категория, разряд
- участие в приоритетном национальном проекте
- наличие методических рекомендаций, программ
- наличие печатных изданий (где, тема)
- участие в проектах реализации целевых программ развития школы
Данный мониторинг учителем начальных классов ведется 4 года (с 1-го по 4-й класс). В начале учебного года по всем показателям заполняется планируемый результат, в течение учебного года – конечный результат. После получения конечного результата, учитель соотносит желаемые результаты с имеющими. При малейших расхождениях устанавливаются причинно- следственные связи: недостатки в УВП, условиях, технологии, методиках и др. Далее следует этап постановки новых целей, спрогнозированные операционально в зоне потенциального развития ученика и способы их достижения.
Однако принцип системности в проведении педагогического мониторинга может быть реализован только при условии разработки циклограмм.
Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ
Предмет мониторинга (объекты мониторинга) |
Цели мониторинга |
Периодичность |
Ответственные (субъекты мониторинга) |
Результат |
Общие показатели и материально-техническая база образовательного учреждения |
Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся |
2 раза в год |
Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР |
Аналитические записки, диаграммы |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса |
Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. |
1 раз в год (декабрь) |
Руководители методических объединений, библиотекарь |
Сводные таблицы, диаграммы |
Методическая работа школы |
Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы |
2 раза в год (сентябрь, май) |
Руководители методических объединений, зам. директора по УВР , члены методического совета школы |
Аналитический отчет, включающий графики и диаграммы |
Деятельность учителя |
Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей |
Ежемесячно |
Зам. дир. по УВР |
Таблицы, справки, диаграммы |
Деятельность классного руководителя |
Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций |
Ежемесячно |
Зам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог-психолог |
Справки, таблицы, диаграммы |
Нормативно-планирующая документация |
Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования |
2 раза в год (сентябрь, апрель) |
Руководители методических объединений, зам дир по УВР |
Протоколы |
Деятельность учащихся |
Определение уровня (качества) обученности учащихся |
Ежемесячно |
Классные руководители, зам. дир. по УВР, учителя-предметники, педагог-психолог |
Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы |
Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, определяет насколько рациональны педагогические средства и методы, реализуемые в педагогическом процессе. Известно, что управление эффективно, если оно опирается не только на информацию на фиксированном уровне об успеваемости и качестве обучения учащихся, но и предполагает анализ причин их несоответствия заявленным результатам и поиск резервов повышения эффективности учебного процесса. Чтобы оперативно провести такой анализ необходимо рассматривать в единстве условия, процесс и результат мониторинга.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.