Цель: Формирование географического образа своей страны во всем многообразии и целостности на основе взаимодействия основных комплексов: рек, озер, гор, городов.
Задача: Обобщить, расширить, конкретизировать продолжить изучение природы России и картографической грамотности.
План.
- “Россия – нет красивей слова…”.
- Давайте вспомним красоты природы. Литературные высказывания с иллюстрациями.
- Разминка. Почему?
- Интересные факты. Устно и работа с компьютерами.
- Номенклатура. Рассказы по карте.
- Защита проекта по группам.
- Итоги.
ХОД УРОКА
1. “Россия - нет красивей слова…”.
Учитель: Сегодня на уроке мы расширим, обобщим и конкретизируем свои знания по природе России, и совершим небольшое путешествие по уголкам России. Наша русская природа полна прелести. Она трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Природа дарит людям радость, здоровье, душевное спокойствие. К природе надо относиться бережно.
Сегодня мы с вами почитаем стихи, узнаем еще много нового, обобщим наши знания.
На дом было дано задание - подготовить по группам и индивидуально высказывания о природе, сделать слайды. Хочу представить группы, с которыми будем работать. Это группы: духовные ценности России, великие равнины, горы, гейзеры и великие реки и озера.
Стихотворение о природе
Гляжу - не нагляжусь на русское раздолье.
Желанней и родней не знаю я земли.
Здесь отчее крыльцо, знакомое до боли
И детства боль, и в небе журавли.
Россия - нет красивей слова.
Любуюсь я тобой дыханье затая.
2. Давайте вспомним красоты природы. Литературные высказывания с иллюстрациями.
(Идет показ слайдов природы. На фоне каждого слайда читается стихотворение, высказывание)
ВОЛГА
К Волге
Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принесшая ко брегу,
О Волга! Рек, озер краса,
Глава, царица, честь и слава,
О Волга пышна, величава!
Прости! Но прежде удостой
Склонить свое вниманье к лире
Певца незнаемого в мире,
Но вспоминаемого тобой!
И.И. Дмитриев
Волге
Тускнеет твой венец алмазный,
Не зыкнет с посвистом жених…
Все больше пятен нефти грязной,
Плевки Горынычей стальных…
Глядишь, старее и дряхлее,
Как пароходы с ревом прут,
И голубою телагрею
Чернит без устали мазут…
А жениха все нет в дозоре…
Роняет известь едкий прах…
Плывешь ты с жалобою к морю,
Но оно в плевках, в гудках…
А. Ширявец
ПРОСТОРЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Старинная сибирская песня
Непроглядно темна,
Бесконечна - тайга
Ты сибирская!
Средь долин и средь гор
Заняла ты простор -
Богатырская!
По горам, по хребтам,
По глубоким падям
Ты раскинулась!
Над широкой рекой
Ты зеленой стеной
Понадвинулась!
КАМЧАТКА. ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ
Еще не рассвело, когда адский грохот заставил жителей покинуть дома. Над городом метались багровые молнии, и огромная мрачная туча быстро закрывала начавшее светлеть небо. Огненный столб взметнулся в небо на 20-километровую высоту. Извержение было заметно на расстоянии 450 км.
Путешественник
ОЗЕРО БАЙКАЛ
Озеро Байкал
Байкал удивителен, и не даром сибиряки величают его не озером, а морем. Вода прозрачна необыкновенно. Берега гористые, покрытые лесами.
А. П. Чехов
…все, кто хоть раз побывал на его берегах, кто на несколько мгновений оказался наедине с его чародейной волной, сходятся в одном: Байкал прекрасен и неповторим.
ЭЛЬБРУС
Кавказ
“Здесь у нас такие горы синие
И такие золотые нивы!
Если б все края их цвет восприняли,
Стала бы земля еще красивей!”
Р.Гамзатов
Кавказ
Там все блистает красотой:
Утесов мглистые громады,
Бегущи с ревом водопады
Во мрак пучин с гранитных скал
Леса, которых сны от века
Ни стук секир, ни человека
Веселый глас не возмущал,
В которых сумрачные сени
Еще луч дневной не проник,
Где изредка одни олени,
Орла послышав грозный крик,
Теснясь в толпу, шуршат ветвями,
И козы легкими ногами
Перебегают по скалам.
Там всё является очам
Великолепные творенья!
Жуковский
УРАЛ
Урал
Вера в будущее России, всегда жившая во мне, прибыла и окрепла от близкого знакомства с Уралом.
Д.И.Менделеев
Об Урале
Здесь горы не те, что на Кавказе или в Крыму. Это все та же нешутливая Средняя Россия, которую вдруг что-то взволновало: тот же ельник, сосняк, березняк, но взгорбившийся, тот же луг с одуванчиками, но покатый. И даже радостнее узнавать редкие черты на чуть изменившимся суровом лице.
Н.Н Михайлов
3. Разминка. Почему?
Всем группам предлагается вспомнить и объяснить закономерности размещения форм рельефа и климатических особенностей. Обозначают на карте крупные местоположения
И объяснить, почему они там.
- Почему Западно-Сибирская равнина - низменность?
- Почему озеро Байкал чистое и глубокое?
4. Интересные факты. Устно и работа с компьютерами.
Группам предлагается ответить на вопросы: “Самые из самых” - устно, а по одному человеку из группы пригласить к компьютерам для тестирования.
Устные вопросы:
- Самый высокий водопад.
- Самые высокие горы.
- Самое чистое море.
- Самое холодное море.
- Большое водохранилище.
- Высшая точка Уральских гор.
- Высшая точка Алтая.
- Многоводная река.
- Большой полуостров.
- Большой остров.
- Глубокое озеро.
- Распространенное дерево.
ТЕСТ. 8 КЛАСС
Вопрос № 1. Протяженность границ России
а) 60932 км б) 45300 км в) 73500 км
Вопрос № 2. Что изучает физическая география:
а) компоненты и комплексы;
б) природа и природные ресурсы;
в) географическое положение.
Вопрос № 3. Самая длинная горная система:
а) Урал б) Кавказ в) Алтай
Вопрос № 4. Самое распространенное лиственное дерево:
а) ель б) береза в) осина
Вопрос № 5. Какой вид полезных ископаемых соответствует щиту:
а) железная руда б) соль в) каменный уголь
Вопрос № 6. Над Сибирью зимой образуются:
а) холодные ветра и сухие воздушные массы;
б) теплые и сухие воздушные массы;
в) теплые и влажные воздушные массы.
Вопрос № 7. В каком климатическом поясе летом - умеренные, а зимой арктические воздушные массы:
а) арктический;
б) субарктический;
в) умеренный.
Вопрос № 8. Самый высокий водопад:
а) Камчатка б) Илья Муромец в) Гейзер
Вопрос № 9. Огромную роль в изучении биосферы сыграл:
а) В.И. Вернадский б) А.П.Докучаев в) Л.П.Соколов
Вопрос № 10. Чем занята основная площадь территории страны:
а) леса б) пашни в) пастбища
Вопрос № 11. Зеленые насаждения играют большую роль:
а) снижают уровень шума;
б) создают тень;
в) уменьшают выброс вредных веществ.
Вопрос № 12. Сколько % воды содержится в торфе:
а) 94% б) 20% в) 50%
Ответы:
1.-а
2.-б
3.-а
4.-б
5.-а
6.-а
7.-б
8.-б
9.-а
10.-а
11.-а
12.-а
5. Номенклатура. Рассказы по карте.
(Учитель читает рассказ, а представители из групп находят объекты и показывают на карте)
- “Спускаясь с высшей точки Алтая, я плыву по реке Катунь, попадаю в г. Новосибирск, потом в г. Сургут и направляюсь к Обской губе.”
- “От истока Камы я попадаю в Пермь, из Перми в Самару, а из Самары в Ростов-на-Дону”.
- “С горы Народной я качусь вниз до истока Печоры, потом попадаю в Нарьян-Мар, а оттуда в Карское море”.
6. Защита проекта по группам.
Группы представляют свои интересные проекты и рассказывают. (Это было домашнее задание)
- Россия - страна великих рек, озер.
- Россия - страна великих равнин и гор, гейзеров, вулканов.
- Духовные ценности России.
7. Итоги.
Заканчивая путешествие на сегодняшний день, можно восторгаться красотами России и много об этом говорить.
(Подводятся итоги. Выставляются оценки)