В современных социальных условиях возникает необходимость подготовки конкурентно способной личности, обладающей универсальными знаниями, которые помогут ей самостоятельно, критически и творчески мыслить, вырабатывать убеждения и защищать их, независимо от избранной профессии уверенно вступать в социальные отношения, добиваясь высоких результатов при минимальных затратах времени и средств, способной к самосовершенствованию, самоизменению, активной адаптации.
Становится понятным, насколько важно обеспечить эффективное формирование личности с использованием комплекса педагогических средств на всех этапах образования. Это предполагает, прежде всего, целенаправленную деятельность педагога, адекватные цели формирования конкурентно способности и реализуемые в нем содержание обучения и воспитания, образовательные технологии.
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смысла жизни. Овладение их содержанием позволяет учащимся приобрести определенную сумму знаний, систему соответствующих умений и навыков, активизирует процесс овладения компетенциями. Кроме того, в процессе выполнения заданий данных методических рекомендаций достигаются следующие цели:
– формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
– развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии;
– углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
– овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сферы и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
– применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Другой целью данных методических материалов является обеспечение преподавателей дидактическим материалом, соответствующим программе, а также помочь учащимся в практическом овладении нормами современного русского языка, совершенствовании орфографических и пунктуационных навыков, повышении общей речевой культуры.
Большинство заданий носит обобщающий характер и требует применения целого комплекса знаний и умений для их выполнения.
В методические рекомендации включены упражнения, связанные с систематизацией сведений по русскому языку, что позволяет учащимся лучше осмыслить грамматические явления, научиться сопоставлять, анализировать и т. д. Упражнения содержат задания стилистического, орфоэпического характера.
Дидактические материалы рассчитаны на дифференцированную работу с учащимися и могут быть использованы преподавателем целиком или выборочно, а также для индивидуальных и дополнительных занятий, при подготовке учащихся к уплотненному опросу, в качестве домашнего задания.
Структура методических рекомендаций определена характером учебного материала, методическими задачами, стоящими перед курсом русского языка, и представляет собой систематизированный набор упражнений по разделам: “Лексика и фразеология”, “Фонетика и орфоэпия”, “Морфемика и словообразование”, “Морфология”, “Синтаксис”.
В методических рекомендациях учтено, что основное внимание на занятиях по русскому языку в настоящее время уделяется обучению речевой деятельности и формированию речемыслительных умений учащихся. В связи с этим представлен обширный материал для проведения эффективной работы по анализу использования различных языковых единиц в речи, а также задания, способствующие совершенствованию навыков правильного, стилистически целесообразного употребления единиц языка в процессе порождения собственной речи учащихся.
Задачи развития культуры речи решаются при выполнении упражнений всех разделов. Можно выделить задания, связанные с видоизменением синтаксических конструкций, подбором синтаксических синонимов, задания, направленные на предупреждение и исправление речевых ошибок, и др.
Все упражнения направлены на осознание учащимися задач речи, стилевых черт, определяемых этими задачами, а затем уже на выяснение способов языкового выражения этих черт.
Также целью рекомендаций является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды познавательной деятельности.
Выполнение упражнений, предложенных для развития орфографической зоркости, позволяет учащимся приобрести определенную сумму знаний, систему соответствующих умений и навыков, активизирует процесс овладения универсальными компетенциями.
Материал методических рекомендаций комментирует лингвистические понятия, лингвометодические рекомендации по формированию орфографической зоркости, предлагает материал для практического использования в конкретной учебной ситуации.
Интересен дидактический материал, представляющий собой разнообразную систему упражнений, развивающих орфографическую зоркость: орфографические задачи, упражнения на обнаружение орфограмм, письмо по памяти, зрительно-слуховой диктант.
Упражнения предназначены как для работы в классе, так и для домашней работы.
Практическая работа с описаниями представлена в “Приложении 1”