Задачи:
- уточнить и дополнить представления об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека;
- раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию;
- развивать грамотную речь учащихся, умение выступать перед зрителем;
- воспитывать чувство ответственности за будущее своей Родины.
Оборудование:
- глобус, раздаточный материал – вырезанные бумажные “капли”, иллюстрации водоёмов, магнитофон.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде, и за правильные ответы вы будете получать “капельки”. Тема урока “Берегите воду!”
- Оказывается, вода находится в опасности. Почему? (заслушиваются ответы детей)
- Чистой воды ан Земле становится всё меньше, а потребность в ней растёт.
II. Проверка домашнего задания.
- Экспресс – опрос (+ да, - нет)
- Лёд – это вода.
- Песок растворяется в воде.
- В воздухе есть частицы воды.
- Вода имеет цвет.
- При охлаждении вода сжимается.
- Всё живое может прожить без воды неделю.
- Сахар и соль не растворяются в воде.
- Вода испаряется.
- Вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.
( +,-,+,-,+,-,-,+,+)
- Заслушивание собственных сочинений – сказок “Путешествие капельки” (3-4 учащихся)
III. Объяснение нового материала.
1. - Посмотрите на глобус. Это модель нашей планеты.
- Какой цвет преобладает? Почему?
- Все воды: реки, озёра, моря, океаны – называют Мировым океаном.
2. Выступления подготовленных учащихся.
1) Какую работу производит вода в природе.
2) Использование воды человеком.
3) Охрана воды.
3. - Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.
- Но, к сожалению, человек способен наносить вред и в больших размерах.
-Нам пришла телеграмма, но от кого?
(Звучит музыка – звуки океана “Плач чаек”, на фоне музыки учитель зачитывает текст телеграммы)
-“SOS! Помогите! Дорогие третьеклассники! Жители планеты Земля! Я обращаюсь за помощью к вам, я задыхаюсь, перенасыщаюсь кислотами и другими ядами от отходов. Помогите мне решить мою проблему!
Мировой океан”
- Что же мы будем делать? (ответы детей)
-Молодцы, ребята, я так и думала, что у вас отзывчивые души. Давайте разберёмся в этой проблеме.
Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: - Издалека, из океана.Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!На поле лёг туман густой
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Для чего же на планете столько воды? Какая забота есть у Мирового океана?
- Как заставить воду пахать поле, доить коров, петь песни, показывать фильмы?
(нужно заставить её добывать электроэнергию)
- Но не всегда всё происходит гладко, бывают и другие ситуации.
IV. Инсценировка “Сказка о нефтяной рыбке”.
- Эта сказка на новый год.
Закинул старик свой невод в синее море. Пришёл невод с пустыми банками, бутылками, пластиковыми пакетами.
Второй раз закинул он невод, пришёл невод с рваными шинами, старыми ботинками да с ржавой проволокой. Еле очистил он невод.
В третий раз решил попытать он счастья, забросил невод. Пришёл невод с рыбкою. Не простою рыбкою, а нефтяною. Как взмолится та рыбка, голосом молвит человеческим: “ Не отпускай ты меня старче, в море. Дорогой дам за себя откуп. Только не бросай ты меня обратно. Лучше посади в аквариум с чистою водою, нет больше моей мочи жить в грязной вод, не могу я дышать из-за отходов нефти и мусора”.
- Вот, к сожалению, какая получилась сказка на новый лад. Что за проблему она нам открывает?
- Могут ли люди решить эту проблему? Как?
- Давайте прочитаем, как люди охранят воду от загрязнения.
V. Работа по учебнику.
с.42- 43
- Что может произойти с планетой, если не охранять воду?
- Как мы можем помочь Мировому океану? (ответы детей)
- Каждый человек должен с большим пониманием относиться к этим проблемам. А ещё этим занимаются экологи.
- Кто такие экологи, чем они занимаются? (ответы детей)
- Экология – наука о доме. О каком доме идёт речь?
- Всё, что нас окружает, живая и неживая природа – это наш с вами природный дом, в котором всё связано между собой, в том числе и вода. И беречь воду – это значит беречь свой дом и себя вместе с ним.
4. Показ иллюстраций водоёмов.
5. Примеры из Книги рекордов Гиннеса о воде.
Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 г., след от неё 9 см.
Самый продолжительный дождь шёл целых 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1 км 940 м.
VI. Обобщение.
- На своих карточках укажите, сколько “капель” вы собрали за урок. Эти “капли” мы с вами сэкономили.
-Давайте поместим их в свой водоём и будем бережно охранять.
( На доске изображён водоём, в который дети помещают свои капельки).
- Чтобы вода не исчезла из водоёма, что нужно для этого сделать? (посадить лес, яркое солнышко, чистое небо).
На доске, рядом с водоёмом появляется солнце, деревья, синее небо
- Итак, мы создали свой край, наш край.
Звучит песня “Наш край”
- Если вы уже сейчас начнёте охранять и беречь воду, то когда вырастите, то получите цветущий край, чистую прозрачную воду Мирового океана.
VII. Домашнее задание: нарисовать плакат “Берегите воду! ”