Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Берегите воду"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • уточнить и дополнить представления об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека;
  • раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию;
  • развивать грамотную речь учащихся, умение выступать перед зрителем;
  • воспитывать чувство ответственности за будущее своей Родины.

Оборудование:

  • глобус, раздаточный материал – вырезанные бумажные “капли”, иллюстрации водоёмов, магнитофон.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде, и за правильные ответы вы будете получать “капельки”. Тема урока “Берегите воду!”

- Оказывается, вода находится в опасности. Почему? (заслушиваются ответы детей)

- Чистой воды ан Земле становится всё меньше, а потребность в ней растёт.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Экспресс – опрос (+ да, - нет)
    1. Лёд – это вода.
    2. Песок растворяется в воде.
    3. В воздухе есть частицы воды.
    4. Вода имеет цвет.
    5. При охлаждении вода сжимается.
    6. Всё живое может прожить без воды неделю.
    7. Сахар и соль не растворяются в воде.
    8. Вода испаряется.
    9. Вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном.

( +,-,+,-,+,-,-,+,+)

  1. Заслушивание собственных сочинений – сказок “Путешествие капельки” (3-4 учащихся)

III. Объяснение нового материала.

1. - Посмотрите на глобус. Это модель нашей планеты.

- Какой цвет преобладает? Почему?

- Все воды: реки, озёра, моря, океаны – называют Мировым океаном.

2. Выступления подготовленных учащихся.

1) Какую работу производит вода в природе.

2) Использование воды человеком.

3) Охрана воды.

3. - Закон об охране природы запрещает спускать в водоёмы вредные отбросы и сточные воды, вырубать леса вокруг водоёмов.

- Но, к сожалению, человек способен наносить вред и в больших размерах.

-Нам пришла телеграмма, но от кого?

(Звучит музыка – звуки океана “Плач чаек”, на фоне музыки учитель зачитывает текст телеграммы)

-“SOS! Помогите! Дорогие третьеклассники! Жители планеты Земля! Я обращаюсь за помощью к вам, я задыхаюсь, перенасыщаюсь кислотами и другими ядами от отходов. Помогите мне решить мою проблему!

Мировой океан”

- Что же мы будем делать? (ответы детей)

-Молодцы, ребята, я так и думала, что у вас отзывчивые души. Давайте разберёмся в этой проблеме.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: - Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

На поле лёг туман густой
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

- Для чего же на планете столько воды? Какая забота есть у Мирового океана?

- Как заставить воду пахать поле, доить коров, петь песни, показывать фильмы?

(нужно заставить её добывать электроэнергию)

- Но не всегда всё происходит гладко, бывают и другие ситуации.

IV. Инсценировка “Сказка о нефтяной рыбке”.

- Эта сказка на новый год.

Закинул старик свой невод в синее море. Пришёл невод с пустыми банками, бутылками, пластиковыми пакетами.

Второй раз закинул он невод, пришёл невод с рваными шинами, старыми ботинками да с ржавой проволокой. Еле очистил он невод.

В третий раз решил попытать он счастья, забросил невод. Пришёл невод с рыбкою. Не простою рыбкою, а нефтяною. Как взмолится та рыбка, голосом молвит человеческим: “ Не отпускай ты меня старче, в море. Дорогой дам за себя откуп. Только не бросай ты меня обратно. Лучше посади в аквариум с чистою водою, нет больше моей мочи жить в грязной вод, не могу я дышать из-за отходов нефти и мусора”.

- Вот, к сожалению, какая получилась сказка на новый лад. Что за проблему она нам открывает?

- Могут ли люди решить эту проблему? Как?

- Давайте прочитаем, как люди охранят воду от загрязнения.

V. Работа по учебнику.

с.42- 43

- Что может произойти с планетой, если не охранять воду?

- Как мы можем помочь Мировому океану? (ответы детей)

- Каждый человек должен с большим пониманием относиться к этим проблемам. А ещё этим занимаются экологи.

- Кто такие экологи, чем они занимаются? (ответы детей)

- Экология – наука о доме. О каком доме идёт речь?

- Всё, что нас окружает, живая и неживая природа – это наш с вами природный дом, в котором всё связано между собой, в том числе и вода. И беречь воду – это значит беречь свой дом и себя вместе с ним.

4. Показ иллюстраций водоёмов.

5. Примеры из Книги рекордов Гиннеса о воде.

Самая крупная капля дождя выпала в Америке в 1953 г., след от неё 9 см.

Самый продолжительный дождь шёл целых 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1 км 940 м.

VI. Обобщение.

- На своих карточках укажите, сколько “капель” вы собрали за урок. Эти “капли” мы с вами сэкономили.

-Давайте поместим их в свой водоём и будем бережно охранять.

( На доске изображён водоём, в который дети помещают свои капельки).

- Чтобы вода не исчезла из водоёма, что нужно для этого сделать? (посадить лес, яркое солнышко, чистое небо).

На доске, рядом с водоёмом появляется солнце, деревья, синее небо

- Итак, мы создали свой край, наш край.

Звучит песня “Наш край”

- Если вы уже сейчас начнёте охранять и беречь воду, то когда вырастите, то получите цветущий край, чистую прозрачную воду Мирового океана.

VII. Домашнее задание: нарисовать плакат “Берегите воду! ”