Обучающий семинар на тему: "Интегрированные технологии в ОУ"

Разделы: Общепедагогические технологии


План доклада:

  1. Концепция долгосрочного развития до 2020 года. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  2. Интегральные технологии в ОУ. Определение. Метод проектов.
  3. Трудности метода проектов
  4. Проект. Проектирование. Структура проекта.
  5. Составление проекта. Интерактивная деятельность

Приложение, слайд 1

Для вашего внимание предлагается следующий план семинара

  1. Проектирование.
  2. Социальное проектирование
  3. Сетевое взаимодействие в социальном проектировании
  4. Экологические проекты
  5. Образовательные проекты
  6. Выход на сайты

Приложение, слайд 2

Позвольте семинар начать словами Л. С. Выготского:

«По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка … мышление. Есть все основания полагать, что роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает зону ближайшего развития».

Л. С. Выготский

В век меняющихся технологий меняются подходы к образованию. Все усилия направлены на то, чтобы способствовать улучшению человеческого капитала. А человеческий капитал – это наши дети, их родители, и, конечно, педагоги.

1. Модернизация образования

Залогом профессионального успеха уже не могут служить знания полученные один раз в жизни. На первый план выходят люди, способные ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Приложение, слайд 3

Каким должно быть образование?
В первую очередь, главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития.
Ребята должны изучать достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Т. е. вовлекать в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Приложение, слайд 3

На какие документы надо обратить внимание.
Концепция долгосрочного развития до 2020 года.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Приложение, слайд 4

Ключевая цель образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина

  • Обновление образовательных стандартов (требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ, требования к результатам их освоения)
  • Система поддержка талантливых детей
  • Развитие учительского потенциала
  • Современная инфраструктура
  • Здоровье школьников
  • предоставление дошкольного образования
  • развитие начального и среднего профессионального образования
  • создание систем поддержки потребителей услуг непрерывного образования и организаций, предоставляющих данные услуги и др.

Иначе, основная цель модернизации образования: решение задач, обеспечение доступности, качества образования и эффективности образовательной системы
Доступность – бесплатное образование.

Приложение, слайд 5

Качество образование – компетентное образования, выпускник, который решает разного уровня задачи в разных сферах.
Эффективность – мера вложения в достижение результата. Эффективность зависит от ресурсов.
Кадры. В первую очередь, модернизация образования затрагивает развитие учительского потенциала.

Приложение, слайд 6

2. Интегральные технологии

Приложение, слайд 7

Приведем определения из словарей нужных нам понятий: интеграция и технология.

БЭС

Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целый) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Объединение отдельных частей в единое целое.

Приложение, слайд 8

Технология (греч. техно – мастерство, умение, логос – учение)

Совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Приложение, слайды 9, 10, 11

Педагогическая технология представляет собой:

  • целенаправленное использование технических средств обучения или программированного обучения в учебно – воспитательном процессе;
  • совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм  исходного объекта в процессе производства объекта – цели;
  • планирование процесса обучения, воспитания, развития детей;
  • систематизацию в единый комплекс идей, способов организации деятельности, ресурсов, средств для достижения цели образования;
  • систему познавательной деятельностью учащихся;
  • конструирование (возможен переход за рамки одной сферы деятельности) средств и методов педагогического процесса для решения конкретных задач, обеспечивающих функционирование людей в определенном виде деятельности;
  • создание интегративной модели обучения в содержании и способах обучения;
  • систематичное, последовательной воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, т. е. проекта определенной педагогической системы, реализуемой на практике;
  • систему приемов и способов реализации образовательного процесса, направленного на достижение проектируемого результата.

Больше всего к теме семинара подходит предпоследнее определение.

Для формирования и совершенствования всех граней личности интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли, самовыражения и самореализации, педагоги выбирают технологию развивающего обучения.

Приложение, слайд 12

Метод проектов является интегративной технологией, которая включает в себя различные методы и формы обучения:

  • мозговой штурм
  • дискуссию
  • метод проблемного обучения
  • деловые игры
  • коллективные формы обучения и др.

Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.

Приложение, слайд 13

3. Метод проектов универсальный метод

Но почему мы не спешим внедрять в практику обучения?

(Предположение участников семинара – опрос)

Приложение, слайд 14

Причины

1. Субъективные

  • неуверенность в своих силах, даже боязнь от недостатка знаний, отсутствие опыта исследовательской работы
  • стереотипность мышления учителя, неготовность к новому, отсутствие навыков инновационной деятельности, протест «от нас требуют, но не учат»

Кто работает:

  • подготовка к организации и руководству проектной деятельности учителя (направление, объект труда, осмысление, информационное обеспечение)
  • трудно избежать вмешательства (надо знать, что метод проектов предполагает познавательную самостоятельность учащихся)

Приложение, слайды 15, 16

2. Объективные трудности

  • учителя:
  • - недостаток времени
  • - отсутствие позитивного примера коллег
  • учащиеся:
  • - низкая мотивация
  • - перегруженность в школе
  • - не представляют конечного результата
  • - не умеют описывать
  • - переоценивают или недооценивают свои возможности

3. Субъективные и одновременно объективные причины – неверное понимание метода проектов (не всякая практическая работа является проектом, тем более творческим)

Учебное проектирование – это прежде всего исследование.

Приложение, слайд 17

4. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применять» – вот основной тезис современного понимания методов проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
Сам педагог должен твердо знать, как он сможет использовать метод проектов в образовательной программе, только после этого обучать своих воспитанников.
Основу успеха педагогической деятельности определяет использование педагогом  методики проектирования образовательного процесса.

Приложение, слайд 18

Проектировать:

  • составлять, разрабатывать проект
  • намечать, предполагать, собираться что-либо делать, устраивать
  • идеальное осмысление и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть. Один из способов инновационной деятельности, использующей социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов

Проектирование – сложный и длительный творческий процесс, интегрирующий в единое целое:
– прогнозирование желаемых результатов на основе проблемного анализа создается как бы в мысленном или текстовом варианте
– воплощение на практике задуманного с последующей корректировкой целей и задач, сравнением реальных и предполагаемых результатов. Итогом становится авторская (на уровне конкретного педагога или учреждения) педагогическая модель или система, обязательным признаком которой является новизна.

Педагогическое проектирование реализует 3 основные функции:

  • Аналитическая
  • Прогнозирующая
  • Конструирующая

Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь, конструирующую функцию, является программа.

Приложение, слайд 19

Проектирование:

  • техническое (инженерное)
  • социальное
  • педагогическое

Приложение, слайд 20

Виды проектной деятельности:

  • игровая
  • познавательная
  • ценностно-ориентированная
  • преобразовательная
  • профессиональная
  • трудовая
  • коммуникативная
  • учебная
  • теоретическая
  • практическая

Элементы синтезируются в проектной деятельности.

Приложение, слайд 21

ПРОЕКТ – Ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Приложение, слайд 22

Другие определения проекта:

  • предварительный, предположительный текст какого-либо документа, который представлен на обсуждение, утверждение
  • план, замысел, предварительный текст какого-либо документа

Приложение, слайд 23

Проект – это:

  1. Словесное описание предполагаемых действий по осуществлению указательных изменений
  2. Графическое изображение

Приложение, слайд 24

Проекты строятся по следующим критериям:

1. Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная…)
2. Предметно-содержательная область: моно проект, межпредметный проект
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участников проекта)
4. Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города…)
5. Количество участников проекта
6. Продолжительность проекта

Приложение, слайды 25, 26, 27

Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

Структура проекта

  • Название
  • Актуальность (обоснование проекта: почему это делаем в рамках внешнего заказа и внутренних потребностей)
  • Цель – образ результата (стратегия)
  1. Фиксируемая временем получения
  2. Соответствующая потребностям и возможностям конкретного ОУ
  3. Мотивирующая субъекта (педагогический коллектив) действовать в направлении этой цели
  • Задачи (тактика)
  • Направления деятельности
  • Ожидаемые результаты
  • Ресурсное обеспечение
  • Мероприятия, подлежащие дополнительному финансированию в рамках проекта

Приложение, слайд 28

Структура проекта по Дж. Дьюи:

  • выбор проекта и уяснение его
  • планирование
  • осуществление проекта
  • обсуждение законченного дела

Приложение, слайды 29, 30

Структура проекта:

  • название проекта
  • участники
  • продолжительность проекта
  • актуальность проблемы
  • прагматическая цель
  • педагогическая цель
  • задачи
  • оборудование
  • изделие
  • вопросы для защиты
  • результативность

Структура проекта

ПРОБЛЕМА –
проблема – мотив деятельности
цель – поиск способов решения проблемы
задачи – пути достижения цели в определенных условиях
ПРОЕКТИРОВАНИЕ – планирование, пооперационная разработка, реализация и оценка проектов.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – найти, обработать, осмыслить и представить.
ПРОДУКТ – средство разрешения проблемы, воплощенный замысел.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – представление продукта, «Рефлексия» деятельности.
ПОРТФОЛИО – папка всех материалов.

Приложение, слайд 31

Педагог при этом помогает в поисках источников информации, сам является источником информации, поддерживает и поощряет учеников, поддерживает обратную связь, но не навязывает свои идеи и решения проблемы.

«Знания, даваемые насильно, душат разум».  Анатоль Франс

Приложение, слайд 32

Раз у нас обучающий семинар предлагаю перейти к интерактивной деятельности, где мы с вами закрепим полученные знания. «Мозговая атака» – в проектировании используется как генерирование идей в очень сжатые сроки. Главное значение метода – чтобы каждый участник «атаки» выдал свои идеи в быстром темпе. При этом всякая критика запрещается, процесс записывается на магнитофон, лист бумаги, затем идеи анализируются, 1-2 идеи, которые остаются, становятся основой проекта.

Приложение, слайд 33

Межпредметный проект «_______________________________________________»

Проблема (______________________________________________________)

Изготовление необходимого оборудования

I этап. Уточнение потребностей, конкретизация задач, требования, ограничения, условия выполнения проекта, технология изготовления

II этап. Сбор информации об изделиях, материал, сопутствующий материал, инструменты

III этап. Планирование работы

IV этап. Изготовление

V этап. Оформление пояснительной записки, оценка результатов или Портфолио.