План доклада:
- Концепция долгосрочного развития до 2020 года. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Интегральные технологии в ОУ. Определение. Метод проектов.
- Трудности метода проектов
- Проект. Проектирование. Структура проекта.
- Составление проекта. Интерактивная деятельность
Приложение, слайд 1
Для вашего внимание предлагается следующий план семинара
- Проектирование.
- Социальное проектирование
- Сетевое взаимодействие в социальном проектировании
- Экологические проекты
- Образовательные проекты
- Выход на сайты
Приложение, слайд 2
Позвольте семинар начать словами Л. С. Выготского:
«По-видимому, одной из главнейших функций, которая играет основную роль в умственном развитии ребенка … мышление. Есть все основания полагать, что роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает зону ближайшего развития».
Л. С. Выготский
В век меняющихся технологий меняются подходы к образованию. Все усилия направлены на то, чтобы способствовать улучшению человеческого капитала. А человеческий капитал – это наши дети, их родители, и, конечно, педагоги.
1. Модернизация образования
Залогом профессионального успеха уже не могут служить знания полученные один раз в жизни. На первый план выходят люди, способные ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.
Приложение, слайд 3
Каким должно быть образование?
В первую очередь, главным результатом
образования должно стать его соответствие целям
опережающего развития.
Ребята должны изучать достижения прошлого, но и
те способы и технологии, которые пригодятся в
будущем. Т. е. вовлекать в исследовательские
проекты, творческие занятия, спортивные
мероприятия, в ходе которых научаться
изобретать, понимать и осваивать новое, быть
открытыми и способными выражать собственные
мысли, уметь принимать решения и помогать друг
другу, формировать интересы и осознавать
возможности.
Приложение, слайд 3
На какие документы надо обратить внимание.
Концепция долгосрочного развития до 2020 года.
Национальная образовательная инициатива «Наша
новая школа»
Приложение, слайд 4
Ключевая цель образования: повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина
- Обновление образовательных стандартов (требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ, требования к результатам их освоения)
- Система поддержка талантливых детей
- Развитие учительского потенциала
- Современная инфраструктура
- Здоровье школьников
- предоставление дошкольного образования
- развитие начального и среднего профессионального образования
- создание систем поддержки потребителей услуг непрерывного образования и организаций, предоставляющих данные услуги и др.
Иначе, основная цель модернизации образования:
решение задач, обеспечение доступности, качества
образования и эффективности образовательной
системы
Доступность – бесплатное образование.
Приложение, слайд 5
Качество образование – компетентное
образования, выпускник, который решает разного
уровня задачи в разных сферах.
Эффективность – мера вложения в достижение
результата. Эффективность зависит от ресурсов.
Кадры. В первую очередь, модернизация
образования затрагивает развитие учительского
потенциала.
Приложение, слайд 6
2. Интегральные технологии
Приложение, слайд 7
Приведем определения из словарей нужных нам понятий: интеграция и технология.
БЭС
Интеграция (лат. – восстановление, восполнение, целый) – понятие, означающее состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целом, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Объединение отдельных частей в единое целое.
Приложение, слайд 8
Технология (греч. техно – мастерство, умение, логос – учение)
Совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Приложение, слайды 9, 10, 11
Педагогическая технология представляет собой:
- целенаправленное использование технических средств обучения или программированного обучения в учебно – воспитательном процессе;
- совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм исходного объекта в процессе производства объекта – цели;
- планирование процесса обучения, воспитания, развития детей;
- систематизацию в единый комплекс идей, способов организации деятельности, ресурсов, средств для достижения цели образования;
- систему познавательной деятельностью учащихся;
- конструирование (возможен переход за рамки одной сферы деятельности) средств и методов педагогического процесса для решения конкретных задач, обеспечивающих функционирование людей в определенном виде деятельности;
- создание интегративной модели обучения в содержании и способах обучения;
- систематичное, последовательной воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, т. е. проекта определенной педагогической системы, реализуемой на практике;
- систему приемов и способов реализации образовательного процесса, направленного на достижение проектируемого результата.
Больше всего к теме семинара подходит предпоследнее определение.
Для формирования и совершенствования всех граней личности интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли, самовыражения и самореализации, педагоги выбирают технологию развивающего обучения.
Приложение, слайд 12
Метод проектов является интегративной технологией, которая включает в себя различные методы и формы обучения:
- мозговой штурм
- дискуссию
- метод проблемного обучения
- деловые игры
- коллективные формы обучения и др.
Под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками и развитием мыслительных способностей.
Приложение, слайд 13
3. Метод проектов универсальный метод
Но почему мы не спешим внедрять в практику обучения?
(Предположение участников семинара – опрос)
Приложение, слайд 14
Причины
1. Субъективные
- неуверенность в своих силах, даже боязнь от недостатка знаний, отсутствие опыта исследовательской работы
- стереотипность мышления учителя, неготовность к новому, отсутствие навыков инновационной деятельности, протест «от нас требуют, но не учат»
Кто работает:
- подготовка к организации и руководству проектной деятельности учителя (направление, объект труда, осмысление, информационное обеспечение)
- трудно избежать вмешательства (надо знать, что метод проектов предполагает познавательную самостоятельность учащихся)
Приложение, слайды 15, 16
2. Объективные трудности
- учителя:
- - недостаток времени
- - отсутствие позитивного примера коллег
- учащиеся:
- - низкая мотивация
- - перегруженность в школе
- - не представляют конечного результата
- - не умеют описывать
- - переоценивают или недооценивают свои возможности
3. Субъективные и одновременно объективные причины – неверное понимание метода проектов (не всякая практическая работа является проектом, тем более творческим)
Учебное проектирование – это прежде всего исследование.
Приложение, слайд 17
4. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне
надо и где и как я могу эти знания применять» –
вот основной тезис современного понимания
методов проектов, который привлекает многие
образовательные системы, стремящиеся найти
разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями.
Сам педагог должен твердо знать, как он сможет
использовать метод проектов в образовательной
программе, только после этого обучать своих
воспитанников.
Основу успеха педагогической деятельности
определяет использование педагогом методики
проектирования образовательного процесса.
Приложение, слайд 18
Проектировать:
- составлять, разрабатывать проект
- намечать, предполагать, собираться что-либо делать, устраивать
- идеальное осмысление и практическое воплощение того, что возможно, и того, что должно быть. Один из способов инновационной деятельности, использующей социокультурные механизмы конструирования и реконструирования социальных объектов
Проектирование – сложный и длительный
творческий процесс, интегрирующий в единое
целое:
– прогнозирование желаемых результатов на
основе проблемного анализа создается как бы в
мысленном или текстовом варианте
– воплощение на практике задуманного с
последующей корректировкой целей и задач,
сравнением реальных и предполагаемых
результатов. Итогом становится авторская (на
уровне конкретного педагога или учреждения)
педагогическая модель или система, обязательным
признаком которой является новизна.
Педагогическое проектирование реализует 3 основные функции:
- Аналитическая
- Прогнозирующая
- Конструирующая
Особым видом проекта, выполняющим в первую очередь, конструирующую функцию, является программа.
Приложение, слайд 19
Проектирование:
- техническое (инженерное)
- социальное
- педагогическое
Приложение, слайд 20
Виды проектной деятельности:
- игровая
- познавательная
- ценностно-ориентированная
- преобразовательная
- профессиональная
- трудовая
- коммуникативная
- учебная
- теоретическая
- практическая
Элементы синтезируются в проектной деятельности.
Приложение, слайд 21
ПРОЕКТ – Ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Приложение, слайд 22
Другие определения проекта:
- предварительный, предположительный текст какого-либо документа, который представлен на обсуждение, утверждение
- план, замысел, предварительный текст какого-либо документа
Приложение, слайд 23
Проект – это:
- Словесное описание предполагаемых действий по осуществлению указательных изменений
- Графическое изображение
Приложение, слайд 24
Проекты строятся по следующим критериям:
1. Доминирующая в проекте деятельность
(исследовательская, поисковая, творческая,
ролевая, прикладная…)
2. Предметно-содержательная область: моно проект,
межпредметный проект
3. Характер координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый
(неявный, имитирующий участников проекта)
4. Характер контактов: среди участников одной
школы, класса, города…)
5. Количество участников проекта
6. Продолжительность проекта
Приложение, слайды 25, 26, 27
Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
Структура проекта
- Название
- Актуальность (обоснование проекта: почему это делаем в рамках внешнего заказа и внутренних потребностей)
- Цель – образ результата (стратегия)
- Фиксируемая временем получения
- Соответствующая потребностям и возможностям конкретного ОУ
- Мотивирующая субъекта (педагогический коллектив) действовать в направлении этой цели
- Задачи (тактика)
- Направления деятельности
- Ожидаемые результаты
- Ресурсное обеспечение
- Мероприятия, подлежащие дополнительному финансированию в рамках проекта
Приложение, слайд 28
Структура проекта по Дж. Дьюи:
- выбор проекта и уяснение его
- планирование
- осуществление проекта
- обсуждение законченного дела
Приложение, слайды 29, 30
Структура проекта:
- название проекта
- участники
- продолжительность проекта
- актуальность проблемы
- прагматическая цель
- педагогическая цель
- задачи
- оборудование
- изделие
- вопросы для защиты
- результативность
Структура проекта
ПРОБЛЕМА –
проблема – мотив деятельности
цель – поиск способов решения проблемы
задачи – пути достижения цели в определенных
условиях
ПРОЕКТИРОВАНИЕ – планирование, пооперационная
разработка, реализация и оценка проектов.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – найти, обработать, осмыслить
и представить.
ПРОДУКТ – средство разрешения проблемы,
воплощенный замысел.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – представление продукта,
«Рефлексия» деятельности.
ПОРТФОЛИО – папка всех материалов.
Приложение, слайд 31
Педагог при этом помогает в поисках источников информации, сам является источником информации, поддерживает и поощряет учеников, поддерживает обратную связь, но не навязывает свои идеи и решения проблемы.
«Знания, даваемые насильно, душат разум». Анатоль Франс
Приложение, слайд 32
Раз у нас обучающий семинар предлагаю перейти к интерактивной деятельности, где мы с вами закрепим полученные знания. «Мозговая атака» – в проектировании используется как генерирование идей в очень сжатые сроки. Главное значение метода – чтобы каждый участник «атаки» выдал свои идеи в быстром темпе. При этом всякая критика запрещается, процесс записывается на магнитофон, лист бумаги, затем идеи анализируются, 1-2 идеи, которые остаются, становятся основой проекта.
Приложение, слайд 33
Межпредметный проект «_______________________________________________»
Проблема (______________________________________________________)
Изготовление необходимого оборудования
I этап. Уточнение потребностей, конкретизация задач, требования, ограничения, условия выполнения проекта, технология изготовления
II этап. Сбор информации об изделиях, материал, сопутствующий материал, инструменты
III этап. Планирование работы
IV этап. Изготовление
V этап. Оформление пояснительной записки, оценка результатов или Портфолио.