Как показывает опыт, если учащиеся не имеют систематизированных знаний о полях постоянных магнитов, то это затрудняет объяснение целого ряда важнейших физических экспериментов, решение задач и т.п. Они порой не могут изобразить графически и определить направление линий магнитной индукции, не разграничивают некоторые свойства электрического и магнитного полей, смешивают взаимодействие полюсов магнита и электрических зарядов. Однако особое внимание при изучении этой темы в 11 классе отводится на возникновение особых сил между движущимися электрическими зарядами, отличие их от кулоновских сил, применение правил и вычисление сил Ампера и Лоренца.
Тип урока по дидактическим целям: комбинированный, построен от общих закономерностей к частным.
По характеру познавательной деятельности урок с элементами проблемного обучения, а по форме индивидуально-групповой.
Методы, применяемые на уроке:
- организационное внимание;
- частично-поисковый (активизация мыслительной деятельности);
- актуализация знаний;
- рефлексия;
- критическое осмысление написанного, исправление ошибочного мнения, ликвидация пробелов в знаниях.
Формы организации учебной деятельности детей:
- групповая;
- индивидуальная.
Урок 1. Тема: Взаимодействие токов. Магнитное поле
Цель: Повторить, углубить и систематизировать имеющиеся у учащихся сведения о магнитном поле и магнитных явлениях.
Задачи:
- Образовательные:
- краткий исторический очерк о развитии учения о магнитных явлениях;
- рассмотреть проявление существования магнитного поля вокруг движущихся электрически заряженных частиц и тел (анализ опытов Эрстеда и др. ученых);
- изучить особенности магнитных взаимодействий между проводниками с током.
- Развивающие:
- продолжить формирование умений анализировать, сравнивать электрические и магнитные поля;
- продолжить формирование умений выявлять причинно – следственные связи, и давать характеристику магнитного поля и его свойств, формулировать выводы и давать аргументированные объяснения;
- развить познавательную деятельность;
- продолжить формировать навыки самостоятельной работы с текстом;
- развить критическое мышление через письмо и чтение;
- развить ассоциативное восприятие материала.
- Воспитательные:
- развивать чувство прекрасного;
- содействовать нравственному, эстетическому воспитанию;
- помочь осознанию роли личности, вклад ученых в развитии учений о магнетизме.
План урока:
Содержание: | Методы и приемы: |
1. Организационный момент 2. Изучение
нового материала. 3. Итоги |
Беседа. Работа по группам, а затем на
доске. Рефлексия: анализ ответов, вопросы. |
ХОД УРОКА.
1. Вызов
(На доске записаны ключевые слова).
- Магнитные взаимодействия.
- Магнитные силы.
- Магнитное поле.
- Свойства магнитного поля.
- Индикаторы (указатели) магнитного поля.
- Вектор магнитной индукции.
- Направление В.
- Правило буравчика.
(Учащиеся работают в группах без помощи учебников – 10 мин.)
2. Связка
(Ключевых слов с темой урока)
1. Каково взаимодействие токов? Что такое
магнитное поле?
2. Что называется вектором магнитной индукции?
Каково его направление?
3. Работа по группам
(По одному учащемуся от каждой группы на доске выписываю ответы на ключевые слова – 5 мин.)
1-я группа |
2-я группа |
3-я группа |
4-я группа |
4. Сравниваем ответы
(Выявляются вопросы с одинаковым и разным суждением, но учителем ничего не исправляется – 3 мин.)
5. Работа с таблицей
Заполняем таблицу, внося в неё сжатую информацию, используя учебник стр.150-153. (20 мин.)
Знакомо | «+» новое |
«–» думал иначе |
«?» не понял |
|
(Учащиеся, заполняя таблицу, вносят исправления на доске).
– Осталось, что-либо не понятым? Зачитайте.
– Ответьте на поставленные вопросы.
– А теперь оцените свою работу на уроке,
поставьте оценки.
Урок 2. Лабораторная работа «Наблюдение взаимодействия магнитного поля на ток»
Цель: исследование действия магнитного поля на электрический ток в проводнике.
Задачи:
- Образовательные:
- рассмотреть проявления действия магнитного поля на электрический ток;
- повторить правила сборки электрической цепи;
- убедится во взаимосвязи действия магнитного поля от направления электрического тока.
- Развивающие:
- логического мышления и пространственного воображения;
- применение умений и навыков при сборке электрических цепей полученных раннее;
- постановка и проведение эксперимента.
- Воспитательные:
- содействовать нравственному и эстетическому воспитанию;
- развитие творческих способностей учащихся.
План урока.
- Организационный момент.
- Выполнение лабораторной работы.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Итоги уроков.
Оборудование: штатив, магнит, проволочный моток, источник постоянного тока, провода, полосовой магнит.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Выполните лабораторную работу (описание предлагается каждой группе учащихся).
- Выставление оценок.
- Домашнее задание. §§ 5-6 (1 часть). Р.№821, 822.
- Итоги урока.
Сегодня на уроках мы начали новую тему: «Магнитное
поле».
Наш первый урок проводился с целью повторения,
углубления и систематизации имеющихся знаний о
магнитных явлениях и магнитном поле. На втором
уроке выполняем лабораторную работу в которой
повторим правила сборки и построения схем,
экспериментального подтверждения наличия
магнитного поля магнита и его действие на моток с
током.
Лабораторная работа № 6
Тема: Наблюдение действия магнитного
поля на ток.
Цель: (сформулировать самим).
Оборудование: штатив, лапка и муфта,
магнитная доска, реостат, полосовой магнит,
источник тока, магнитная стрелка, соединительные
провода, проволочный моток.
Указания к работе
1. Подвесьте проволочный моток к штативу, подсоедините его к источнику тока последовательно с реостатом и ключом. Предварительно ключ должен быть разомкнут, а движок реостата установлен на максимальное сопротивление. Начертите схему.
2. Проведение эксперимента:
Замкните цепь и расположите магнитную стрелку
под мотком, определите полярность магнитного
поля мотка.
Поднесите к висящему мотку магнит и, замыкая
ключ, пронаблюдайте движение мотка. Сделайте
рисунок, и ответьте на вопросы:
- Направление тока в мотке?
- Направление магнитного поля мотка (с помощью магнитной стрелки)?
- Нправление магнитного поля магнита?
Поменяйте направление тока в мотке и
пронаблюдайте за его движением. Сделайте
рисунок, и ответьте на предыдущие вопросы.
Сделайте вывод: от чего зависит характер
движения проволочного мотка?
3. Выставление оценок.
4. Домашнее задание. §§ 5-6 (1 часть). Р.№821, 822.
5. Итоги урока.
Рефлексия: в форме беседы повторить понятие Силы Ампера, формула для вычисления силы Ампера, правило левой руки для силы Ампера.
- Что вызвало наибольшие трудности в работе на уроке?
- Что понравилось?
- Какими способами деятельности овладели?