Цели:
- Показать разнообразие диких и домашних животных.
- Формировать понятия «дикие» и «домашние» животные.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование: компьютерная презентация урока в виде слайдов с изображением животных (Приложение), фильмами о животных, энциклопедическими статьями, загадками, таблицами, занимательным материалом на закрепление и проверку полученных знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Здравствуйте, гости! Ребята, давайте поздороваемся с гостями и улыбнемся им, и почувствуем, как они улыбнутся вам в ответ. А теперь подарите свои улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, друг другу, то ваша волшебная улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью. Ведь окружающий мир – большое волшебное зеркало.
II. Работа над новым материалом
– Ребята, посмотрите на экран. На какие группы мы можем разделить данных животных? (Хищные – травоядные, по классам, дикие и домашние). Сегодня на уроке мы с вами поговорим о диких и домашних животных. Ребята, как вы думаете, чем отличаются дикие животные от домашних? (Предположения детей). Все ли ваши предположения были верны, мы узнаем в конце нашего урока.
1. Работа с текстом
Перед вами лежит текст «Дикие и домашние» животные. Прочитайте его, делая пометки. («V» – я знаю, «+» – я удивился, «–» – я думал по-другому, «?» – хочу узнать больше).
Дикие и домашние животные
Жизнь диких животных полностью зависит
от условий окружающей среды. Дикие животные
обитают в воде, почве, на земле и в воздухе. Из
млекопитающих в воде живут моржи, киты, дельфины.
Они хорошо приспособились к жизни в водной среде:
у них обтекаемая, продолговатая форма тела,
передвигаются с помощью плавников или ласт. Все
водоплавающие птицы отличаются строением клюва,
добыванием пищи из воды, строением лап – между
пальцами натянута перепонка, которая помогает
птицам плавать (гуси, утки, лебеди). Животные,
обитающие в почве, как правило, слепые, но очень
хорошо различают запахи (кроты, слепыши,
землеройки).
Есть и такие животные, жизнь которых полностью
зависит от человека, так как именно он создает
условия для их существования. Таких животных
называют домашними. Особое место среди них
занимают сельскохозяйственные животные, которых
разводят для удовлетворения потребностей
человека в пище и одежде. К ним относятся:
крупнорогатый скот (коровы, овцы, свиньи, лошади).
Приручение и одомашнивание животных началось 10-15
тысяч лет назад. Белые бабочки с опушенным телом
– тутовый шелкопряд уже более 4 тысяч лет
разводят в Японии для получения шелка. Шелковые
нити обладают ценными свойствами: они красивы,
прочны, хорошо удерживают тепло, их применяют в
медицине (при операциях для сшивания ран).
Шелковые ткани используют в авиации для
изготовления парашютов и оболочки воздушных
шаров. Чаще всего в прудовых хозяйствах разводят
карпа – одомашненную форму сазана. У карпа мясо
более вкусное и жирное, оно быстрее растет и
прибавляет в массе. Золотая рыбка – подвид
серебряного карася, одомашненный в Китае 9 веков
назад. Её разводят и содержат в аквариуме. У
золотой рыбки золотисто-желтая окраска, сильно
измененные плавники. Мексиканские индейцы
приручили крупных птиц из отряда куриных,
которые европейцы назвали индейками. Индейки –
самые крупные домашние птицы: их тело достигает
массы 16 кг. Породы крупного рогатого скота
выведены человеком из диких представителей
быков. Одним из предков современных пород был
дикий бык тур, который водился на территории
южных степей нашей страны и вымер около 300 лет
назад. Нелегок был труд людей в приручении диких
животных. В домашних условиях когда-то содержали
антилоп, гепардов, журавлей и крокодилов.
– Что вы уже знали из прочитанного?
– Чему вы удивились?
– Что вызвало противоречия с уже имеющимися
знаниями?
– О чем бы вы хотели узнать больше?
– А откуда появились домашние животные?
Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек не может жить без своих домашних друзей и помощников.
III. Физкультминутка (для глаз)
2. Работа со слайдами
– Посмотрите на слайд. Чьи это жилища? Кто их
строит?
– Как кормятся дикие животные, а домашние?
– Как заботятся о потомстве дикие животные, а как
домашние?
– Заполнение таблицы «сравните и сделайте
вывод».
IV. Физкультминутка (подвижная «Вышли мышки как-то раз»)
– Посмотрите на картинку. Чайку кормит человек.
Можно ли эту птицу назвать домашним животным?
– Обезьяна Яша живет в зоопарке. О нем заботятся
люди. Можно ли обезьяну назвать домашним
животным?
– Как вы думаете, а дикие животные нуждаются в
нашей помощи, как домашние животные? (Да. Но не в
такой степени)
– А для чего люди держат животных? (Пища,
одежда, транспортное средство, охрана жилья).
– Человек постоянно заботится о домашних
животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем.
Летом для домашних животных заготавливаются
корма, до наступления холодов утепляются жилища.
Зимой и весной у домашних животных рождаются
детеныши. А вы знаете, какие у кого детеныши?
V. Игра «Отгадай детеныша»
(Показ слайдов)
VI. Итог урока:
– Чем отличаются дикие животные от домашних?
– Чьи предположения, которые вы сделали в начале
урока, были наиболее точными.
– А теперь проверим насколько вы были
внимательными на данном уроке и на предыдущих
уроках. Перед вами лежит листок с тестом.
Выполните тест. Подчеркните единственно верный
ответ.
VII. Домашнее задание: с.66-69 читать (по учебнику), выполнить задания в рабочей тетради.