Задача современного российского образования – позволить молодежи адаптироваться в сложной и многогранной жизни, уметь применять полученные знания при решении практических задач. «Ум» («мудрость») – это не знание само по себе. Это – умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания в реальной будущей жизни фактами и событиями реальной жизни… и главное – самостоятельно эти знания добывать, пополнять», – писал в своей книге «Философия и культура» отечественный философ Э.В.Ильенков. Поэтому уроки по истории и обществознанию не могут проходить как однообразная и монотонная передача информации от учителя к ученику. Педагог должен использовать разнообразные методические приемы, позволяющие решать проблемные задачи, способствующие интеллектуальному развитию учащихся.
Одним из эффективных методов проблемного обучения является проблемная игра, используемая на уроках истории и обществознания. Усвоение знаний и умений через игру способствует развитию мыслительных навыков обучаемых. Изучение истории становится более эмоциональным и привлекательным, обращение к историческому материалу перерастает из обязанности в увлечение. Проблемная деловая игра позволяет учащимся «примерить на себя» различные исторические роли, максимально приблизившись к духовному миру известных и неизвестных личностей, ведь и в реальной будущей жизни предстоит сыграть не одну социальную роль, так как, по словам В.Шекспира: «Вся жизнь – театр, и все мужчины и женщины в нем актеры». Проблемная деловая игра эффективна, но требует взаимной подготовки к ней и учителя, и учеников. Введение игры в учебный процесс осуществляться постепенно, с небольших игровых эпизодов. Например, можно предложить ребятам оценить поступки и действия исторической личности, мысленно поставив себя на его место. Эффективно проблемное задание: произнести краткую речь о причинах отречения от престола Николая II (от имени последнего русского императора). Изучая вопрос «Кровавое воскресение 9 января 1905 года», ученики могут попытаться воспроизвести выступление священника Гапона перед верующими, предложившего рабочим обратиться к царю со своей петицией.
При изучении предмета «Обществознание» учащиеся 8-х классов любят играть роль президента, озвучив лично составленную программу «Если бы я был президентом, то…», а также роль правозащитника («Мое выступление в ООН»). Но на занятиях ребята не должны многократно исполнять однообразные роли, например, «президента», «правозащитника»; нужно разнообразить игру проблемными заданиями.
На уроке «Обществознание» в 11 классе по теме «Человек и экономика» я эффективно применяю «метод просвещения»: играю роль новичка-предпринимателя, выбирающего форму предпринимательской деятельности. Ученики – «руководители» ООО, АО, товарищества и др., доказывают преимущества своего объединения мне, «начинающему предпринимателю». В процессе игры идет обмен мнениями, суждениями, взглядами, активное интеллектуальное общение участников дискуссии. Таким образом, путем введения в учебный процесс небольших игровых эпизодов, обучаемые постепенно готовятся к участию в большой проблемной деловой игре, рассчитанной по времени на целое занятие.
Обычно урок-игра проводится для закрепления и дополнительного изучения темы; необходимо более глубокое обращение ребят к историческому материалу. Для проведения занятия я обычно выбираю конкретный период истории, известных и неизвестных учащимся деятелей, планирую проблемную ситуацию, которую можно решить с помощью «ролей». Проведение игры не должно быть одноразовой акцией, например, ради демонстрации коллегам на открытом уроке методики проведения данного типа занятий. Деловая проблемная игра – это, безусловно, частое культурно-содержательное общение учителя с учениками, в результате которого у ребят появляется сознание сопричастности к богатому и разнообразному миру истории. «Проживание» судьбы человечества как своей собственной позволяет ученику поставить себя на место определенного исторического деятеля, сопоставляя многогранные факты его судьбы в рассматриваемый период истории. Роли позволяют ребятам максимально приблизиться к духовному миру исторической личности, определить ее жизненные ценности и причины принятия решений в той или иной ситуации. Учитель и ученик, участвующие в деловой проблемной игре, одновременно выступают в роли субъектов истории. Они смотрят на исторические события с одинаковых позиций сопричастности, вместе переживают, размышляют, общаясь в необычных статусах исполнителей «ролей», часто удивляя друг друга своим актерским мастерством; при этом необходимы глубокие знания, активная мыслительная деятельность всех участников игры.
Выбор темы занятия, распределение «ролей» – важный шаг педагога. Нужно видеть весь «спектакль», продумать его оптимальный сценарий. Важно определить «главную роль», то есть «ударную силу» проблемной деловой игры. Конечно, эту функцию может выполнить подготовленный ученик. Но лучше будет, если ведущую миссию возьмет на себя педагог. Именно он может задать необходимый темп уроку, направить занятие в необходимое русло, создать важные проблемные ситуации, стимулировать и воодушевлять ребят на актерско-историческое прочтение «ролей». Но учителю надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик в игре мог «раскрыться» как личность, свободно рассуждая о жизненной позиции изображаемых исторических персонажей, вступая в дискуссии с другими исполнителями «ролей».
В лицее № 7 города Черняховска, Калининградской области, где я преподаю историю и обществознание много лет, в 11 классе проводился урок – деловая игра «Выборы в первую государственную Думу». Накануне занятия состоялись выборы в местные органы власти, в которых ребята не принимали участия (по возрасту), но проявили к ним большой интерес. Учащимся была предложена деловая проблемная игра, предназначенная для закрепления пройденного учебного материала и приобретения деловых навыков будущих избирателей. Я, как учитель, взял на себя «роли» журналиста буржуазной газеты «Утро России», издававшейся в начале XX века, и председателя предвыборного собрания. Ученикам предназначалось стать «агитаторами», «избирателями», «политиками» и «членами избирательной комиссии». Никто из ребят не остался без «роли». В начале игры «журналист» взял интервью у «избирателей», собравшихся на «митинг». Задавались вопросы о системе выборов в России, о «Манифесте 17октября 1905 года» и др. Ребята, изображая представителей разных классов и сословий, активно отвечали на вопросы «журналиста», подчеркивая отношение своих персонажей к предстоящим выборам в Думу. Затем начался «избирательный митинг». Председатель предвыборного собрания поочередно предоставлял слово «политикам» (представителям кадетов, октябристов, трудовиков), которые сообщили «избирателям» программы, цели и задачи своих партий, а также ответили на вопросы. Члены «Избирательной комиссии» рассказали о содержании основных документов Государственного Совета по порядку выборов в Государственную Думу, порядок «голосования» на условном избирательном участке. Затем «избиратели» под личную подпись получили бюллетени и опустили «документы» в урну для голосования. Игра продолжилась проведением «нелегального» митинга, на котором выступили «политики» запрещенных властями партий. Представители эсеров и социал-демократов пояснили, почему их партии бойкотировали выборы в первую Думу. А в это время «избирательная комиссия» закончила свою работу; она довела итоги выборов на «избирательном участке» до «избирателей». Победила партия кадетов, что соответствует действительным итогам выборов в первую государственную Думу в 1906 году. Председатель «избирательного собрания» поздравил представителя партии кадетов с победой на выборах.
Деловая проблемная игра закончилась подведением итогов занятия учителем. Урок прошел динамично и интересно для его участников. Ребятам была предоставлена большая самостоятельность во всех эпизодах игры, учащиеся творчески исполнили все свои «роли», внимательно отнеслись к мнению друг друга по обсуждаемым вопросам. Решено большое число проблемных задач. После занятия заметно повысилась успеваемость по истории и интерес ребят к этому предмету школьной программы. Таким образом, деловая проблемная игра способствовала активизации познавательной деятельности учащихся.
Проблемный метод эффективен при проведении занятий по изучению прав ребенка на занятиях по предмету «Обществознание». «Конвенция о правах ребенка» и «Всеобщая Декларация прав человека и гражданина», принятые Генеральной Ассамблеей ООН, являются наиболее важными документами международного права, так как обязательны для исполнения странами – участницами ООН. Проблемы взрослых и детей следует решать безотлагательно, от них зависит настоящее и будущее человечества. Поэтому особое значение приобретает правовое обучение и воспитание учащихся, которое должно проходить творчески со стороны взрослых. Правовой работой должны быть охвачены учащиеся всех ступеней образования, начиная с младших классов общеобразовательных учреждений. Безусловно, необходимо правильно регулировать учебную нагрузку на учеников во время занятий; проблемные вопросы следует решать активным воздействием на сознание ребенка, заставляя думать, сопереживать, интеллектуально развиваться. Творческая работа учащихся должна направляться учителем в необходимое правовое и нравственное русло, приносить удовлетворение и радость ребенку.
В 6-х классах моего лицея ребята изучают предмет «Обществознание», где получают первичные знания о правах детей в семье, школе, обществе. Российские законы глубоко не изучаются, но учащиеся многое узнают о правовых основах современной России, о правилах поведения среди людей. Для закрепления правовых знаний ребята привлекаются к созданию творческих работ. Проводился конкурс «Конвенция о правах ребенка в действии», узловым вопросом которого стала проблемная задача – определить «Мои права в семье». Ребята уже имеют определенный жизненный опыт. В каждой семье есть свои особенности общения, традиции, определенный порядок и статус детей. Конкурсная работа предлагала задуматься о роли и обязанностях ребенка в семье, о посильном вкладе детей в решении проблем близких людей. Нужно было выбрать жизненный эпизод из истории своей семьи, написать небольшой рассказ, проиллюстрировать его рисунком. Творческие работы оказались интересными. Так, А. Голубев нарисовал высокую ель, которая оказалась родословной его семьи. На каждой ветви этого дерева были изображены портреты родственников Арсения, причем верхушка была отдана основателям семьи – бабушке и дедушке. Виталий Дробинин изобразил герб своей семьи, на котором нашли место любимые личные вещи близких людей. В произведения, представленные на конкурс, учащиеся вложили много душевного тепла и старания, чем заслужили высокую оценку своего труда. Победителей определяли самим ребята, работало ученическое жюри. Был проведен урок – деловая проблемная игра в формате конференции-презентации творческих работ. Ученики сыграли роли «докладчиков», «экспертов», «участников конференции», «конкурсантов». Весь класс был разбит на три группы, каждая из которых получила задание познакомиться с содержанием и оформлением работ «конкурсантов». Ребята выбрали по два победителя в своей группе, а «эксперты» после небольшого совещания объявили окончательные итоги конкурса, назвав шесть победителей и лауреатов конкурса. Конференция – презентация конкурсных работ способствовала активизации познавательной деятельности учащихся, повысила их интерес к правовым знаниям.