Цель:
- формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
- воспитывать чувства гордости за свою малую Родину и ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
- развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура);
- способствовать творческому отображению впечатлений в рисунках.
Материал: фотографии с изображением города, иллюстрации, картины, карта, глобус, аудиозапись «Песни о Магадане», стихи, видеофильм.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов, просмотр видеофильма о Магадане, экскурсии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог приветствует детей и предлагает послушать стихотворение.
Здесь вьюги и дожди,
Здесь розам не дают морозы расцвести,
Здесь солнечный денек лишь изредка встает,
Здесь стелется туман над тишиной болот.
Педагог: О каком крае я прочитала стихотворение? (О Северном, о колымском)
Педагог: Почему он так называется? (Самая большая река в нашем крае называется Колыма)
– Послушайте стихотворение поэта Нефедова о Колыме.
Читает ребенок.
Колыма ты, Колыма,
Чудная планета,
12 месяцев зима,
А остальное лето!
Стук в дверь, входит почтальон Печкин. Он принес карту Магаданской области. Педагог обращает внимание детей на карту:
– Как называется столица Колымского края? (Город
Магадан)
– Где находится город Магадан? (На Крайнем
северо-востоке страны)
– Что обозначает слово Магадан по-эвенски? (Морской
нанос)
– Ребята, мы с вами уже много знаем о нашем родном
городе, о его достопримечательностях. Есть места,
где жаркое солнце и ясное небо.
У нас край вечной мерзлоты. Даже в самое теплое
лето земля оттаивает на небольшую глубину, чтобы
дать жизнь травам и растениям.
В чистом небе солнца круг,
И лишь сопки еще в белом,
Все, что может жить вокруг
Пробудилось и запело.
Педагог: Расскажите, какая погода чаще всего бывает в Магадане? (Суровая, длинная, холодная зима, короткое прохладное лето. Дуют ветры, метут пурги, воют метели и бураны, постоянно лежат туманы)
Климат в крае том нелегкий:
Больно лютая зима.
Он неласков, край далекий –
Золотая Колыма!
Педагог: И хотя наш край суровый, живут здесь мужественные и сильные люди, которые очень любят свою Родину и стремятся сделать наш город очень красивым. Многие поэты написали стихи о Магадане.
Здесь погоды лучшей и не жди,
Магадан в таком уж месте,
Каждый день то ветры, то дожди,
То дожди и ветры вместе.Вот приехали мы с вами
В дальний город Магадан.
С суши он прикрыт горами,
С моря он открыт ветрам!
Педагог: На берегу какого моря находится Магадан? (Город Магадан находится на берегу Охотского моря.)
Педагог: Дети, не только поэты сочиняли стихи о нашем родном городе, много песен написали композиторы о нашем любимом городе. Послушайте песню о Магадане. Она так и называется «Магадан».
Педагог: Чем окружен наш город? (Сопками)
Педагог: Ребята, закройте глаза и представьте себе, что вы птицы и летите над Магаданом. Что вы видите? (Высотные дома, городской парк, Аллею Памяти, Часовню, прямые как стрелы улицы, бухту Нагаева, бухту Гертнера, море, чаек.)
Физкультурная минутка:
Мы пришли в чудесный лес | – ходьба по комнате |
Сколько здесь вокруг чудес | – разводят руками |
Справа березка белая стоит | – руки отводят в указанную сторону и смотрят |
Слева стланик на нас глядит | – отводят руку и прослеживают взглядом |
Листочки в небе кружатся На землю красиво ложатся |
– кружась, присесть |
Вот и зайка проскакал | – прыжки на месте |
От лисы он убежал | – прыжки вокруг себя |
Пролетают соловьи Как красивы они! |
– имитируют птиц |
А в лесу красота и покой | – разводят руки в стороны |
А нам пора уже домой | – проходят на свои места |
Рассматривание картины с телевышкой и улицей Ленина.
Педагог: Ребята, вы знаете, что все
улицы в городе Магадане заканчиваются в сопках,
или на берегу Охотского моря? Как называется
главная улица нашего города? (Улица Ленина)
– Улица Ленина самая длинная улица в мире. Улица
Ленина не обрывается в сопках, как другие, а
извивается дорожной лентой все дальше и дальше,
переходя в Колымскую трассу. День и ночь
движутся по ней машины с грузами в дальние
поселки. Послушайте песню о Колымской трассе:
Ты много видела героев, следы их замела пурга,
Тебя ведь надо было строить и проложить через снега.
Трасса, Колымская трасса – Магадана душа!
Педагог: Магадан – город-порт. Почему мы так говорим? (Потому что наш город начинается с моря. Когда- то много лет назад первые пароходы привезли сюда людей, строительные материалы, уголь, продукты питания.)
Педагог: Скажите, ребята, вы любите свой город? Если «да», то почему?
– Он небольшой, нешумный, уютный
– Потому что здесь я родился
– Потому что здесь живут мои мама и папа
– Это моя маленькая Родина.
– Здесь белые ночи.
– Потому что мой город молодой, трудовой, гордый,
веселый.
Педагог: Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы город стал еще красивее, еще лучше?
– Посадить много деревьев.
– Не мусорить в городе.
– Охранять птиц и помогать им зимой.
Педагог: Интересно вы рассказывали о любимом городе, читали стихи, слушали песни. А сейчас давайте пройдем в нашу картинную галерею. Посмотрите, ребята, какие замечательные картины пишут художники о нашем Северном крае. (Рассматривание картин магаданских художников: Ваганова, Леонова, Вызова.)
Ах, Север суровый, ах, мудрый кудесник седой,
Гляжу на тебя я, как сказкой тобой околдован.
Педагог: Сейчас вы будете художниками. И каждый из вас нарисует самое любимое место в нашем городе.
Звучит музыка, дети рисуют. По окончании занятия рассматриваем рисунки детей.
Итог занятия. Оценка деятельности детей.
После занятия предложить детям сделать выставку своих картин для родителей.