Задачи:
- Коррекционно-обучающие:
- закреплять знания об осенних изменениях в природе.
- учить составлять карту-схему по словесному содержанию.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать цветоразличение.
- развивать остаточные анализаторы (слух, осязание).
- активизировать зрительные функции.
- развивать зрительное внимание, прослеживающие функции глаз.
- развивать ориентировку на мини плоскости
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать чувство красоты.
- воспитывать положительные эмоции.
- воспитывать интерес к занятию.
- Речевые:
- расширять и обогащать словарный запас.
- продолжать учить детей отвечать на вопросы развернутым предложением.
Методические приемы:
- Наглядные: карта, деревья, листочки, природный материал, изображение Кощея Бесцветного, «Золотая Осень».
- Словесные: чтение письма, стихотворения, вопросы.
- Практические: тактильное обследование, выкладывание тропинки из листьев, раскрашивание листьев, обкалывание контура листочка, штриховка.
- Игровые: передвижение по карте с помощью фигурок.
- Сюрпризные: подарки «Золотой Осени».
- Оборудование и материалы: карта, листья, краски, кисточки, деревья, грамм-запись «шум ветра».
- Дифференцированный подход: Космынина Катя – работа на подставке.
План
- Ритуал приветствия.
- Письмо – листочек «Золотой Осени»
- Работа с картой – схемой.
- Д/и «Выложи тропинку».
- Пальчиковая гимнастика.
- Д/и «Определи на ощупь».
- Физ. Минутка.
- Д/и «Определи на слух»
- Экологическая игра «Семена от дерева».
- Пальчиковая гимнастика «Ежики».
- Д/и «Выполни задание».
- Письмо – лист «Кощея Бесцветного».
- Д/и «Закрась листочек».
- Появление «Золотой Осени».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети стоят в кругу, произносят слова приветствия:
Солнце светит спозаранку,
Всей земле привет несет.
Мы выходим на полянку,
Ручеек в лесу поет.
Теплый ветер гладит кожу,
Лес шумит густой листвой,
Дуб нам хочет поклониться,
Клен кивает головой.
Птицы весело щебечут,
Только их не разглядеть,
Рады птицы нашей встрече,
Рады с нами вместе петь.
Звучит запись: «Шум ветра».
Воспитатель: Тише, ребята, слышите, какой ветер поднялся? Да у нас сегодня гость! (Обращает внимание на окно, с обратной стороны которого «прилип» белый кленовый лист).
Воспитатель: Здравствуй, дружок, залетай к нам в комнату. (Достает лист)
Воспитатель: Смотрите, ребята, здесь что-то написано.
«Дорогие ребята! Здравствуйте! Я – Золотая Осень, обращаюсь к Вам за помощью. Дело в том, что я очень люблю рисовать:
Так я краски взяла,
Начала рисовать.
В старый клен забрела –
И его не узнать.
Пожелтел березняк,
Яркий клен заалел,
Золотистый пиджак
Стройный ясень надел.
У рябин на весу
Гроздья ягод в огне.
Красит осень в лесу
Все подряд в сентябре.
– Но появился в нашем лесу злой и коварный
Кощей Бесцветный. Он спрятал все мои краски в
свои злодейские сундуки. И теперь Волшебный лес
стал бесцветным и скучным.
Дорогие ребята! Помогите мне вернуть краски.
Воспитатель: Как, ребята, вы согласны помочь Золотой Осени вернуть краски?
Воспитатель: Добраться до волшебного леса нам поможет карта. Рассмотрите нижний край карты. Что вы здесь видите?
Воспитатель: Найдите третью ветвь могучего дуба. Она укажет вам, в каком направлении двигаться. Идите на запад до быстрой речки, которую надо перейти по мосту. (Дети переставляют фигурки) Куда вы попали?
Дети: На лесную полянку, где растет множество цветов.
Воспитатель: Теперь идите в северо-западном направлении до озера, обойдите озеро слева и идите по тропинке на восток. Так вы доберетесь до лесных тропинок, которые выведут вас к Волшебному лесу. (Дети переставляют фигурки на карте)
Воспитатель: Вам нужно выложить свою тропинку с помощью листов, используя схему. (Дети выполняют)
Воспитатель: Как ты проложил свою тропинку? (Дети объясняют закономерность)
Воспитатель: Вот он, бесцветный лес. (Обращает внимание на изображения деревьев, листья которых не имеют цвета)
Воспитатель: А какие деревья здесь растут, вы узнаете из чудесной коробки. (Дети на ощупь определяют плоды деревьев: рябина, шишка, желудь, яблоко. Называют дерево.)
Воспитатель: Перед нами сложная задача: перехитрить Кощея Бесцветного и вернуть краски Золотой Осени, поэтому я предлагаю отдохнуть.
Физминутка и гимнастика для глаз
Только ветер ветку тронет
Желтый лист она уронит.
С ветки, как парашютист,
Полетит на землю лист,
Если в лужу упадет,
Как кораблик поплывет.
Звучит запись «Шум ветра»
Воспитатель: Это, видимо, Кощей Бесцветный нас испугать хочет. Вот он, в дупле дуба прячется, а вот его злодейские сундуки, куда он спрятал краски осени. Чтобы открыть сундуки, нужно выполнить задание.
Воспитатель: Определите на слух. Закройте глаза, и если вы услышите, когда зашуршит сухой лист, хлопните в ладоши. (Звуки извлекаются с помощью целлофана, бумаги, листьев, фольги)
Воспитатель: Молодцы! Первый сундук открыт (вынимает краску). Какого цвета краску мы освободили? (Ответы детей: красную)
Воспитатель: Следующее задание. Внутри каждой геометрической фигуры нарисуйте лист дерева.
Проводиться пальчиковая гимнастика:
Палец толстый и большой
В лес за шишками пошел,
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает шишки с ветки,
Безымянный подбирает,
А мизинчик – господинчик
В землю семечки сажает.
Воспитатель: И пятый сундучок открыли. (Дети поправляют воспитателя – второй)
Воспитатель: И здесь находиться … какая краска спрятана в сундуке? (желтая) (Ответы детей)
Воспитатель: (читает следующее задание) Вам нужно найти плоды (семена) деревьев. (Экологическая игра) А затем Игорь вырежет лист березы по контуру (лист бумаги, сложенный пополам), Аделина выполнит обкалывание контура листа дуба, сама заштрихует лист клена, а Алина нарисует лист рябины на фольге.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Вот и последний сундук открылся. Здесь… (синяя) краска.
Воспитатель: Ура! Мы, освободили все краски. (Сверху падает лист дубовый, кленовый и березовый – цветной)
Воспитатель: Ух-ты! По-моему, это
письмо от Кощея Бесцветного. (Читает)
«Простите меня, ребята и ты, Золотая осень,
прости. Я больше не буду прятать краски. Я ведь
почему такой злой был? Потому что рисовать не
умел! А теперь, наблюдая за вами, многому
научился. Я теперь добрым стал, и Золотой Осени
буду помогать. До встречи», – Кощей Разноцветный.
«И еще. Я набрал в лесу много-много шишек.
Подскажите, что мне с ними делать?». (Дети
отвечают)
Воспитатель: А теперь поможем Осени раскрасить деревья оранжевым цветом. Но у нас только красная, желтая и синяя краски? Как же быть? (Ответы детей)
Звучит музыка. Дети смешивают краски и раскрашивают листья на деревьях. Под музыку входит осень, благодарит детей и раздает им подарки – яблоки, шишки.
Осень: (читает стихотворение)
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осинки, только дуб зеленый.
Утешает осень, не жалейте лето,
Посмотрите – Осень в золото одета.