Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми [1].
Дети эгоцентричны, поэтому так важно научить ребенка смотреть на ситуацию с позиции своего собеседника. Обучая ребенка «взгляду со стороны», мы тем самым помогаем ему по-другому взглянуть на себя, по-иному оценить собственные мысли, чувства и поведение. Так ребенок получает возможность более полно и адекватно выразить себя через общение [3].
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Опираясь на личный опыт работы с детьми дошкольного возраста, могу сказать, что в наше время редко можно встретить эмоционально благополучного ребенка. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, они не всегда способны осознать не только чужие, но и свои эмоции. Поэтому так необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы.
Для решения этой задачи в своей работе использую программу С.В.Крюковой, и Н.П. Слободяник «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Цель программы – развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста [2].
Работу по развитию чувств и эмоций начала с диагностики, наблюдения за поведением детей. Изучение графической методики «Кактус» и наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, определять эмоции других людей. При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга, удивления. У большинства детей были выявлены эмоциональные отклонения: замкнутость, тревожность, неуверенность в себе, присутствие агрессивности.
Проанализировав диагностику, поставила следующие задачи:
- Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением.
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
- Учить детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации и пр.).
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т.д.).
- Помочь ребенку отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр.), препятствующие его полноценному личностному развитию.
- Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.
Занятия проводила с группой, состоящей из 5–9 человек, 2 раза в неделю. Длительность одного занятия – до 30 минут в зависимости от возраста детей. Самое главное условие эффективности – добровольное участие детей в игре. Во время занятий дети сидели в кругу – на стульчиках или на полу, потому что круг это, прежде всего, возможность открытого общения.
Каждое занятие всегда завершала чем-то радостным, веселым, положительным. Между занятиями обращала внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Для занятий использовала различные материалы и оборудование. Некоторые из них – неотъемлемый атрибут каждого занятия: «волшебная палочка», «коврик злости», «волшебный мешочек», стулья по количеству детей.
На первых этапах работы чувствовалось, что дети
очень скованы, стесняются себя проявить, боятся
двигаться, совершенно отсутствовала пантомимика
и у половины детей мимика в передаче тех или иных
эмоций. Затруднялись в понимании таких эмоций
как грусть, страх, удивление, интерес, не владели
правильной терминологией.
Над каждой эмоцией работали отдельно в течение
нескольких занятий. Использовала такие приемы
работы, как:
- рассматривание сюжетных картинок,
- работу с пиктограммой,
- имитация эмоций,
- беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами,
- словесные, настольно-печатные и подвижные игры,
- рисование эмоций,
- проигрывание этюдов,
- слушание музыки,
- упражнения (на мышечную релаксацию),
- работа в рефлексивном кругу.
Например, при работе над такой эмоцией, как гнев,подобным образом рассматривались сюжетные картинки и пиктограммы эмоции гнева. Детям также предлагалось изобразить у себя на лицах злость, выбрать самого «злого злюку», подвигаться, как злюки. После этого дети знакомились с такими эмоциями, как грусть, печаль, удивление, страх, интерес, и с соответствующими им пиктограммами.
Одной из форм работы является рефлексивный круг. Во время этой игры активность детей направлена на самопознание, самораскрытие своего внутреннего мира. В основе каждого рефлексивного круга лежит определенный сюжет.
Рассмотрим некоторые примеры рефлексивного круга.
«Я и мои эмоции» Цель: учить детей говорить о своих чувствах, развивать способность определять эмоции по схематическим изображениям, обогащать словарь детей, способствовать единению, сплоченности группы.
«Что такое радость» Цель: расширять знания детей о чувстве радости, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
Игры помогают детям выражать свои чувства и распознавать чувства других через мимику, жесты, движения, интонацию, общаться, несмотря на разницу желаний и возможностей, высказывать свое мнение, замечая хорошие и плохие поступки.
Примеры таких игр:
«Паровозик с именем» Цель: сплочение
группы и создание благоприятного эмоционального
комфорта в группе.
«День рождения» Цель: сплочение группы и
создание благоприятного эмоционального
комфорта в группе.
«Пчелка в темноте» Цель: коррекция боязни
темноты, замкнутого пространства, высоту.
«Мама и детеныши» Цель: развитие эмпатии,
самоконтроля, выразительности движения и речи.
«Школа зверей» Цель: Развитие
произвольности наблюдения, выразительности
движений, чувства единения.
В своей работе использовала этюды (психогимнастические упражнения). Для того, чтобы дети более непосредственно выражали свои чувства, использовала этюды:
«Баба яга» (Этюд на выражение гнева).
«Золушка» (Этюд на воображение печали)
«Один дома» (Страх)
В этих играх, этюдах дети учились передавать эмоции в мимике и пантомимике, обогащался их словарный запас. Дети стали правильно пользоваться терминологией.
Помимо игр проводились занятия по темам: «Радость», «Горе», «Страх», «Удивление». Так после чтения рассказа Носова «Живая шляпа» дети очень ярко смогли изобразить испуг и удивление.
С целью закрепления понятий об эмоциях использовали приемы рисования, штриховки рисунков, дорисовки лица героя в стиле пиктограмм.
Слушая музыку, которая сопровождает детские фильмы и мультфильмы, дети учились определять веселую, грустную, тревожную музыку.
Проделанная коррекционная работа привела к положительным результатам. При проведении повторной диагностики выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста произошли изменения в эмоциональной сфере. Дети научились:
- сотрудничать и решать конфликтные ситуации,
- выражать свои чувства и распознавать чувства других;
- усваивать «язык» эмоций для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса,
- оказывать помощь другим детям в трудной ситуации,
- контролировать свои эмоции и чувства.
Список литературы:
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! – СПб, 2004.
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., .Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М., 2004.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь.– М., 2003.