Цели:
- Закрепить знания, полученные на занятиях по развитию экологических представлений.
- Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление.
- Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
- Учить выполнять правила игры.
Предварительная работа. Занятия по развитию экологических представлений по программе Л. А. Венгер; познавательное чтение – «Планета – наш дом»: Учеб.-хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская. – Москва.: Лайда, 1995., Рыжова Н. А. «Не просто сказки…». – М., Линка-Пресс, 2002.; просмотр телепередачи «Поле чудес».
ХОД ИГРЫ
Воспитатель напоминает детям правила.
- В процессе игры нельзя подсказывать друг другу.
- Если не ответил на вопрос, ход переходит к следующему участнику игры (очки не засчитываются).
- Если стрелка укажет на сектор «П», что означает «Приз», участник должен выбрать приз или игру.
- Если стрелка укажет на сектор «Б», что означает «Банкрот», все заработанные ранее очки «сгорают» и ход переходит к следующему участнику игры.
- Если стрелка укажет на сектор «0», ход переходит к следующему участнику игры.
- Если игрок отвечает подряд на три вопроса, то получает поощрительный приз.
- Все участники, даже проигравшие, поощряются призами.
- Крутить волчок можно только один раз.
I тур. Вопросы первой тройке игроков
1. Назови то, что относится к живой природе? (Береза,
тальник, одуванчик, муха, лягушка, щука, карась,
заяц, волк, воробушек, стриж…)
2. Чем отличаются друг от друга животные и
растения? (Растения благодаря своим листьям
сами умеют готовить себе еду из солнечного света
и воздуха, а животные едят готовую пищу: растения,
других животных)
3. Назови животных и растения, которые живут в
лесу. (Волк, медведь, заяц, лиса, лось, белка,
дятел, синица, ель, сосна…)
4. Как нужно вести себя в лесу? (Не шуметь, не
разводить костер, не рубить деревья, не оставлять
мусор…)
5. Что самое главное для обитателей леса? (Плодородная
почва)
6. Как называются детеныши насекомых? (Личинки)
7. Какая главная работа корня? (Всасывать воду,
которая нужна всем частям растения)
8. Назови растения у которых длинный корень. (Одуванчик,
ромашка, фасоль, верблюжья колючка, саксаул)
9. Без чего растение не может жить? (Света, воды,
почвы, тепла)
10. Каких зимующих птиц ты знаешь? (Воробей,
дятел, синица, снегирь, ворона…)
Игра со зрителями
Загадки
Маленькие ножки,
Боится кошки,
Живет в норке,
Любит корки. (Мышка)
На потолке в уголке
Висит сито, не руками свито.
(Паутина)
Вьется веревка,
На конце головка. (Змея)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Двенадцать братьев
Друг за другом ходят. (Месяцы)
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков. (Аквариум)
Вырос Антошка
На одной ножке. (Гриб)
II тур. Вопросы второй тройке игроков
- Назови то, что относится к неживой природе? (Песок, камень, почва, небо, солнце, облака, река, море, льдина, гора…)
- Назови животных и растения, которые живут на лугу. (Трава, цветы, насекомые, животные, птицы…)
- Что самое главное для обитателей луга? (Свет)
- Как называется детеныш птицы? (Птенец)
- Какая главная работа стебля? (Проводить воду к листьям)
- Назови растения, у которых толстый стебель. (Кактус, алоэ, верблюжья колючка)
- Как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Поливать, рыхлить землю, протирать листья, подкармливать удобрениями)
- Какие птицы прилетают к нам весной? (Стрижи, жаворонки, кукушки, чайки…)
- Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник)
- Назови свойства и качества воды. (Прозрачная, без запаха, без цвета, течет, переходит из жидкого состояния в твердое и наоборот)
Музыкальная пауза
III тур. Вопросы третьей тройке игроков
- Что самое главное для обитателей рек, озер? (Вода)
- Назови животных и растения, которые живут в водоемах. (Рыбы, лягушки, бобры, водоросли, утки, насекомые: комары, паучки…)
- Как называется детеныш рыбы? (Малек)
- Как появляется лягушка? (Из икринок появляются головастики; головастики растут и превращается в лягушек)
- Какую пользу приносят животные и растения водоемам? (Очищают воду; поедают умершие растения, чистят дно)
- Какая главная работа листа? (Испарять воду и охлаждать растение)
- Назови растения у которых крупные листья. (Пальма, фикус, бегония)
- В каких условиях растут растения с крупными листьями? (Где жарко и много воды)
- Назови животных и растения, живущих в городе, поселке. (Тальник, береза сосна, воробей, ворона, кошка, собака…)
- Как помогают люди растениям в городе, поселке? (Сажают деревья, цветы, рыхлят землю, поливают)
Музыкальная пауза
Финальная игра
- Какие комнатные растения в нашей группе? (Хлорофитум, герань, бальзамин, традесканция)
- Назови лекарственные растения. (Ромашка, одуванчик, клевер, василек…)
- Для чего в городе нужны деревья? (Они очищают воздух)
- Что такое экология? (Наука о природе: о растениях, животных, человеке и условиях жизни)
- Из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, лист, цветок, плод)
- Как называют человека, который заботится о лесе? (Лесник)
- Как родилась капля? (Весной образуется сосулька, начинает таять, рождается капля)
- Что такое пыль? (Частички почвы, гор, камней)
- Назови самый большой, пятый океан на нашей планете. (Воздушный)
- Что такое ветер? (Движение воздуха)
Подведение итогов, награждения