Место в программе: 3 четверть «Вглядываясь в человека. Портрет».
Тема урока: «Эскиз грима к портрету литературного героя».
Тип урока: урок формирования и закрепления способов деятельности.
Цель урока: закрепление знаний, умений и навыков изображения характера человека и его намерений.
Задачи урока:
- Продолжить формирование образного мышления учащихся через создание художественного образа литературного героя средствами грима (по сказам П.Бажова). Развитие воображения, умения анализировать и обобщать.
- Дать представление о гриме как одном из выразительных средств передачи характера.
- Совершенствовать технику работы гуашевыми красками.
- Создать условия для раскрытия способностей детей применять полученные знания в новой ситуации.
- Воспитание художественного вкуса и развитие интереса к художественной деятельности.
Методы обучения: метод учебной работы под руководством учителя (частично-поисковый).
Результат урока: собственное решение творческой задачи.
Форма урока: комбинированный урок.
Зрительный и литературный ряд:
- Репродукции работ художников: Гравюры 18 в. с изображением японских актёров театра Кабуки, фотографии Станиславского, Шаляпина, Хмелёва, Аркадия Райкина в театральных гримах.
- Учебные таблицы: квадраты «Цветовые растяжки», «Мимика лица».
- Учебный рисунок учителя: «Шерхан», «Багира», «Павлин».
- Отрывки из сказов Павла Бажова «Хозяйка Медной горы», «Огневушка-поскакушка», «Синюшкин колодец».
- Домашнее задание – прочитать названные сказы.
Художественные материалы: гуашь, кисть, лист цветной бумаги А-4 (- синий, зелёный, желтый), палитры.
План урока:
1. Беседа «Что такое грим и как его создать».
2. Практическая работа последовательности
рисования лица человека.
3. Самостоятельная работа по выполнению
творческого задания.
4. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Беседа
– Здравствуйте ребята. Вы уже знаете, что
«Портретом» в изобразительном искусстве
называют изображение человека. Сегодня мы
продолжим знакомиться с этим удивительным
жанром. Но прежде давайте вспомним, что является
самым важным в портрете?
(Предполагаемый ответ)
- Изображение портретного сходства;
- отражение внутреннего мира человека (мыслей, намерений);
- передача его характера, возраста и т.д.
С поиском формы отразить все эти требования
через искусство сталкивается не только , но и
такое зрелищное искусство как театр. Сегодня на
уроке мы объединим эти два удивительных видов
творчества человека и создадим эскиз грима к
сказочному персонажу. Тема урока – «Эскиз
грима к портрету литературного героя».
Что нам незнакомо в этом задании? (Мы знаем, что
такое портрет, эскиз, литературный герой). Слово
«Грим» тоже многим из вас знакомо. Что оно
означает? (Предполагаемый ответ)
- Грим это когда красят лицо, изменяют. Чаще всего он встречается в театре. А для чего он нужен?
- Что бы было интересно. Грим меняется на разных спектаклях. Каким должен быть грим решает режиссер вместе с театральным художником.
Грим помогает актёру изменить своё лицо с
помощью гримировальных красок, волосяных
наклеек, парика, причёски и т.д.
История грима восходит к народным обрядам и
играм, требовавшим от участников внешнего
преображения. Очень яркий грим индийского,
китайского и японского театров.
Большое значение гриму придавал Станиславский.
Именно при нём в Московском театре появляется
новая профессия – гримёр – творческий помощник
режиссера и художника. Посмотрите, как меняет
грим внешность актёра, придаёт ему черты
персонажа пьесы.
Станиславский, Шаляпин и их театральные образы
Ещё один ряд фотографий одного из выдающихся актёров XX в, наделённого ярким мастерством перевоплощения Аркадия Райкина. Один и тот же человек, а какие лица!
Безусловно, мастерству актера помогает грим. С чего начать? Определим последовательность работы над созданием эскиза грима. Грим наносят на лицо. Дети выбирают листы любого цвета (бежевый, голубой, зелёный).
II. Практическая работа «Рисуем лицо человека»
У детей листы бумаги разного цвета. Вместе с учителем рисуют гуашью на листе бумаги лицо человека, соблюдая пропорции.
а) овал лица, шея.
б) линия глаз.
в) линия носа, уши, рот.
III. Творческое задание
Какими средствами выразительности пользуются художники для того, чтобы воплотить свой замысел?
Предполагаемый ответ: Это цвет и линия.
Цвета бывают тёплые и холодные, контрастные и сближенные. Контрасты вызывают напряжение, необходимость привлечь внимание. Посмотрим на гравюры 18 в., изображающие японских актёров театра Кабуки. Они дают полное преставление о значении грима для создания образа. Лица очень выразительные. Сочетание белого цвета лица, чёрных линий рта, бровей, красных теней – вызывает ощущение гнева, страха, жестокости, коварства. Здесь всё преувеличено и поэтому так понятно.
Посмотрите, как цвет помогает нам узнать героев сказки Киплинга. Шерхан не похож на Багиру, а та, в свою очередь, на Павлина. Все эти образы в театре играют люди, поэтому черты лица сохранены, добавлены необходимые линии глаз, бровей, усов, щек и т.д.
Кроме цвета художнику помогает линия. Существует общеизвестная схема изменения настроения, характера, возраста человека. Изменим линию бровей – сразу изменился характер. Таблица мимики лица человека.
Вот мы и подошли к творческому заданию «Создать эскиз театрального грима», задание состоит из двух частей. Определяем вместе с детьми алгоритм решения задания:
1. Познакомиться с литературным героем.
2. Найти свои особенные средства
выразительности и выполнить эскиз грима к его
портрету.
Я прочитаю три текста из знакомых вам литературных произведений русского писателя П. Бажова. Вам необходимо выбрать только один «образ», тот, который окажется самым понятным, о котором захочется рассказать, который будет наиболее выразителен на бумаге вашего цвета.
Текст
«Хозяйка Медной горы»
«…Глядит, а перед ним на грудке руды женщина
какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать –
девка. Коса – сиза чёрная и не как у наших девок
болтается, а ровно прилипла к спине. На конце
ленты не то красные, не то зелёные, сквозь
светлеют и тонко эдак позванивают, будто
листовая медь… На ноги вскочила,
прихватилась рукой за камень, подскочила и тоже,
как ящерка, побежала по камню – то. Вместо рук –
ноги-лапы у неё зелёные стали, хвост высунулся, по
хребтине до половины чёрная полоска, а голова
человечья».
О каком сказе Бажова идёт речь? Какая она –
Хозяйка Медной горы? Обсуждение:
- То – девушка, то – ящерица;
- Прекрасная и опасная;
- Может вознаградить, может в горе сгноить.
- Цвета её одежды напоминают камни уральские: то зелёный малахит, то красную медь.
«Огневушка-поскакушка»
«…Вместо костра одни головёшки остались. Вдруг у самой серединки вынырнула девчоночка махонькая, вроде куклёнки, а живая. Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький и в руке платочек, точно сголуба. Поглядела девчонка весёлыми глазками, блеснула зубёнками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать. Сперва по уголькам круги давала, потом видно ей тесно стало – пошире пошла. Как круг пройдёт, так и подрастёт маленько. Поскакушка всё шире берёт, полянка в снегу всё больше и больше. Уже на берёзе листочки зашумели, Поскакушка припевать стала: У меня тепло! У меня светло! Красно летечко! Жарынь, как в самый горячий день летом. Из какого сказа эта героиня? Какая она? Чем отличается от первой? Обсуждение:
- Огневушка – Поскакушка – это маленькая живая девочка, только она знает, где лежит клад и может показать, но не каждому.
- Она кажется нам яркой, от неё много тепла отходит, даже жарко.
«Синушкин колодец»
«…Глядит, а из того водяного окошка старушонка
вышла. Ростом не больше трёх четвертей. Платьишко
на ней синее, платок на голове синий, и сама вся
синёхонька, да такая тощая, что вот подует
ветерок – разнесёт старушонку. Однако глаза у
неё молодые, синие, да такие большие, будто им тут
больше не место.
... Видит, девчонка подходит годов
восемнадцати. Платьишко синее, платок на голове
синий. А пригожая – и сказать нельзя. Глаза –
звездой, брови – дугой, губы – малина, и руса коса
трубчатая через плечо перекинута. А в косе –
лента синяя. Как звать величать? Чья ты? Бабкой
Синушкой люди зовут, а гораздому да удалому,
да простой душе и такой кажусь, какая видишь.
Редко только так бывает».
- Это сказ Бажова «Синюшкин колодец».
- Только чистым душою она показывалась красивой и молодой, а тем, кто пришёл с дурными мыслями, представлялась старухой.
- Её можно представить в синих одеждах, красивой и старой одновременно.
IV. Самостоятельная работа по выполнению творческого задания
Советы учителя: Уточняем, для кого грим и что хочет режиссер. Вам необходимо создать эскиз грима для актрисы, играющую роль героини сказов П. Бажова. Все три образа – женские, все олицетворяют силы природы, которая доверяет свои тайны только отважным, трудолюбивым и чистым душою людям. Можно сказать, что все эти образы нереальные, фантастические?
- Все эти образы - фантастические, обладают неслыханными богатствами земли Уральской, все их побаиваются и восхищаются одновременно.
А раз так, то и средства выразительности могут быть самые разнообразные. Например: Цвет лица, форма, декоративные приёмы. Небольшим количеством штрихов можно изменить одинаковый образ и придать ему особенный характер. (Идёт работа, индивидуальные консультации).
V. Подведение итогов
– Кто какой выбрал образ?
– Просмотр работ, узнаем литературные образы.
– Почему этот образ? Чем он тебя привлек?
На уроке были прочитаны отрывки, описывающие
только внешность героинь, достаточно ли этого
для художника-гримера, создающего
«изобразительный» сценический образ?
Как вы думаете можно ли назвать грим искусством
портрета?
- Да. Это искусство изменения внешности человека. Гримёр рисует не на бумаге, а на лице человека.
- Художник создает образ, для того, чтобы усилить впечатление от героя, показать его характер, внутренний мир.
VI. Рефлексия
Придумывать грим очень интересно, можно импровизировать, главное - освободить фантазию и не отклониться от основной идеи своей задумки.