«О, Родина, святая Родина!
Какое на свете сердце
Не встрепенётся при виде твоем?
Какая ледяная душа
не растает от веянья
твоего воздуха?»
А.Бестужев-Марлинский
Тема урока: Куликовская битва.
Цели:
- раскрыть величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее монголо-татарское войско и положившего начало освобождению Руси от золотоордынского ига;
- привить учащимся идею об общности судьбы и национальном единстве русского народа;
- формировать чувство патриотизма и гражданственности.
Задачи:
- Дать более глубокое представление о событиях 1380 года, их предпосылках, этапах, значении.
- Самостоятельно определить круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве.
- Отметить мужество и патриотизм русского народа в борьбе с Золотой Ордой, без которых невозможна была бы победа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Компьютер, видеопроектор, экран.
- Карта «Борьба русского народа с иноземными захватчиками в ХII – ХIII вв.».
- Картина художника А. Бубнова «Утро на Куликовом поле».
- Раздаточный материал.
- Выставка книг и детских рисунков.
Презентация к уроку не приводится из-за размеров, превышающих дозволенные. (Прим. ред.)
ХОД УРОКА
В начале урока учитель напоминает об одном из самых опаснейших врагов русского народа – монголо-татар.
1. Учащимся предлагается выполнить ряд заданий с уровневой дифференциацией (деятельность учащихся – воспроизведение и показ по карте, закрепление в памяти темы «Нашествие Батыя», завершение формирования знаний по теме «Возвышение Москвы», слайд 2).
Б – Когда русские земли были захвачены
монголо-татарами?
А – Почему русские земли не смогли дать отпор
Батыю?
Б – Покажите на карте территорию, захваченную
Батыем?
В – Их данных слов у магнитной доски составьте
определения (баскаки, иго, ярлык, дань).
В – Какие последствия для Руси имело
монголо-татарское иго?
Б – Укажите хронологические рамки
возникновения процесса Москвы.
В – Назовите основные причины возвышения Москвы?
А – Выявите причины противостояния Москвы и
Твери?
Б – Кого из первых московских князей вы знаете?
А – Какими методами они добивались усиления
Москвы?
2. Объявление темы урока, ознакомление учащихся с эпиграфом и планом работы (слайды 3, 4).
1) Великий князь Московский Дмитрий
Донской
2)Усиление Московского княжества и ослабление
Золотой Орды в ХIV веке.
3) Битва на реке Воже.
4) Организация похода хана Мамая на Русь. Русь
и Орда накануне сражения.
5) Битва на Куликовом поле.
6) Историческое значение Куликовской битвы.
Проблемный вопрос: Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон (слайд 5)?
Учитель: Политика «разделяй и
властвуй», как могло показаться на первый взгляд,
навеки укрепила господство Золотой Орды и ничто
уже не могло вернуть Русь к единству и согласию.
Однако «время, исторический процесс
способствовали появлению на Руси личности,
способной нейтрализовать её губительное
действие». Такой личностью оказался
Великий князь Московский Дмитрий Донской (слайд
6).
– В 1359 году на московском престоле оказался
девятилетний внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович
(1359-1389). Именно с его именем связано начало
решительной борьбы за освобождение Руси из-под
власти Орды (10 из 30 лет своего княжения он воевал).
3. Заслушивается небольшое сообщение уч-ся о Дмитрии Ивановиче.
4. Работа с отрывком из документа (слайд 7).
«Еще в детском возрасте он размышлял о духовных делах и не вел праздных бесед и не любил бранных слов, избегал злых людей и всегда беседовал с добрыми, божественному писанию всегда внимал с умилением, много заботился о Божиих церквях, с мужеством защищал Русскую землю, был незлобив, как дитя, а умом зрел, воинам в битвах был страшен и многих врагов, поднявшихся на него, победил, и славный свой город Москву дивными стенами окружил, и во всем мире был славен,…»
Вопросы:
– Какими черты характера Дмитрия Донского вы
можете выделить?
– Повлияли ли они на умение руководить
государством?
– Чего добился Дмитрий Иванович в управлении
государством (учащиеся дают ответы на основе
сообщения и документа)? Показ слайдов 8, 9.
Усиление Московского княжества и ослабление Золотой Орды в ХIV веке (слайд 10).
Если Русь стремилась к единству, то Золотая
Орда переживала период феодальной
раздробленности.
Работа с учебником, стр. 184 и таблицей
(раздаточный материал)
Вопросы: Какие факты доказывают ослабление
Золотой Орды (работа с картой)? Что
происходило на Руси в это время?
– Однако к середине 70-х годов в правобережной
Орде усобицы прекратились. Правителем стал
темник Мамай. Умный и хитрый, жестокий и
изворотливый правитель (слайд 11).
Но ханом стать он не мог, так как не был
потомком Чингисхана. Поэтому хан стремился
доказать через завоевание Руси, что он является
продолжателем дела Чингисхана и Батыя.
5. Работа с отрывком из документа (слайд 12).
«Захвачу землю Русскую и разорю христианские церкви, и вместо их веры установлю свою, а где были церкви, там поставлю мечети и посажу баскаков по всем городам русским, а князей русских перебью…»
Вопрос: Что ожидало Русь, если бы Мамай захватил её земли?
Первое крупное столкновение с монголо-татарами произошло 11 августа 1378 г. на реке Воже.
К.Маркс писал, что это было «первое правильное сражение, выигранное русскими» (слайд 13).
6. Работа с документом (слайд 14).
«И послал безбожный Мамай вперёд себя на Русь войною своего воеводу, окаяного Бегича, с большим войском и со многими князьями ордынскими. Узнал об этом великий князь Дмитрий Иванович и пошел ему навстречу с многочисленным войском и бился с погаными на Рязанской земле, на реке Воже,.., а поганые агаряне были посрамлены, одни были побиты, а иные побежали… Бесславный же Мамай, позором объятый, вместо похвалы получивший бесчестие, сам пошел на Русскую землю, похваляясь победить великого князя…»
Вопрос: Почему сражение на р. Вожже стало первым сражением, которое русская рать смогла выиграть у ордынцев?
– Москва быстро усиливалась, после победы на Воже она могла прекратить выплату дани. Кроме того, разгром Москвы усилил бы позиции Мамая в борьбе с его главными соперниками – Тохтамышем и Тимуром.
7. Рассказ учителя о подготовке к сражению (слайды 15, 16, 17, 18)
В ход пошли золото и серебро, копившиеся в Орде
долгие годы. За большую плату была нанята
генуэзская пехота. Множество различных мелких
феодалов – разбойников со своими
отрядами-шайками потянулись к Мамаю. В это же
время хан Мамай заключил военный союз с
литовским князем Ягайло и рязанским князем
Олегом.
Немешкал и Дмитрий Иванович. Разослал он «по всей
Русской земле гонцов со своими грамотами по всем
городам».
В роли Дмитрия Донского выступает ученик:
«Радостно нам, братья сложить головы свои за провославную веру христианску, да не будут захвачены города наши погаными, не запустеют святые Божии церкви, да не будут жёны наши и дети уведены в плен, да не будем вечно страдать от поганых… »
В собирании ратей участвовало не менее 36
городов. Формирование такого войска заняло в
общей сложности около 30 дней.
Русское войско по свидетельствам летописцев, не
уступало в численности Мамаевской рати – «от
начала такой силы русской не бывало». Оно
состояло из княжеских дружин и ополчений
большинства земель. Основным ядром были
москвичи.
8. Учащимся предлагается рассмотреть вооружение дружинника времен Куликовской битвы: шлем с бармицей, пластинчатый доспех, меч в ножнах, копье и деревянный щит и доспехи и оружие татарского воина ХIVв.
– Тем временем Мамай двигался с войском в
сторону Руси (слайд 19).
Дмитрий Иванович стремился дать сражение за
пределами русской земли (работа с картой).
Поэтому русское войско покинуло Коломну 20
августа 1380 г. и быстро двигалось к Дону. На каждой
остановке в его состав вливались новые
пополнения, подтягивались отставшие.
Вопрос: Объясните, почему Дмитрий Иванович
стремился дать сражение за пределами русской
земли.
По пути к Дону русская рать во главе с князем
остановилась у Троицкого монастыря, где получила
благословение настоятеля монастыря Сергия
Радонежского (слайд 20).
– Заслушивается сообщение учащегося о жизни
Сергия Радонежского (в учебнике стр.156).
Битва на Куликовом поле
Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле).
Вопросы (слайд 21):
– Почему местом для сражения князь Дмитрий
выбрал именно Куликово поле? Ведь оно такое
неровное, изрытое оврагами, перелесками,
речушками.
– Почему было принято решение переправиться
через Дон?
– Какое событие и почему можно считать
генеральной репетицией Куликовской битвы?
9. Рассказ учителя о расположении русского войска и тактике князя Дмитрия (слайды 22, 23).
Князь расположил русские войска таким образом, что их фланги прикрывались естественными рубежами (в учебнике стр.160) река Смолка и овраг Нижний Дубяк. Это не давало возможности монголо-татарам развернуть свои силы и нанести излюбленный ими удар во фланг и в тыл врага. В лесу за рекой Смолкой был укрыт засадный полк.
10. Рассказ учителя по картине «Утро на Куликовом поле» (24 слайд).
Только что взошло солнце, рассеялся осенний
утренний туман, и русские увидели врага. Всё
войско пришло в движение. Один потянулся за
щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал
в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё,
зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа (25
слайд).
11. Чтение фрагментов из поэмы «Задонщина», в котором описаны эпизоды боя (раздаточный материал).
Вопросы:
– Рязанский князь обещал помочь хану Мамаю. Как
вы оцениваете позицию князя Олега? Можно ли её
как-то оправдать?
– Почему археологи не нашли на Куликовом поле ни
одного меча?
12. Куликовская битва закончилась сокрушительным разгромом ордынской рати. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
Почти 250 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли победа полной неожиданностью для обеих сторон?
Выделяются следующие причины (слайд 26):
1. Умелые действия князя, его авторитет среди
воинов.
2. Мужество и храбрость рядовых воинов.
3. Объединение сил русских княжеств.
4. Ослабление Орды и усиление Московского
княжества.
5. Поддержка Русской православной церкви.
Вопрос: Каково историческое значение Куликовской битвы (слайд 27)?
– Это была решающая военная победа Руси над
монголо-татарами.
– Победа доказала, что при объединении сил
русского народа иго монголо-татарских ханов
может быть свергнуто.
– Куликовская битва ускорила объединение
русских земель вокруг Москвы, которая
превратилась в центр
национально-освободительной войны.
13. Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что Русь не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть все невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее. Обращается внимание на выставку книг и рисунков учащихся.
14. Оценивание ответов учащихся проводится по жетонам (красный, синий, зеленый), которые они получают во время уроков.