При проведении урока необходимо иметь карту, на
которой обозначены Греция, Египет Россия, Индия,
Персия; портреты Евклида, Магницкого, Ломоносова,
Аль-Хорезми.
Работу учащихся целесообразно организовать по
группам, заранее подготовив консультантов.
Далее представлен материал для работы в четырех
группах. Завершает урок тест.
Группа №1. История математики. Геометрия
В древности знание формы предметов было
необходимо для изготовления орудий труда,
строительства домов, изготовления одежды,
украшений, росписи домов. Позднее, особенно в
Египте, – для разделения и измерения участков
земли, строительства, наблюдения за звездами
(измерение углов). «Гео» – земля, «метрио» –
измерять.
Первый учебник геометрии был написан 2300 лет
назад Евклидом и назывался Начала. Эту геометрию
изучают и сейчас в школах, ее часто называют
евклидовой. Геометрия делится на планиметрию
(геометрия на плоскости ) и стереометрию
(геометрию в пространстве).
У геометрических фигур долго не было названий.
Греки стали называть их словами, обозначавшими
окружающие их предметы похожей формы: сфера –
мяч, в который играли дети трапеция – вид сбоку
столика для еды («тетрапецион» – четырехногий);
«радиус» – луч; диаметр – «диа» – два и «метрио»
– измеряю.
В старших классах мы будем изучать геометрию,
которая ответит на вопросы: «Как измерить
диаметр солнца?»; «Почему при перегибании листа
всегда получается прямой угол?»
Вопросы:
1. В какой стране придумали названия
геометрических фигур?
2. Что означает слово геометрия?
3. Кто написал первый учебник геометрии?
Группа №2. История математики. Алгебра
Уравнения появились в Вавилоне. В те времена
буквы в математике не использовались, поэтому
вместо букв брали числа, показывали на них как
решать задачу, а потом похожие решали тем же
способом.
Диофант (греческий математик) первым заменил
буквами неизвестные числа. Окончательно метод
уравнений сформировался в арабских странах,
которые изучили и обобщили опыт Вавилона и Индии.
Муххамед ибн Мусса Аль-Хорезми написал книгу о
решении уравнений, где предложил два способа:
«ал-мукабала» и «ал-жабра». Нам они будут понятны
в 6 классе. Название второго способа и дало
название разделу математики.
Мы используем буквы для записи формул, решения
задач – занимаемся алгеброй. Один из известных
алгебраистов Омар Хайям (XI-XII вв.) решал уравнения,
которые в Европе изучили лишь через 400 лет. Он был
и известным поэтом:
Лучше мыкать нужду и невзгоды с орлом,
Чем с презренным сидеть за обильным столом.
Лучше черствую корку глодать в одиночку,
Чем халвой угощаться с вельможным ослом.
Вопросы:
1. Как появилось название «алгебра»?
2. Кто первым ввел буквы для обозначения
переменных?
3. Кто такой «алгебраист»?
Группа №3. История математики. Математика у русского народа
Письменные источники математических знаний мы
имеем примерно с 1000 года.
Владимир Святославович и Ярослав Мудрый (XI в.)
создавали школы, где учились «чистолюбцы»,
интересовавшиеся математикой.
В древности числа записывали при помощи букв
славянского алфавита, над которыми ставили знак
«N» – «титло».
Развитие математики в России в XIII в. было
прервано нашествием монголов и последовавшим за
этим игом.
Меры для преодоления отставания принял Петр I . В
это время в стране стали открываться
многочисленные учебные заведения, куда был
открыт доступ не только дворянам. Была открыта
Школа математико-навигационных наук. Но
учебников на русском языке не было.
Первый печатный учебник математики на русском
языке появился в 1703 году. Это была «Арифметика»
Леонтия Филипповича Магницкого. 50 лет это был
единственный русский учебник математики.
М.В.Ломоносов назвал его «вратами всей учености».
«Арифметика» состояла из двух частей:
«Арифметика политика» – нет правил, только
практические задачи; «Арифметика – логистика» –
с обоснованиями, правилами.
Вопросы:
1. Кто написал первый русский учебник
математики?
2. Изучали ли до этого математику в России?
3. Почему Россия некоторое время отставала от
других стран в изучении математики?
Группа №4. История математики. Арифметика
Еще первобытные люди поняли необходимость
счета, понятия «больше», «меньше», «столько же».
Эти знания были необходимы охотникам,
земледельцам, скотоводам; знания
требовались для расчетов в торговле.
Свойства чисел и действий над ними изучает наука
арифметика (от греческого «arithmos» – число).
Примерно 5000 лет назад люди сообразили, что одним
знаком можно обозначать не каждую голову скота
или мешок, а сразу 10 или 100 мешков, 6 или 60 мешков.
Так об этом написал Николай Степанович Гумилев:
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Для записи чисел существовали различные знаки: арабские – 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; римские – I; V; X; M; буквы славянского алфавита, иероглифы. Существовали различные методы вычислений, очень трудные. Владеющие ими люди переходили из города в город, используя для вычислений специальные таблицы.
Тест
1. Планиметрия – это раздел
а) арифметики
б) геометрии
в) химии
г) литературы.
2. Первый учебник геометрии написал
а) Хайям
б) Ломоносов
в) Евклид
г) Гумилев.
3. В какой стране придумали названия геометрических фигур?
а) Греция
б) США
в) Россия
г) Вавилон.
4. «Геометрия» означает:
а) решение уравнений
б) трудная наука
в) измерение земли
г) способ умножения.
5. Первый русский учебник математики написал
а) Ломоносов
б) Петр I
в) Иван Грозный
г) Магницкий.