Тема занятия: «Алябьево мое…»
Тип занятия: игра-путешествие
Цель: дать представление о том, что для каждого человека малая Родина, это то место, где он родился, и где прошло его детство.
Задачи:
- Продолжать формировать у детей интерес к родному краю;
- Развивать желание узнать о происхождении поселка и улиц;
- Воспитывать чувство любознательности и любви к своему поселку, району.
Методы:
- Практический;
- Наглядный;
- Словесный;
- Игровая мотивация.
Приемы:
- Показ;
- Вопросы к детям;
- Использование технических средств;
- Музыкальное сопровождение.
Материалы и оборудование: Схема путешествия, фотографии поселка, аудиозапись, ширма «Наш поселок», письмо от старожила, карта Советского района, набор карточек с изображением моделей из геометрических фигур для строительства дома.
Предварительная работа: Беседы о родном поселке Алябьево; знакомство с творчеством местного поэта В.П. Безносикова; рассматривание иллюстраций в книге «Советский район» и фотографий поселка, где родились и живут; экскурсии по поселку; знакомство с одной из первых жителей поселка А.С. Швецовой; составление карты-схемы улиц села; заучивание стихов об Алябьево.
Литература:
- Книга «С чего начинается Родина?» - под редакцией Л.А. Кондрыкинской;
- «Мой родной дом» – программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
- Книга «Советский район».
ХОД ЗАНАТИЯ
Воспитатель: Живут на свете мальчики и девочки, все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут на севере, другие на юге, одни в городе, другие в деревне.
Вопросы:
- Ребята, а мы с вами живем на севере или на юге?
- В какой стране мы живем? Назовите столицу нашей Родины.
- В каком округе мы живем? Назовите главный город.
- В каком районе мы живем? Назовите главный город.
– Наш Советский район занимает небольшое место на карте. На этой территории, которая стала Советским районом, в 1968 году, в средние века проживали манси, а в настоящее время – люди разных национальностей. У каждого города, как и у человека, есть свой возраст. В этом году нашему району исполняется – 40 лет. В Советском районе есть много поселков, и они будут праздновать юбилей.
– Какие поселки есть в нашем районе?
– Сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте зашифровано слово, обозначающее того, кто его написал. Мы сможем прочитать это слово, если соединим первые звуки, с которых начинаются названия предметов, изображенных на карточках. (Выставляет карточки с изображением стула, тюльпана, арбуза, ручки, облака, жука, иглы, лука. Дети называют предметы и первые звуки в словах).
Воспитатель: Какое слово получилось? (Старожил) Что оно означает? (Предположения детей)
СТАРОЖИЛ – человек, который много лет прожил в одном месте, селе или городе и знает его историю. Вот такой старожил и написал нам письмо. Послушайте, о чем оно.
«Дорогие наши друзья! Скоро вы станете совсем
взрослыми и, наверное, будете путешествовать по
всему свету. Однако любой человек сначала должен
узнать свою малую родину, ее историю. У каждого
человека есть на земле место, где он родился, и
впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и
ласковое солнце. Это место называется Малой
Родиной. Для многих из нас – это наш поселок
Алябьево.
На карте Советского района есть маленькая
точка, здесь расположен наш поселок. Приглашаю
вас в путешествие по улицам поселка,
останавливаясь в пути на каждой станции, вы
узнаете много интересного».
Старожил – А.С. Швецова.
(Вывешивается карта Советского района)
Воспитатель: А хотели бы вы совершить
путешествие по улицам поселка? На чем мы будем
путешествовать? Пешком пойдем или поедем?
(Рассуждения детей). Пешком, потому что автобусы у
нас не ходят по поселку, все близко. Да, всюду
ходим пешком: и в детский сад, и в магазин, и в
больницу, и в школу.
Ребята, если нас приглашают в путешествие, да еще
человек, который все знает о нашем поселке, то не
будем терять время и сразу отправляемся в путь.
…Алябьево. Точка на карте России.
Село. Нелегко ты карте заметишь.
Но сколько в нем правды, надежды и силы.
И перспективы на долголетье.
Вот такое стихотворение написал житель нашего
поселка Владимир Петрович Безносиков, а еще
написал песню (звучит песня: «Алябьево мое»).
Чудесные здесь были тогда места: зверя всякого в
лесах видимо-невидимо, рыбы в реках – хоть руками
лови.
– Ребята, а вы знаете, почему наш поселок
назвали Алябьево?
Как говорят старожилы, свое название рабочий
поселок получил по фамилии геолога Алябьев,
который погиб здесь. Он первым побывал в этих
местах. Так гласит печальная легенда.
Отправляемся в путешествие по улицам поселка.
(Вывешивается схема – план путешествия)
Первая станция на нашем пути «Давайте познакомимся!»
(Фотография «Стела – «Алябьево»»)
– Да, это было время великих строек и молодежных десантов. Приезжала молодежь, с бригадиром первой молодежной бригады Ефремов Михаил Петрович, он прекрасно понимал, что в первую очередь надо строить дома. А наш поселок начинался с создания леспромхоза. Здесь жили лесорубы, таежные люди, валили лес на жилище, а не на заборы. Сразу приняли решение поселок строить по плану.
Ребенок: (читает стихотворение)
Когда-то давно средь бескрайней тайги
Построили люди поселок.
Жилища свои разместили они
В соседстве сосенок и елок.
Ни газа, ни света, тепло от печи
В холодные зимние ночи,
Рабочие строили много дорог,
Дома все росли, хорошели,
Качали детишек качели
Тайга уступила кусочек земли,
Дала пропитание и кровлю.
Так и стоит наш поселок в лесу.
(Н. Соковцова – бывшая ученица Алябьевской средней школы)
- Что такое леспромхоз?
- Кто такие лесорубы?
- Кто был первым молодежным бригадиром?
- Что строила молодежь в первую очередь?
Вот и вторая станция «Первая улица»
– Строили добротно, по-хозяйски. Строили наш
поселок люди разных профессий, тогда они стали –
строителями. Вот и первая улица – Новоселов,
назвали ее своим именем.
– Кого называют «новоселами»? (Ответы детей).
– Да, заселились в дома, вот первую улицу и
назвали «Новоселов». На этой улице была
построена школа, школа эта была деревянная и тоже
первая. И первой учительницей была А.С. Швецова,
которая и пригласила нас в путешествие.
– Ребята, а что еще находится на улице Новоселов?
Ответы детей: – д/с «Чебурашка»;
Ребенок: (читает стихотворение)
«Поселок наш Алябьево
Таежный уголок
Здесь садик «Чебурашка»
И все, кто здесь живет
Много ребятишек
Девчонок и мальчишек».
– А первый детский сад был тоже деревянный и назывался он «Березка».
Третья станция: «Разминкино»
(Дети вместе с воспитателем произносят стихотворные строчки и выполняют различные движения)
…Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, легкий ветерок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
– Молодцы!
А вот и четвертая станция: «Подарочна»
– Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей)
– Да, подарки получают на Новый год. Наш поселок
строили буквально по крохам и следующая улица
«Новогодняя». Эту улицу построили и заселили в
новые дома жильцы, перед Новым годом. Как вы
думаете, как ее назвали? Да, улицу назвали
Новогодней. На этой улице был построен первый Дом
культуры, а раньше называли его клуб.
– Скажите, а для чего нужен Дом культуры?
– В клуб собирались от мала до велика, здесь было
и кино, танцы и вечера, концерты и спектакли.
– Ребята, а какие улицы вы знаете в нашем поселке?
(Дети перечисляют улицы, на которых они живут).
– В нашем поселке много улиц – это главная улица
Ленина, Юбилейная, Молодежная, Коммунистическая
и т.д.
– Как вы думаете, почему Северную улицу назвали
Северной?
– Конечно, каждая улица имеет свое название.
Пятая станция: «Маленькие строители».
– Представьте, что прошли года и вы стали
взрослыми, и ваша профессия – строитель. Вы
живете в поселке Алябьево. Сейчас вы сможете
попробовать себя в роли строителей. Каждый из вас
построит дом, дом своей мечты.
(Дети собирают дома из вырезанных фигур)
Станция шестая: «Загадкино».
– Алябьевцы с уважением относятся к памяти своих земляков. Одна из улиц поселка носит имя бывшего директора леспромхоза по фамилии Токмянина. А расскажет о нем, его правнучка, которая ходит в нашу группу – это Аня Сушенцева. (Рассказ Ани С.)
… Своего прадеда я не знаю. Я родилась через 22 года когда он умер. Его звали Анатолий Андреевич Токмянин. Когда появился поселок, он стал директором. У него было много друзей, его все уважали. Он любил свою работу, помогал людям. Когда прадед умер, ему было 48 лет. Через несколько лет в нашем поселке в его честь назвали улицу.
Воспитатель: На этой улице находится много зданий. (Воспитатель выставляет фотографии). Отгадайте, о каких зданиях идет речь.
- В этом доме трудятся врачи, чтоб болезни наши излечить. (Больница)
- Любимое место ребят и девчат, здесь игрушки в ряд стоят. (Магазин)
- Здесь пошлю я письмо, чтоб дошло адресату оно. (Почта)
- А рядом откроет мама счет, и деньги ей переведут. (Сбербанк)
- Здесь люди трудятся для нас, чтоб лучше нам жилось сейчас. (Администрация)
- Чтоб быть выносливым и ловким, достигнуть можно тренировкой. (С/к «Звездный»)
- Здесь память героев мы чтим. И скорбно при этом молчим. (Памятник)
- Стоит дом, кто в него войдет, знания приобретет. (Школа)
- Что за дом – музыку услышишь в нем, пенье, танцы и кино удовольствие одно. (Дом культуры)
Итог занятия: Вот мы и прогулялись по улицам нашего поселка.
– Ребята, а от кого было письмо? (Старожил)
– А кто вас пригласил в путешествие по улицам
поселка? (Швецова А.С.)
– Что узнали интересного о своем поселке?
– У Советского района юбилей, а как вы думаете,
наш поселок тоже будет праздновать этот юбилей?
– Сколько лет исполняется району? (40 лет).
– Давайте послушаем песню, которую тоже написал житель нашего поселка В.П. Безносиков. А песня эта называется «Песня о Советском» (Звучит аудиозапись песни).