Работа с дошкольниками

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема занятия: «Алябьево мое…»

Тип занятия: игра-путешествие

Цель: дать представление о том, что для каждого человека малая Родина, это то место, где он родился, и где прошло его детство.

Задачи:

  • Продолжать формировать у детей интерес к родному краю;
  • Развивать желание узнать о происхождении поселка и улиц;
  • Воспитывать чувство любознательности и любви к своему поселку, району.

Методы:

  • Практический;
  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Игровая мотивация.

Приемы:

  • Показ;
  • Вопросы к детям;
  • Использование технических средств;
  • Музыкальное сопровождение.

Материалы и оборудование: Схема путешествия, фотографии поселка, аудиозапись, ширма «Наш поселок», письмо от старожила, карта Советского района, набор карточек с изображением моделей из геометрических фигур для строительства дома.

Предварительная работа: Беседы о родном поселке Алябьево; знакомство с творчеством местного поэта В.П. Безносикова; рассматривание иллюстраций в книге «Советский район» и фотографий поселка, где родились и живут; экскурсии по поселку; знакомство с одной из первых жителей поселка А.С. Швецовой; составление карты-схемы улиц села; заучивание стихов об Алябьево.

Литература:

  • Книга «С чего начинается Родина?» - под редакцией Л.А. Кондрыкинской;
  • «Мой родной дом» – программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • Книга «Советский район».

ХОД ЗАНАТИЯ

Воспитатель: Живут на свете мальчики и девочки, все они разные – голубоглазые и черноглазые, с косичками и кудряшками, одни живут на севере, другие на юге, одни в городе, другие в деревне.

Вопросы:

  • Ребята, а мы с вами живем на севере или на юге?
  • В какой стране мы живем? Назовите столицу нашей Родины.
  • В каком округе мы живем? Назовите главный город.
  • В каком районе мы живем? Назовите главный город.

– Наш Советский район занимает небольшое место на карте. На этой территории, которая стала Советским районом, в 1968 году, в средние века проживали манси, а в настоящее время – люди разных национальностей. У каждого города, как и у человека, есть свой возраст. В этом году нашему району исполняется – 40 лет. В Советском районе есть много поселков, и они будут праздновать юбилей.

– Какие поселки есть в нашем районе?

– Сегодня в детский сад пришло письмо. На конверте зашифровано слово, обозначающее того, кто его написал. Мы сможем прочитать это слово, если соединим первые звуки, с которых начинаются названия предметов, изображенных на карточках. (Выставляет карточки с изображением стула, тюльпана, арбуза, ручки, облака, жука, иглы, лука. Дети называют предметы и первые звуки в словах).

Воспитатель: Какое слово получилось? (Старожил) Что оно означает? (Предположения детей)

СТАРОЖИЛ – человек, который много лет прожил в одном месте, селе или городе и знает его историю. Вот такой старожил и написал нам письмо. Послушайте, о чем оно.

«Дорогие наши друзья! Скоро вы станете совсем взрослыми и, наверное, будете путешествовать по всему свету. Однако любой человек сначала должен узнать свою малую родину, ее историю. У каждого человека есть на земле место, где он родился, и впервые увидел зарю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называется Малой Родиной. Для многих из нас – это наш поселок Алябьево.
На карте Советского района есть маленькая точка, здесь расположен наш поселок. Приглашаю вас в путешествие по улицам поселка, останавливаясь в пути на каждой станции, вы узнаете много интересного».

Старожил – А.С. Швецова.

(Вывешивается карта Советского района)

Воспитатель: А хотели бы вы совершить путешествие по улицам поселка? На чем мы будем путешествовать? Пешком пойдем или поедем? (Рассуждения детей). Пешком, потому что автобусы у нас не ходят по поселку, все близко. Да, всюду ходим пешком: и в детский сад, и в магазин, и в больницу, и в школу.
Ребята, если нас приглашают в путешествие, да еще человек, который все знает о нашем поселке, то не будем терять время и сразу отправляемся в путь.

…Алябьево. Точка на карте России.
Село. Нелегко ты карте заметишь.
Но сколько в нем правды, надежды и силы.
И перспективы на долголетье.

Вот такое стихотворение написал житель нашего поселка Владимир Петрович Безносиков, а еще написал песню (звучит песня: «Алябьево мое»).
Чудесные здесь были тогда места: зверя всякого в лесах видимо-невидимо, рыбы в реках – хоть руками лови.
–  Ребята, а вы знаете, почему наш поселок назвали Алябьево?
Как говорят старожилы, свое название рабочий поселок получил по фамилии геолога Алябьев, который погиб здесь. Он первым побывал в этих местах. Так гласит печальная легенда.
Отправляемся в путешествие по улицам поселка.
(Вывешивается схема – план путешествия)

Первая станция на нашем пути «Давайте познакомимся!»

(Фотография «Стела – «Алябьево»»)

– Да, это было время великих строек и молодежных десантов. Приезжала молодежь, с бригадиром первой молодежной бригады Ефремов Михаил Петрович, он прекрасно понимал, что в первую очередь надо строить дома. А наш поселок начинался с создания леспромхоза. Здесь жили лесорубы, таежные люди, валили лес на жилище, а не на заборы. Сразу приняли решение поселок строить по плану.

Ребенок: (читает стихотворение)

Когда-то давно средь бескрайней тайги
Построили люди поселок.
Жилища свои разместили они
В соседстве сосенок и елок.
Ни газа, ни света, тепло от печи
В холодные зимние ночи,
Рабочие строили много дорог,
Дома все росли, хорошели,
Качали детишек качели
Тайга уступила кусочек земли,
Дала пропитание и кровлю.
Так и стоит наш поселок в лесу.

(Н. Соковцова – бывшая ученица Алябьевской средней школы)

  • Что такое леспромхоз?
  • Кто такие лесорубы?
  • Кто был первым молодежным бригадиром?
  • Что строила молодежь в первую очередь?

Вот и вторая станция «Первая улица»

– Строили добротно, по-хозяйски. Строили наш поселок люди разных профессий, тогда они стали – строителями. Вот и первая улица – Новоселов, назвали ее своим именем.
– Кого называют «новоселами»? (Ответы детей).
– Да, заселились в дома, вот первую улицу и назвали «Новоселов». На этой улице была построена школа, школа эта была деревянная и тоже первая. И первой учительницей была А.С. Швецова, которая и пригласила нас в путешествие.
– Ребята, а что еще находится на улице Новоселов?

Ответы детей: – д/с «Чебурашка»;

Ребенок: (читает стихотворение)

«Поселок наш Алябьево
Таежный уголок
Здесь садик «Чебурашка»
И все, кто здесь живет
Много ребятишек
Девчонок и мальчишек».

– А первый детский сад был тоже деревянный и назывался он «Березка».

Третья станция: «Разминкино»

(Дети вместе с воспитателем произносят стихотворные строчки и выполняют различные движения)

…Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький цветок!
Здравствуй, легкий ветерок!
 Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!

– Молодцы!

А вот и четвертая станция: «Подарочна»

– Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей)

– Да, подарки получают на Новый год. Наш поселок строили буквально по крохам и следующая улица «Новогодняя». Эту улицу построили и заселили в новые дома жильцы, перед Новым годом. Как вы думаете, как ее назвали? Да, улицу назвали Новогодней. На этой улице был построен первый Дом культуры, а раньше называли его клуб.
– Скажите, а для чего нужен Дом культуры?
– В клуб собирались от мала до велика, здесь было и кино, танцы и вечера, концерты и спектакли.
– Ребята, а какие улицы вы знаете в нашем поселке? (Дети перечисляют улицы, на которых они живут).
– В нашем поселке много улиц – это главная улица Ленина, Юбилейная, Молодежная, Коммунистическая и т.д.
– Как вы думаете, почему Северную улицу назвали Северной?
– Конечно, каждая улица имеет свое название.

Пятая станция: «Маленькие строители».

– Представьте, что прошли года и вы стали взрослыми, и ваша профессия – строитель. Вы живете в поселке Алябьево. Сейчас вы сможете попробовать себя в роли строителей. Каждый из вас построит дом, дом своей мечты.
(Дети собирают дома из вырезанных фигур)

Станция шестая: «Загадкино».

– Алябьевцы с уважением относятся к памяти своих земляков. Одна из улиц поселка носит имя бывшего директора леспромхоза по фамилии Токмянина. А расскажет о нем, его правнучка, которая ходит в нашу группу – это Аня Сушенцева. (Рассказ Ани С.)

… Своего прадеда я не знаю. Я родилась через 22 года когда он умер. Его звали Анатолий Андреевич Токмянин. Когда появился поселок, он стал директором. У него было много друзей, его все уважали. Он любил свою работу, помогал людям. Когда прадед умер, ему было 48 лет. Через несколько лет в нашем поселке в его честь назвали улицу.

Воспитатель: На этой улице находится много зданий. (Воспитатель выставляет фотографии). Отгадайте, о каких зданиях идет речь.

  1. В этом доме трудятся врачи, чтоб болезни наши излечить.  (Больница)
  2. Любимое место ребят и девчат, здесь игрушки в ряд стоят. (Магазин)
  3. Здесь пошлю я письмо, чтоб дошло адресату оно. (Почта)
  4. А рядом откроет мама счет, и деньги ей переведут. (Сбербанк)
  5. Здесь люди трудятся для нас, чтоб лучше нам жилось сейчас. (Администрация)
  6. Чтоб быть выносливым и ловким, достигнуть можно тренировкой. (С/к «Звездный»)
  7. Здесь память героев мы чтим. И скорбно при этом молчим. (Памятник)
  8. Стоит дом, кто в него войдет, знания приобретет. (Школа)
  9. Что за дом – музыку услышишь в нем, пенье, танцы и кино удовольствие одно. (Дом культуры)

Итог занятия: Вот мы и прогулялись по улицам нашего поселка.

– Ребята, а от кого было письмо? (Старожил)
– А кто вас пригласил в путешествие по улицам поселка? (Швецова А.С.)
– Что узнали интересного о своем поселке?
– У Советского района юбилей, а как вы думаете, наш поселок тоже будет праздновать этот юбилей?
– Сколько лет исполняется району? (40 лет).

– Давайте послушаем песню, которую тоже написал житель нашего поселка В.П. Безносиков. А песня эта называется «Песня о Советском» (Звучит аудиозапись песни).