Конспект занятия по математике в средней группе "Парочка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Формировать умение выделять на основе сравнения признаки сходства и различия предметов, выражать их в речи.
  • Дать представление о парных предметах.
  • Закрепить умение сравнивать предметы по величине; счет в пределах 5, умение соотносить цифры 1-5 с количеством.
  • Продолжать учить детей общению, умению выбирать, договариваться как в парах, так и в малых группах.

Материал: игрушка-ветерок, конверт с картинками для игры «Федорка», 2 конверта с квадратами разными по величине синего и желтого цвета по 5 штук каждого цвета, силуэты носков и перчаток с не закрашенным рисунком, цветные карандаши. Игрушка зайца, изображения парных предметов: лыжи, ботинки, валенки, варежки и т.д. Грамзапись с шумом ветра.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог обращает внимание детей на шум в приемной комнате.

– Ребята, давайте послушаем, что за шум в приемной? (Это шум ветра). Давайте пойдем и посмотрим, что случилось, откуда там ветер.

Дети выходят в приемную, но в приемной тишина.

– А куда же делся ветер? (Высказывание детей)

Дальше педагог обращает внимание на то, что на столе стоит игрушка «ветерок».

– Наверно, ветер улетел, но оставил своего младшего братца, чтобы мы с ним поиграли. А мы знаем игру про ветер? Давайте пройдем в группу, выберем по считалке, кто у нас будет «ветерком» и поиграем с ним (Проводится логоритмическая игра «Цветы»).

Раз, два, три выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок прилетал,
Стебелёчки качал.
Влево качнулись,
Низко нагнулись.
Вправо качнулись,
Низко пригнулись.
Ветерок, улетай,
Стебелёчки не ломай.
Пусть они цветут, растут,
Людям радость принесут.
Дети сидят на корточках.
Руки вверх.

Ребенок с игрушкой «Ветерок» бегает м/д детьми.
Наклон тела влево.

Наклон тела вправо.

Грозят пальчиком.

Изображают раскрывшиеся лепестки цветка.

– Ребята, «ветерок» улетел, но оставил нам на столе какой-то конверт, вы не знаете, что в нем? (Ответы детей). Давайте посмотрим.

На стол выкладываются несколько парных картинок (две ложки, два кубика, две куклы и т.д.), и одна картинка без пары – «Федорка».
Картинки в парах чем-либо отличаются друг от друга, например, кубики – красный и зеленый, елочка – большая и маленькая, шарик – синий и красный и т.д.
Дети по очереди подходят к столу, формируют пару и обосновывают свой выбор.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один предмет «Федорка».
В группах с высоким уровнем детей игру можно усложнить, предоставив им возможность одну, и туже картинку включать в пары по разным признакам.

– Ой, ребята, а у нас на столах тарелочки лежат, а в них какие-то фигурки, давайте их рассмотрим? Что можно сказать об этих фигурах? (Это квадраты, они синего и желтого цвета и разного размера).
– А теперь возьмите все по одному квадрату, подойдите друг к другу и найдите себе пару – квадрат другого цвета, но такого же размера. Нашли себе дружочка? Теперь вас двое, вы пара.  Посмотрите друг на друга внимательно. Что вы видите у своего дружка по два? Слушать нам помогает пара ушей, на мир смотрит пара… глаз, рисовать или петь умеет пара… рук, ходит и бегает пара… ног.

Проводится игра «Парочка».

Есть две ножки, чтоб бежать,
Есть две ручки, чтоб махать,
Есть два глаза, чтобы видеть,
Есть два ушка, чтобы слышать.
Нос один, второго нет.
Ротик скажет всем «привет». 

– Как вы думаете, а что можно построить из квадратов, что у вас в руках? (Башню)
– Давайте разделимся на две команды. На команду желтых и зеленных и построим две башни.
– Как вы думаете, чтобы башня была устойчивее мы внизу какой квадрат выложим, наверное, самый маленький? (Нет, самый большой, а затем поменьше, еще меньше, еще меньше и самый маленький. Дети выкладывают башни на ковре).

После того как дети, построят башни им предлагается отдохнуть и сделать массаж рук «Строим дом».

Педагог.

Целый день тук да тук,
(похлопывание ладонью правой руки по левой руке от кисти к плечу)
Раздается звонкий стук.
(похлопывание ладонью по правой руке)
Молоточки стучат,
(поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти к плечу)
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
(похлопывание кулачком по правой руке)
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек,
(растирание правым кулачком левой руки круговыми движениями)
Этот домик для зайчиков,
(растирание кулачком правой руки)
Этот дом для девочек,
(быстро «пробежаться» пальчиками правой руки по левой от кисти к плечу)
Этот дом для мальчиков.
(«пробежаться» пальцами по правой руке)
Вот какой хороший дом,
(погладить ладонью левую руку от кисти к плечу)
Как мы славно заживем,
(погладить ладонью правую руку)
Будем песни распевать,
(скользящие хлопки ладоней друг о друга)
Веселиться и плясать.

Дальше педагог обращает внимание детей на то, что зайчонок какой-то грустный – он собрался на коньках кататься, а один конек найти не может. Педагог удивляется огорчению зайца.

– Разве нельзя на одном коньке кататься? Почему? (Нужно два конька).
– А чего еще не может быть по одному? (Лыжи, ботинки, носки, варежки и т.д.). Давайте походим по группе и найдем те предметы, которых не бывает по одному.

Воспитатель объясняет, что о таких предметах говорят «пара»: пара лыж, пара ботинок, пара варежек и т.д.

– Ребята, «ветерок» оставил нам еще один конверт, давайте посмотрим, что в нем? (В конверте находятся бумажные носочки и рукавички с не закрашенным рисунком).

Педагог раздает детям по одной перчатке и по одному носочку.

– Что вы заметили? (Что есть одинаковые рисунки на перчатках и носках и, что они не закрашены).
– Давайте найдем себе парочку, перчатку или носок с таким же рисунком. Сколько у нас получилось пар перчаток и сколько пар носков? (По три пары).
– А теперь давайте каждая парочка сядет за стол, договорится, как она будет закрашивать перчатки или носки и закрасит.
– Ребята, скажите, чем сегодня мы занимались, какая игра вам понравилась больше других.

В работе использовались логоритмические игры из сборников:

1. «Логоритмические занятия в детском саду» М.Ю. Картушина и Л.Г. Петерсон.
2. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Л.Г. Петерсон/Е.Е. Кочемасова, стр. 61.