Урок систематизации знаний " Вода – основа жизни на Земле"

Разделы: Химия


Тема: «Вода – основа жизни на Земле».

Класс: 10.

Технологические особенности: технология коллективного способа обучения.

Методика: взаимопередачи тем.

Система целей к уроку:

  • Общая дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний учащихся о воде, осмысление связей и отношений в изученных объектах.
  • Образовательная цель: создать условия для повторения, закрепления, коррекции знаний учащихся по теме:
    • знания: состав, строение, свойства, применение;
    • понимание: взаимосвязь строения вещества с его свойствами;
    • применение: использование принципа установления связей при применении вещества в народном хозяйстве;
    • обобщение: решение познавательных, экспериментальных и проблемных задач.
  • Развивающая цели:
    • создать условия для развития теоретического мышления, коммуникативных умений, грамотного химического языка, установление причинно-следственных связей;
    • прививать навыки самостоятельной работы, комментированного управления, адекватной самооценки;
    • подвести учащихся к пониманию глобальных экологических проблем современности, связанных с загрязнением окружающей среды;
    • формировать целостное восприятие окружающего мира.
  • Воспитательная цель: создать условия для формирования эстетического восприятия окружающего мира, сочетания научной и учебной литературы, химических явлений с изучаемыми объектами, чувство само и взаимоуважения в условиях работы в группах или парах, а также благодарности за результат учебного труда.

Планируемые результаты обучения:

  • Требования к усвоению теоретического учебного материала:
    • Знать виды химической связи, электронное, пространственное строение молекул неорганических веществ и их влияние на свойства.
    • Знать особенности строения атомов химических элементов и свойства образуемых ими соединений.
    • Уметь разъяснять причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ.
  • Требования к усвоению фактов:
    • Знать состав, строение, свойства изученного вещества.
    • Уметь объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами химические свойства воды и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
    • Знать о нахождении воды в природе и ее значении для живых организмов.
  • Требования к выполнению химического эксперимента:
    • Знать правила работы с неорганическими веществами и оборудованием.
    • Уметь практически определять некоторые показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
    • Уметь проводить лабораторные исследования, определяющие свойства воды.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок проблемных поисков.

Структура:

  • Организационный момент.
  • Подведение учащихся к основному этапу: актуализация ранее полученных знаний и умений, мотивация выполнения работы.
  • Обобщение знаний по блокам.
  • Защита материалов презентаций.
  • Обсуждение, взаимопроверка, коррекция ошибок.
  • Подведение итогов. Рефлексия.
  • Домашнее задание.

Содержание обучения: выделяем 4 элемента социального опыта:

  1. Знание о природе: нахождение в природе, получение воды, значение воды для живых организмов. Познание сущности окружающих явлений, физические и химические свойства воды. Применение воды.
  2. Общеучебные умения и навыки: умение работать с текстом; отвечать на вопросы; работать в парах, группах; делать выводы и фиксировать их; уметь записывать уравнения химических реакций, воспроизводить и моделировать химические формулы, работать с химическим оборудованием и реактивами, соблюдать технику безопасности.
  3. Опыт творческой деятельности: самостоятельный перенос ранее усвоенных  ЗУНов в новую ситуацию; умение самостоятельно находить проблему в привычной ситуации; умение самостоятельно видеть альтернативные варианты решений.
  4. Формирование адаптивной среды: создание психолого-педагогических условий через приемы, методы деятельности, систему коммуникаций, систему специальных заданий.

Формы организации деятельности:                           Методы обучения:

1. Индивидуальная.                                                      1.  Проблемный.
2. Парная.                                                                      2.  Описательно-иллюстративный.
3. Групповая.                                                                3.  Программированный.
4. Общеклассная.                                                           4. Эвристический.

Материально-техническое оборудование урока:

  • Раздаточный материал:  рабочие листы с вопросами и заданиями, карты самооценки и самоконтроля, таблицы.
  • Технические средства обучения: графопроектор, компьютер, мультимедийный проектор.
  • Химическое оборудование: набор реактивов, химическая посуда.
  • Информационные ресурсы: электронные презентации по теме.

Образовательные технологии:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения.
  2. Информационно-коммуникационная технология.
  3. Программированная технология.

Подготовка к уроку:

При подготовке к уроку были сформированы группы учащихся, проведена предварительная работа по этапам:

  • Формирование проблемы, выбор темы исследований учащихся.
  • Выдвижение гипотез решения проблемы.
  • Определение  творческого названия проекта.
  • Формирование групп для проведения исследования и определения формы представления результатов. Учащиеся делятся на группы по интересам.
  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально и в группах.
  • Обсуждение возможных источников информации.
  • Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Поиск группового соглашения.
  • Самостоятельная работа групп (учитель консультирует, помогает, направляет, координирует деятельность учащихся).
  • Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
  • Защита полученных результатов.
  • Оценивание результатов работы школьниками. Рефлексия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Подготовка учащихся к работе на уроке: взаимное приветствие учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности к уроку, организация внимания.

II. Подведение учащихся к основному этапу: актуализация знаний, мотивация выполнения работы.

Девиз урока: «В любом труде, в любом творенье – необходимо вдохновенье».

Учитель: Сегодня мы проведем мультимедийный интегрированный обобщающий урок. Он потребует от вас знаний, как химии, так и биологии, экологии. Его тему и цель мы определим несколько позже.
Человек.… У него огромное количество потребностей: «Мы все желаний никогда своих не умеряем, имея что-нибудь, мы большего желаем».
Если говорить о самых необходимых потребностях человека, то одной из главных является … вода. Потребности в ней растут стремительно. Система пресной воды на планете претерпевает острый кризис. Представим себе, что когда-нибудь этого вещества не будет.

Звучит голос за кадром, комментирующий слайды.

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать. Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

Дискуссия о последствиях, которые могут возникнуть в результате нехватки пресной воды для человека.

Значит уже сейчас, мы должны думать о том, как сберечь пресную воду на планете, снизить ее потребление.  Эта проблема является глобальной для человечества, так как по данным В.О.З. на нашей планете ежегодно от недостатка чистой воды погибает более 5млн человек, большинство из которых составляют дети.
Так что же такое вода для жизни человека?
Ответом на этот вопрос является формулировка темы урока. И сегодня мы постараемся обобщить и систематизировать знания ваши по данной теме.

III. Обобщение знаний по блокам

 Блок №1. Состав и строение молекулы воды

«Вода состоит из водорода и кислорода, её можно получить с помощью химической реакции», – утверждал великий Лавуазье.

Теоретическая часть: (эвристическая беседа)

  • Виды химической связи в веществе.
  • Электронное и пространственное строение молекулы воды.
  • Кристаллическая решетка воды.
  • Синтез и электролиз воды.

Практическая часть

  • Устройство приборов для синтеза воды / эвдиометра / и разложения воды электрическим током.

Решение задач:

а) Вывод химической формулы воды.
б) При разложении воды электрическим током образуются два газообразных вещества. Первое в 14,5 раза легче воздуха (его масса 0,178 г.), второе немного тяжелее воздуха и его масса 1,429 г. Выведите формулу данного соединения.
в) Задачи, иллюстрирующие объемные отношения газов при химических реакциях.

  • В сосуде находится смесь водорода и кислорода объемом 25 мл. В результате реакции между компонентами остался непрореагировавшим кислород объемом 7 мл. Определите объемную долю кислорода в исходной смеси, если все объемы приведены к одинаковым условиям.

  • Водород сожгли в избытке кислорода. Объем газовой смеси, приведенный к нормальным условиям, уменьшился на 240 мл. Определите исходный объем водорода. Объем рассчитать при нормальных условиях.

  • Объясните высказывание ученых средних веков и Лавуазье о составе воды.

Блок №2. Физические свойства воды

В кружева будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А, в сущности, только вода.

Теоретическая часть:

  • Зависимость физических свойств воды от строения молекул и химических связей.
  • «Аномальные» свойства воды.

Практическая часть: лабораторное исследование

  • Определить показатели, обеспечивающие благоприятные свойства воды: цвет, прозрачность, запах, кислотность.
  • Сравнить плотность льда и плотность воды.
  • Наблюдать переход воды из одного агрегатного состояния в другое.

Блок №3. Вода – растворитель

«Свойства воды во многом предопределяют свойства растворов», – утверждал Д.И.Менделеев.

Теоретическая часть: беседа

  • Растворение – физико-химический процесс.
  • Растворение твердых веществ, жидкостей и газов в воде.
  • Факторы, влияющие на растворимость веществ в воде.
  • Способы выражения количественного состава раствора.
  • Значение растворов в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Практическая часть: лабораторное исследование

  • Определить растворимость в воде некоторых твердых и жидких веществ.
  • На основе выполненных опытов, сформулировать понятия: растворы, суспензии, эмульсии.

Решение задач:

а) Решить задачи с использованием понятия « массовая доля растворенного вещества в растворе».

  • Рассчитайте массу соли, которая вводится в организм при вливании 353г.физиологического раствора, содержащего 0,85% по массе поваренной соли.
  • Для нейтрализации сернистого газа в выбросах промышленных предприятий используют 4%-ый раствор щелочи. Определите массу раствора, который можно приготовить из 40кг. гидроксида натрия.
  • Отчет по выполнению самостоятельной работы дома « Количественная характеристика растворов, наиболее часто используемых человеком в быту».

«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»

Леонардо да Винчи.

Блок №4. Химические свойства воды

«На речке превращений
Смотрели мы явления!
Пусть эти превращения
Дадут вам уравнения».

Теоретическая часть:

  • Вода – химически активное вещество.
  • Взаимодействие воды с простыми и сложными веществами.
  • Гидролиз – важнейшее свойство воды.

Практическая часть: лабораторное исследование

  • Опытным путем докажите, что вода вступает в химические реакции с оксидами щелочных и щелочноземельных металлов с образованием щелочей, и с кислотными оксидами, с образованием кислот.
  • Осуществите опытным путем превращения веществ, приведенные в цепочке превращений.

Ca (OH)2 <–– Ca ––> CaO ––> Ca (OH )2 ––> CaCO3 ––> CO2 ––> H2CO3

IV. Итоговые выводы

– Почему воду называют основой жизни на земле?
– Какую роль играет вода в жизни человека?
– Где человек использует воду?

Группа учащихся приготовила сообщения и знакомит с ними учащихся.

Темы сообщений:

1. Вода в живом организме.
2. Вода в промышленности.
3. Вода в сельском хозяйстве.
4. Вода в медицине.

Учитель: А теперь вернемся к нашей проблеме пресной чистой воды. Неужели мы будем спокойно ждать то время, когда ситуация с пресной водой, необходимой для жизни человека, станет катастрофической? Что вы можете предложить для сохранения водных ресурсов? Какие пути решения этой проблемы вы можете предложить?
Объединим ваши предложения следующей информационной моделью.

В классе были образованы три команды:

1. «Следопыты»
2. «Лаборанты экологи»
3. «Защитники природы»

Вы проделали большую работу и приготовили презентации своих проектов. Хотелось бы обратить ваше внимание, что по окончании презентаций должны прозвучать предложения по решению проблемы нехватки воды на планете. По  окончании презентации, вы можете задавать интересующие вас вопросы любой команде, а также оценивать работу каждой команды.

V. Презентации проектов учащихся

  • Презентации материалов проектов.
  • Обсуждение материалов презентаций.
  • Подведение итогов урока.
  • Оценка работы учащихся.

«Великая наука жить состоит в том,чтобы жить в будущем» 

Пифагор.

Учитель: Очень много можно говорить об этом уникальном веществе. Ученые до сих пор не разгадали все загадки воды, ее свойства и возможности применения. Возможно, это сделаете в будущем вы. Успехов вам в этом!

VI. Рефлексия

  • Учащиеся и учитель обсуждают реализацию поставленных целей урока и достижимость планируемых результатов обучения.
  • Ученики получают карты самооценки, самоконтроля и предложений, с помощью которых они анализируют и оценивают свою работу на уроке.

Карта самооценки

                     Класс _________              Фамилия __________________
Тема урока________________________

Вопросы

Знаю

Затрудняюсь

Не знаю

1. Каков состав молекулы воды, её электронное и пространственное строение?      
2. Какие виды химических связей в молекуле воды? Какова её кристаллическая решетка?      
3. Как осуществляется синтез и электролиз воды?      
4. Каковы физические свойства воды и как они зависят от строения молекулы воды и химических связей?      
5. Почему вода считается универсальным растворителем?      
6. Что такое раствор, суспензия, эмульсия?      
7. Как можно вычислить массовую долю растворенного вещества в растворе?      
8. С какими сложными веществами вступает в реакцию вода? Что при этом образуется?      
9. Что такое гидролиз?      
10.Почему вода является основой жизни на Земле?      
11. На каких свойствах воды основано использование её человеком?      
12. Каковы основные источники загрязнения воды?      
13. Какие способы очистки воды используются в промышленности и в быту?      

Карта самоконтроля и предложений учащихся

Тема урока Момент урока, вызвавший интерес Что не понравилось на уроке Моя личная активность по 5-ти бальной системе Моя оценка за весь урок
(1 – 5 баллов)
Мои предложения по уроку

Карта самоконтроля дает возможность понять «молчащего» ученика, проанализировать урок с его позиций, определить уровень его притязаний.

VII. Домашнее задание

  1. Составить программу по улучшению экологической обстановки водохранилища (источника питьевого водоснабжения села).
  2. Ответить на вопросы:

1. Вода – возобновляемый природный ресурс. Как вы это понимаете?
2. Почему в настоящее время говорят об истощении природных источников воды?
3. Во всех ли случаях процесс обессоливания воды вполне оправдан с экологической точки зрения? Ответ поясните.