Курс по выбору для 9 класса "Славные страницы истории родного города"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Программа курса по выбору «Славные страницы истории родного города» рассчитана для учащихся 9 классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Всего того, что формирует настоящих патриотов своей Родины. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить практические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами, учиться доступно и логично излагать собранный в процессе поиска материал.

Преподавание курса рассчитано на использование местного краеведческого материала, личных изысканий участников учебного процесса, воспоминаний и рассказов ветеранов войны и труда, лучших людей города, печатных источников о городе Агрыз и Агрызского района.

На курс отводится 15 часов. По окончанию курса учащиеся сдают зачет в форме реферата, выступают с сообщениями, защищают творческие проекты.

Рабочая программа разработана на основе требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ «Об образовании» №122 ФЗ в последующей редакции от 22 августа 2004 года.
  • Образовательный минимум содержания основного среднего образования (Приказ МО РФ от 19.05. 98.г. № 1276).
  • Примерные образовательные программы школ, гимназий, лицеев, рекомендованные и допущенные МО РФ.
  • Оценка качества выпускников начальной, основной, средней (полной) школы (Допущено Департаментом образовательных программ МО РФ).

По типу программа является развивающей. Назначение данной программы в том, чтобы учащиеся воспитали в себе осознанное уважение к культурному и историческому наследию своей «малой» Родины. Практическое значение программы – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них наблюдательности к окружающим явлениям, осознанное усвоение учащимися сложных вопросов истории.

Цели курса:

  • воспитание патриотизма и чувства гордости за прошлое родного города;
  • формирование интереса к прошлому родного города;
  • умение правильно разбираться в исторических событиях происходящих в родном городе и давать осмысленную аргументированную оценку этим событиям ;
  • представление объективной оценки экономического, политического и культурного развития родного города.

Задачи курса:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, пополнить знания учащихся по истории конкретными примерами из истории родного края;
  • способствовать практическому участию учащихся в жизни родного города;
  • воспитать чувство патриотизма, любви к малой родине.

Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющие практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
  • систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;
  • определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.

Организуемые виды занятий: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация, урок-презентация.

Учебно-тематическое планирование

Содержание обучения. Разделы. Тема Кол.часов Лекция Практика Формы проведения занятий Образовательный продукт
1 Моя семья, мои родные 1 1 лекция,
работа с документами
конспект, тезисы
2 Моя улица 1 1 урок-экскурсия, практикум исторический анализ
3 Агрыз в далеком прошлом. 2 1 1 урок-версия, практикум Конспект, презентация
4 История города в документах 1 1 лекция, практикум конспект
5 Агрызский край в годы революций 1 1 урок-экскурсия, лекция исторический анализ, конспект
6 Агрыз в годы Великой Отечественной войны 3 2 1 лекция, работа с документами, практикум конспект, исторический анализ
7 Восстановительный период…. 1 1 лекция, урок-исследование конспект, исторический анализ
8 История школы 1 1 практическая работа. Лекция, презентация
9 Современная история родного города 2 1 1 урок-исследование, практическая работа исторический анализ
10 Повторительно-обобщающий урок. 2 2 урок-конференция, защита проектов выставка рефератов, проекты

Содержание курса

Тема 1. Моя семья, мои родные (1 час)

Учащиеся должны изучить историю своей семьи. Узнать своих предков. Построить древо своей семьи. Оформить его красочно, суметь защитить среди своих сверстников. Рассказать о самых известных предках, членах соей семьи. Показать роль и значение семьи в своей жизни. Изложить все самое хорошее и значительное в рассказе.

Тема 2. Моя улица (1 час)

Учащиеся должны провести исследовательскую работу по истории своей улицы. Узнать как появилась улица. Как называлась в былые времена. Почему носит название современное. Что связано в городе с этой улицей. Какие самые важные события на улице оказали значительную роль на жизнь его жителей. Провести встречи с самыми интересными жителями улицы, описать их воспоминания. Написать эссе о своей улице.

Тема 3. Город Агрыз в далеком прошлом (2 часа)

Работая в школьной библиотеке и краеведческом музее ребята узнают о истории создания Агрыза. На занятии обсуждают историю прошлого города, знакомятся с обликом старого города, как преобразовывался он с годами, каким стал город в наши дни.

Тема 4. История города в документах (1 час)

Учащиеся в ходе посещения городского музея знакомятся с порядком хранения и работы с документами. Какие сведения хранятся об агрызцах в архивах. Знакомство с документами, представляющими особую ценность для истории города.

Тема 5. Агрызский край в годы революций (1 час)

Изучение истории города Агрыз в годы революции по материалам городского музея.

Тема 6. Город Агрыз в годы Великой Отечественной войны (3 часа)

Работа с материалами городской библиотеки. Особое внимание обращается на историю локомотивного депо. Вклад депо в укрепление обороноспособности нашей страны. Обстановка в депо и в городе в целом. Связь города и района, экономические достижения агрызцев. Перестройка города на военный лад. Вклад агрызцев в защиту Родины. Трудовые подвиги на производстве, в госпиталях, в хозяйстве. Герои агрызцы. Подготовка рефератов. Встреча с участниками Великой Отечественной войны.

Тема 7. Восстановительный период… (1 час)

Учащиеся по печатным изданиям проводят встречу с участниками тех далеких дел. Записать их рассказы и воспоминания. Оформить собранные материалы в буклетах или стендах.

Тема 8. История школы (1 час)

Учащиеся школы изучают по материалам музея историю создания учебного заведения. Современная жизнь школы. Собранные материалы в обобщенном виде оформить в школе.

Тема 9. Современная история родного города (2 часа)

Подготовка рефератов и сообщений о лучших людях города по выбору учащихся.

Тема 10. Повторительно-обобщающий урок (2 часа)

Подведение итогов о проделанной работе. Защита рефератов, сообщений, итогов поисковой работы проведенной учащимися в ходе изучения программного материала.

Литература:

  1. Агрызский край: исторические страницы под редакцией Г.Г.Гумерова. Казань, 2008.
  2. Герои татарского народа. И.Ф.Исмагилов. Казань, 2008.
  3. История татар. Р.Г.Фахретдинов. Казань, 1999.
  4. История населенных пунктов Агрызского района. Р.Ф.Марданов, И.Г.Хадиев. Казань, 2003.
  5. Книга памяти, том 19.З.Р.Валеева. Казань, 2007.
  6. Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны. З.И.Гильманов. Казань, 1977.
  7. //Журнал «Майдан» №6, 2008.
  8. //Журнал «Эл кыйбла» №5, 6, август, сентябрь, 2005.
  9. Материалы городского краеведческого музея

Приложение