Цель: ознакомление учащихся с произведением с использованием дополнительных источников информации.
Задачи: совершенствовать умение анализировать текст, совершенствовать навык беглого чтения, воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф.,
- иллюстрации зверей,
- энциклопедии,
- текст, скороговорки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
–Над какой темой мы сейчас работаем?
– А чем запомнились вам предыдущие герои из этой
темы?
– Назовите авторов произведений.
– Какое последнее произведение мы с вами
прочитали?
– Кто в этом рассказе о птицах и окружающей
природе думает, как о живом, а кто относится к ней
беспечно, не думая о последствиях?
– Кого вам напомнила капалуха? Чем?
– Как вы думаете, изменится ли отношение
мальчиков к природе после этого случая?
– Чему хочет научить нас автор этим
произведением?
– Сегодня мы продолжим наше знакомство с миром
животных.
3. Работа над темой урока
1) – Ребята, сегодня мы продолжим работу над полюбившейся нам темой. Мы знакомимся с новым писателем, певцом русской природы – И. Соколовым-Микитовым и его произведением. Каким, вы должны будете узнать сами.
2) Краткие сведения об авторе (сообщение учащегося)
3) Игра «Узнай меня!» (отрывки читают два ученика).
– Послушайте отрывки и узнайте героев нашего произведения.
«Меня всегда уважали люди и даже
преклонялись передо мной за мою
работоспособность и строительное искусство.
Если у меня случаются строительные неполадки, то
я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная, мы всегда живём
вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два
дня после рождения так и норовят выбраться из
гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня
замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и
сигнальное приспособление, и регулятор
температуры».
– О ком идёт речь?
– А чтобы убедиться, правы ли мы, разгадаем ещё и
ребус: ОБЫРБ – правильно – это БОБРЫ. А
сейчас ещё одно сообщение:
«У меня очень красивые глаза: большие,
бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея у
меня малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я шею
не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю
я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и
меня не так просто поймать. В опасности
никогда не теряю голову. У меня есть два
основных способа защита: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у
меня появляются три раза в год, такие пушистые и
хорошенькие. Первые – настовички, вторые –
летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают
листья. Узнайте, как их зовут?».
– Так кто же наши гости? Что вы знаете об этих животных: где живут? Чем питаются?
4) Работа над скороговоркой
– Герои приготовили нам разминку.
Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.
Прочитайте с интонацией:
- вопросительной,
- утвердительной,
- сердитой,
- весёлой,
- с ускорением,
- очень быстро.
5) Работа над текстом
– Итак, мы знакомимся с произведением И.Соколова – Микитова « Листопадничек». А чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.
Словарная работа.
Плотина, хатка, обглоданные, илом, штукатур, ходко
Чтение учителем и учащимися текста.
– А вопросы будут задавать зайчиха и Листопадничек.
1 часть – учитель (до слов прощайте).
– Как зовут маленьких осенних зайчат?
– Какая мечта была у маленького зайчика?
2 часть – ученик (до слов бежал, бежал…)
– Что произошло с малышом?
– Почему? (Пошёл за своей мечтой)
3 часть – инсценировка (до слов прыгай прямо в хатку).
Физминутка
4 часть – самостоятельное чтение (до слов можно замерзнуть).
– Понравилась ли малышу хатка бобров?
– А какие мысли пришли к нему потом?
5 часть – чтение цепочкой (до слов трудолюбивые).
– Почему же зайчонок остался?
6 часть – чтение в парах (до слов звать старых бобров).
– Как прошёл первый день Листопадничка у
бобров?
– Какого зверя увидел зайчонок?
7 часть – чтение «четвёрками» (группа по четыре человека).
– О чём вспоминал зайчик зимой?
– Как стали говорить о зайчишке?
Беседа
– Это сказка или рассказ?
– Жалел ли зайчик о том, что с ним произошло?
– Узнал ли малыш о чём-то новом, интересном?
– А как вы думаете, ребята, стоит ли отказываться
от своей мечты или нет? Почему?
4. Презентация литературы
– Мы с вами уже не раз говорили о том, что
писатели очень наблюдательные люди.
– А что же автор мог наблюдать, а что подсказали
ему воображение и фантазия? (Ответы детей)
– А могут ли зайцы плавать?
– Узнать очень многое о жизни животных вам
помогут книги, журналы «Юный натуралист»,
«Муравейник» и др. (Показ литературы)
5. Итог урока
– Ребята, а вам никакого героя не напомнил
Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).
– Почему и чем?
– А сейчас мы вместе с вами изобразим схему нашей
сказки. Вы должны выбрать нужные элементы:
– Мы познакомились со сказкой о животных И.Соколова-Микитова «Листопадничек».
6. Домашнее задание
– Перечитайте ещё раз всю сказку.
– Подготовьтесь к чтению по ролям.
– Придумайте продолжение приключений зайчика.