Открытый урок по литературному чтению для 3-х классов: "И. Соколов-Микитов "Листопадничек"

Разделы: Начальная школа


Цель: ознакомление учащихся с произведением с использованием дополнительных источников информации.

Задачи: совершенствовать умение анализировать текст, совершенствовать навык беглого чтения, воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • учебник «Родная речь» Климанова Л.Ф.,
  • иллюстрации зверей,
  • энциклопедии,
  • текст, скороговорки.

ХОД  УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

–Над какой темой мы сейчас работаем?
– А чем запомнились вам предыдущие герои из этой темы?
– Назовите авторов произведений.
– Какое последнее произведение мы с вами прочитали?
– Кто в этом рассказе о птицах и окружающей природе думает, как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?
– Кого вам напомнила капалуха? Чем?
– Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая?
– Чему хочет научить нас автор этим произведением?
– Сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.

3. Работа над темой урока

1) – Ребята, сегодня мы продолжим работу над полюбившейся  нам темой. Мы знакомимся с новым писателем, певцом русской природы – И. Соколовым-Микитовым и его произведением. Каким, вы должны будете узнать сами.

2) Краткие сведения об авторе (сообщение учащегося)

3) Игра «Узнай меня!» (отрывки читают два ученика).

– Послушайте отрывки и узнайте героев нашего произведения.

 «Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная, мы всегда живём вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

– О ком идёт речь?
– А чтобы убедиться, правы ли мы, разгадаем ещё и ребус: ОБЫРБ  –  правильно – это БОБРЫ. А сейчас ещё одно сообщение:

 «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея у меня малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я шею не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защита: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые – настовички, вторые – летнички и есть ещё третьи.
Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья. Узнайте, как их зовут?».

– Так кто же наши гости? Что вы знаете об этих животных: где живут? Чем питаются?

4) Работа над скороговоркой

– Герои приготовили нам разминку.

Бобры храбры идут в боры,
Бобры для бобрят добры.

Прочитайте с интонацией:

  • вопросительной,
  • утвердительной,
  • сердитой,
  • весёлой,
  • с ускорением,
  • очень быстро.

5) Работа над текстом

– Итак, мы знакомимся с произведением И.Соколова – Микитова « Листопадничек». А чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.    

Словарная работа.

Плотина, хатка, обглоданные, илом, штукатур, ходко

Чтение учителем и учащимися  текста.

А вопросы будут задавать зайчиха и Листопадничек.

1 часть – учитель (до слов прощайте).

– Как зовут маленьких осенних зайчат?
– Какая мечта была у маленького зайчика?

2 часть – ученик (до слов бежал, бежал…)

– Что произошло с малышом?
– Почему? (Пошёл за своей мечтой)

3 часть – инсценировка (до слов прыгай прямо в хатку).

Физминутка

4 часть – самостоятельное чтение (до слов можно замерзнуть).

– Понравилась  ли малышу хатка бобров?
– А какие мысли пришли к нему потом?

5 часть – чтение цепочкой (до слов трудолюбивые).

– Почему же зайчонок  остался?

6 часть – чтение в парах (до слов звать старых бобров).

– Как прошёл первый день Листопадничка у бобров?
– Какого зверя увидел зайчонок?

7 часть – чтение «четвёрками» (группа по четыре человека).

– О чём вспоминал зайчик зимой?
– Как стали говорить о зайчишке?

Беседа

– Это сказка или рассказ?
– Жалел ли зайчик о том, что с ним произошло?
– Узнал ли малыш о чём-то новом, интересном?
– А как вы думаете, ребята, стоит ли отказываться от своей мечты или нет? Почему?

4. Презентация литературы

– Мы с вами уже не раз говорили о том, что писатели очень наблюдательные люди.
– А что же автор мог наблюдать, а что подсказали ему воображение и фантазия? (Ответы детей)
– А могут ли зайцы плавать?
– Узнать очень многое о жизни животных вам помогут книги,  журналы «Юный натуралист», «Муравейник» и др. (Показ литературы)

5. Итог урока

– Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).
– Почему и чем?
– А сейчас мы вместе с вами изобразим схему нашей сказки. Вы должны выбрать нужные элементы:

– Мы познакомились со сказкой о животных  И.Соколова-Микитова «Листопадничек».

6. Домашнее задание

– Перечитайте ещё раз всю сказку.
– Подготовьтесь к чтению по ролям.
– Придумайте продолжение приключений зайчика.