Цели: познакомить детей с новой казахской сказкой. Научить пересказывать близко к тексту, последовательно составлять схему сказки помогающей при пересказе. Учить точно и веско подбирать пословицы, слова характеризующие поступки героев сказки и их характеры. Расширять знания детей о животных и птицах их внешнем виде и повадках.
Развивать умение, развернуто отвечать на вопросы по прочитанной сказке. Видеть образно - выразительные средства в данном произведении и использовать их в речи. Развивать память, мышление, логику, правильную речь детей.
Воспитывать доброту, умение работать в творческих группах, развивать сотрудничество, умение ценить и понимать других, любовь к народному творчеству.
Предварительная работа: заучивание пословиц и поговорок.
Материал: иллюстрации сороки и лисы. Карта - схема к сказке "Сорока и Лиса".
Словарная работа. Притворилась, моментально, проклятье, круча, восторг, разинутая пастью.
Рассмотреть с детьми иллюстрацию сороки и провести игру "Доскажи словечко"
Сорока (белобока)
Сорока (воровка)
Сорока (стрекотунья)
Сорока (вещунья)
Сорока (хлопотунья)
Сорока (трещотка)
Сорока (попрыгунья)
Сорока (любазнайка)
Сорока (летунья)
Дети рассматривают иллюстрацию лисы и отвечают на вопрос . Какая лиса? (рыжая, хитрая, предприимчивая, смекалистая, плутоватая, рыжеватая, красивая, меховая, пушистая, мягкая, гладкая).
Сейчас вы услышите казахскую народную сказку, а как она называется, вы догадаетесь сами.
(посередине иллюстраций ставится буква "и" и дети читают). "Сорока и лиса".
Совершенно верно сказка называется "Срока и лиса". Это казахская народная сказка.
Слушайте внимательно эту сказку, мы её будем пересказывать.
СОРОКА И ЛИСА.
Увидела как - то раз Лиса Сроку и притворилась мертвою. Сорока спустилась с дерева и села на Лису. И чтобы убедиться в том, что Лиса мертва, она пересела ей на голову, а потом перешагнула на морду. Лиса моментально схватила Сороку за ногу. Заплакала горько Сорока.
-О моя Сорока! О чем ты так плачешь? - спросила Лисица. В детстве меня всегда ругали родители. Они желали, чтобы меня схватила Лиса, подняла на высокую гору и сбросила бы оттуда так, чтобы на каждом камне я оставила по клочку своего мяса и перьев. Теперь проклятье их исполняется: я схвачена тобою, - продолжила рыдать Сорока.
Лиса решила выполнить волю родителей Сороки. Она поднялась на самую высокую кручу и сбросила оттуда Сороку. Сорока в восторге захлопала крыльями и улетела.
Лиса с разинутой пастью осталась на месте.
После чтения сказки "Сорока и Лиса" воспитатель проводит беседу по содержанию.
Что, сделала лиса, увидев сороку? (увидев сороку лиса, притворилась мертвою)
Как поступила сорока, чтобы убедиться, в том, что лиса мертвая? (сорока спустилась с дерева и села на лису, она пересела ей на голову, а потом перешагнула ей на морду).
Что случилось с сорокой? (лиса моментально схватила сороку за ногу и заплакала горько сорока)
О чем рассказывала сорока плача? (в детстве меня всегда ругали родители. Они желали, чтобы меня схватила лиса, подняла на высокую гору и сбросила бы оттуда, чтобы на каждом камне я оставила по клочку своего мяса и перьев. Теперь проклятье их исполняется.)
Что решила сделать лиса? (лиса решила выполнить волю родителей сороки).
Как лиса выполнила волю родителей сороки? ( лиса поднялась на самую высокую кручу и бросила от туда сороку).
Чем закончилась сказка? (сорока в восторге захлопала крыльями и улетела)
Можно, ли здесь сказать, что лиса хитрая, плутовка? (нет). А почему?
А кому в этой сказке подходят эти слова? (сороке) почему этими словами можно охарактеризовать сороку?
Воспитатель выразительно читает сказку еще раз и предлагает детям составить последовательно схему этой сказки (рисунок № 1) договориться, кто будет пересказывать начало сказки, кто середину, а кто конец (дети составляют схему сказки и пересказывают с опорой на схему).
Умеющим читать детям воспитатель предлагает подобрать предложения соответствующие схеме сказки и приклеить на схему. (дети выбирают предложения и приклеивают).
Предложения.
1. Увидела как - то раз Лисица Сороку и притворилась мертвой.
2. Лисица моментально схватила сороку за ногу. Заплакала горько сорока.
3. Они желали, чтобы меня схватила лисица, подняла на высокую гору и бросила бы от туда так, чтобы на каждом камне я оставила по клочку своего мяса и перьев.
4. Она поднялась на самую высокую кручу и бросила от туда сороку.
Сорока в восторге захлопала крыльями и улетела
А сейчас вспомните пословицы и подберите те, которые характеризуют поступки и характеры героев казахской народной сказки "Лиса и Сорока"
Дети говорят пословицы и объясняют к поступкам каких героев они относятся.
Пословицы.
"Беда ум родит".
"Иди через огонь и воду - другого к цели нету ходу"
"Без муки нет науки".
"Умел ошибаться умей поправляться".
"За глупой головой и ногам плохо".
"Сам себя губит, кто других не любит".
"И сила уму уступает".
"Ум без разума беда".
"Близок локоть, да не укусишь".
"Велика голова, да мозгу мало".
Итог занятия. Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?