Цель: закрепить неформальные знания учеников по теме “Простые механизмы” в процессе решения специально подобранных заданий. Убедиться, что простые механизмы очень часто встречаются в нашей жизни.
Оборудование: рычаг, блоки, 2 цилиндра (алюминиевый и железный), динамометр, грузы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с кубиками (у учащихся на столе кубики ; на каждой грани кубика - физическая величина: V, m, А, F, s, t). Учитель называет физическую величину.
Показать на кубике названную величину, назвать единицу измерения и прибор для измерения данной величины.
III. На доске записаны формулы.
Найти ошибки в формулах (если они есть).
IV. На столе у учителя: ножницы, кусачки, клещи, пассатижи, гаечный ключ.
Вступительное слово учителя: “У меня на столе много различных предметов. Многим из вас они знакомы, они есть у вас дома. Все они служат для того, чтобы помогать человеку совершать работу. А именно знания по физике позволили человеку их создать и правильно использовать. Сегодня мы повторяем тему “Простые механизмы” и решаем задачи по данной теме.
V. Фронтальный опрос.
- Что такое простые механизмы?
- Перечислите простые механизмы? Для чего они нужны?
- Работает ли простой механизм?
- Приведите примеры применения простых механизмов.
- Объясните своими словами смысл выражения “получить выигрыш в силе”.
- Сформулируйте “золотое правило” механики. Почему оно “золотое”?
- Сколько подвижных блоков нужно взять, чтобы получить выигрыш в силе в 8 раз?
- Сколько неподвижных блоков нужно взять, чтобы получить выигрыш в силе в 2 раза?
- Может ли КПД простого механизма быть больше 100%?
- На рычаг действует сила 5 Н. Плечо силы 0,5 м. Чему равен момент этой силы.
VI. Решение задач/
На доске – схемы рычагов:
Рисунок 1
Задание: на приведенных схемах рычагов укажите плечи действующих на них сил, обозначив их буквами l1 и l2. (один человек у доски, остальные в тетрадях).
- Найдите ошибки в изображении рычагов, находящихся в равновесии (работа по карточкам).
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
- Двое открывают дверь с двух сторон. Кому легче? (вид сверху)
Рисунок 5
- Какую из наклонных плоскостей вы использовали бы для подъема очень тяжелого груза: А или В? Почему?
Рисунок 6
- Будет ли рычаг находиться в равновесии?
Рисунок 7
Давайте проверим: на столах у вас рычаг и 2 цилиндра: алюминиевый и железный.
Что же нужно добавить на рисунке, чтобы не было сомнений? (указать массу).
- Решаем задачу в тетрадях:
На концах рычага первого рода действуют силы 2Н и 18 Н длина меньшего плеча 10 см. Определите длину большего плеча? Рычаг находится в равновесии. Начертите рычаг, укажите плечи, силы, точку опоры и решите задачу.
- По рисунку составьте задачу и решите ее самостоятельно.
Рисунок 8
После решения проверьте с помощью рычага полученный результат.
VII. Экспериментальное задание.
Для каждого выданного инструмента определите выигрыш в силе. Запишите в тетради результат.
(каждому ученику выдается инструмент из тех, которые находятся на столе учителя).
- На доске решаем задачу: чтобы “перекусить” проволоку, требуется сила 20 Н. Какое усилие нужно приложить к ручкам клещей? Длины плеч возьмите из экспериментального задания.
- Задача по рисунку:
Рисунок 9
Каково назначение блока А и блока Б. С какой силой тянет веревку рабочий? Вес груза 400 Н. Вес блока не учитывать. Рабочий поднял груз на 1 м. На сколько пришлось при этом опустить свободный конец веревки?
- Определите силу, которую вам нужно приложить, чтобы поднять груз весом 4 Н с помощью подвижного блока? Считаем устно. Затем проверяем результат с помощью подвижного блока (на столах у каждого). Почему получилось больше 2 Н? (надо учитывать вес блока).
- Письменная работа “Веришь – не веришь”.
Учитель читает несколько утверждений. Если они верные (ученик верит), то в тетради пишут слово – “да”, если не верные – “нет”.
Использование подвижного блока |
|
Ответы на доске, проверяем:
- нет
- да
- нет
- нет
- нет
- да
- нет
Расскажите по рисунку, почему руки мы называем “рычагами наоборот”?
Рисунок 10
VIII. Выполнение теста [1].
Рычаг. Блок. КПД механизма.
1. Какой простой механизм изображен на рисунке?
Рисунок 11
а) рычаг
б) неподвижный блок
в) подвижный блок
г) наклонная плоскость
2. Рычаг находится в равновесии под действием двух сил. Сравните эти силы, если l1=l2
а) F1=F2
б) 2F1=F2
в) F1=2F2
г) F1=4F2
3. К телу с закрепленной осью вращения приложена сила 20 Н. Момент силы равен 2 Н·м. Чему равно плечо силы?
а) 10 м
б) 1 м
в) 10 см
г) 20 см
4. Какой выигрыш в силе дает система блоков, изображенная на рисунке?
Рисунок 12
а) выигрыш в силе в 4 раза
б) не дает выигрыша
в) проигрыш в силе в 4 раза
г) выигрыш в силе в 2 раза
5. Подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза. Дает ли он выигрыш в работе? Трение отсутствует.
а) дает выигрыш в 2 раза
б) не дает ни выигрыша, ни проигрыша
в) дает проигрыш в 2 раза
г) дает проигрыш в 4 раза
6. Какое из перечисленных ниже утверждений является определением КПД механизма?
а) произведение полезной работы на полную работу
б) отношение полезной работы к полной работе
в) отношение полной работы к полезной
г) отношение работы ко времени, за которое она была совершена
Дополнительная задача: Если рычаг первого рода находится в равновесии при действии на него трех сил, то выполняется следующее условие: М1 + М2 = М3 или F1l1 + F2l2 = F3l3. Проверьте это условие с помощью рычага у себя на столе.
Рисунок 13
IX. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание: № 795, 752, 771 (сборник задач по физике; авт. Лукашик).
Литература
1. С.Е. Полянский “Поурочные разработки по физике” (тест).