Работая по методике обучения средствами субъективизации я поняла, что она однозначно дает высокий результат обучения. Дети, обучающиеся по данной методике уже к концу 1 класса нестандартно и чётко мыслят. С удовольствием, обоснованно и аргументировано строят свою речь. Учащиеся пребывают в атмосфере увлекательной и поисковой деятельности на каждом уроке.
В качестве примера я хочу предложить вам урок русского языка во 2 классе по теме “Предложение”(урок обобщение)” (учебник Т.Г. Рамзаева “Русский язык”, 2 класс, 1 часть), проведённый средствами субъективизации.
Урок русского языка традиционно начинаю с мобилизующего этапа, на котором использую текстовые логические упражнения, позволяющие с первых минут урока вовлечь детей в работу над темой.
Уч-ль: (читает текст логического упражнения) Жители деревни посадили картофель, огурцы, капусту. Огурцы росли в теплице. Картофеля не было на огороде. Какие овощи росли на огороде, в поле, в теплице.
Один из учеников повторяет текст логического упражнения и делает умозаключение.
Уч-к: Жители деревни посадили картофель, огурцы, капусту. Огурцы росли в теплице. Картофеля не было на огороде. Значит,на поле росла капуста. В поле рос картофель, В теплице – огурцы.
Уч-ль: Учитывая то, из каких единиц речи состоит текст логического упражнения, сформулируйте тему урока.
Уч-к: Текст логического упражнения состоит из предложений, значит, тема урока “Предложение”.
Уч-ль: Отталкиваясь от темы поставьте цель урока, учитывая, что это последний урок по данной теме. Пользуйтесь опорными словами, записанными на доске.
У доски выставлены карточки со словами:
- обобщить …
- закрепить …
Уч-к: Цель урока: обобщить всё, что мы знаем о предложении. Закрепить умение составлять предложения, писать его.
Уч-ль: Приступаем к реализации первой части цели урока. Расскажите, что вы знаете о предложении.
( Учитель спрашивает двух –трёх учеников)
Уч-ль: Следующий этап урока –минутка чистописания.
Букву, над написанием которой мы будем работать на минутке чистописания вы найдете в словах нашего логического упражнения. Родовое понятие этих слов- овощи. Они росли в поле и на огороде. Буква обозначает в этих словах парный глухой твердый согласный звук и расположена в первом слоге обоих слов.
Уч-к: На минутке чистописания мы будем писать букву к . Она находится в первом слоге слов картофель и капуста. Это овощи. Буква к в словах картофель и капуста обозначает глухой твердый согласный звук.
На доске: к кр кя кн кл ок
Уч-ль: На что нужно обратить внимание при написании строчной буквы к.
Уч-к: При написании строчной буквы к нужно обратить внимание на то, что буква к пишется наклонно, с отрывом.
Уч-ль: Напишите половину строки буквы к в тетради.
Уч-ль: Посмотрите на соединение буквы к с другими буквами алфавита (образец на доске). Составьте цепочку, в которую входили бы буква к и другие буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки. Запишите свою цепочку или ту, которую предложили твои одноклассники.
(В тетради записывается одна из цепочек)
Уч-ль: Продолжим работу над темой урока. Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Оно есть в тексте нашего логического упражнения и является одним из названий овощей. В этом слове все согласные звуки парные глухие твердые.
Уч-к: Мы познакомимся с новым словарным словом капуста. Оно есть в тексте нашего логического упражнения. Капуста –это овощ. В слове капуста все согласные звуки парные глухие твердые.
Уч-ль: Как вы понимаете лексическое значение слова капуста?
(Дети дают объяснение значения слова. Учитель поясняет, что слово капуста – огородный овощ.)
Уч-ль: (Зачитывается историческая справка)
На Руси капуста появилась в XII веке. Её привезли из южных стран. У русского народа этот овощ быстро стал одним из наиболее любимых. В старину капусту не только употребляли в пищу, но и лечили ею кашель, насморк, головную боль. Слово капуста образовано от латинского капут, что означает голова, начальник. Действительно, по форме капуста напоминает голову.
Уч-ль: Объясняется орфографическое написание слова капуста. Дети записывают его в словарик.
Уч-ль:Сформулируйте задание, которое мы можем выполнить со словом капуста, ориентируясь на тему урока.
Уч-к: Со словом капуста мы можем составить предложение.
Уч-ль: Какой частью речи является слово капуста.
Уч-к: Капуста – это имя существительное.
Уч-ль: Какую часть речи нужно добавить к имени существительному, чтобы получилось предложение?
Уч-к: Чтобы получилось предложение, к имени существительному нужно добавить глагол.
Уч-ль: Добавьте к слову капуста глагол и назовите предложение.
Уч-к: Капуста растет.
Уч-ль: Распространите составленное предложение, вводя в него словосочетание.
Уч-к: Капуста растет на большой грядке.
Уч-к: Капуста растет на большой грядке в соседнем огороде.
(Дети предлагают различные варианты предложений. Одно из них записывают в тетради).
Уч-ль: Какое предложение по цели высказывания вы записали?
Уч-к: Это повествовательное предложение, потому что в нем содержится информация.
Учитель задает дополнительные вопросы:
- Как растет капуста?
- Где растет капуста?
- Каких размеров капуста?
Физкульминутка.
Ребята, если я назову слово, то вы делаете повороты. Когда я произнесу предложение – приседаете. Учитель произносит задание:
Красный, зреет помидор, зеленый, растет огурец, душистый, вьется горох, зеленеет лук, горький.
Уч-ль: Продолжим работу над темой урока. На доске появляется слайды(можно использовать карточку для каждого ученика)
Карточка
1.
- Салат и огурцы повышают аппетит.
- Горох и фасоль называют растительным мясом.
- Чем полезна человеку капуста?
2.
- Из чего состоят огурцы?
- Какой формы бывают огурцы?
- В капусте много белков и витаминов.
3.
- Огурцы солят и маринуют.
- Чеснок защищает и лечит от болезней.
- Ешь больше капусты.
Уч-ль: На (слайде) карточке записаны группы предложений. Сформулируйте задание, которое можно выполнить с каждой группой предложений.
Уч-к: Из каждой группы предложений можно выделить одно из них.
Уч-ль:Выделите одно из предложений, исключив его по нескольким признакам одновременно.
Уч-к: Из первой группы предложений можно исключить предложение Чем полезна капуста?,потому что первое и второе предложения повествовательные, а это предложение вопросительное. В первом и втором предложении есть по два подлежащих.В первом предложении салат и огурцы. Во втором предложении горох и фасоль. А в выделенном предложении одно подлежащее- капуста.
(Аналогично проводится работа над второй и третьей группой предложений)
Уч-ль: Запишите выделенные предложения по порядку их выделения (Ученики записывают)
Уч-ль: Можно ли считать написанное текстом ? Почему?
(Учащиеся дают доказательный ответ)
Уч-ль: Наш урок подошел к концу.
- Что мы должны сделать?
Уч-к: Подвести итог урока.
Уч-ль: Знания по какой теме мы обобщали сегодня на уроке?
- О чем говорили?
Рефлексия.( На доске прикреплен рисунок с изображением корзины).
У детей на партах лежат рисунки капусты зеленого и фиолетового цвета.
Уч-ль: Урок подошел к концу. У кого на уроке всё получилось – прикрепите к корзине рисунок с зеленой капустой. А у кого что-то не сложилось – с фиолетовой.
В корзине рисунков с фиолетовой капустой не было.