Урок изобразительного искусства с элементами ИКТ: "Города земли русской"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Обучающая: учить работать с бумагой, формировать навык вырезания по заданному шаблону и без него способом складывания, а также учить работать с интерактивной доской.
  • Развивающая: развивать творческие способности учащихся: пространственное мышление; чувство прекрасного; интеллектуальные способности на уровне анализа и синтеза основных понятий; воображение, любознательность, наблюдательность, сообразительность.
  • Воспитательная: воспитывать уважение к памятникам архитектуры, воспитывать коммуникативные качества: умение слушать и прислушиваться к мнению других, воспитывать художественный вкус.

Задачи: уметь сравнивать и находить различия в архитектурных ансамблях русских городов, развивать навык конструирования из бумаги плоскостных композиций, формировать культуру общения.

Оборудование: ТСО: программное обеспечение(Nero 7, PowerPoint, Winamp), компьютер, доска, интерактивная доска, мел, магнитофон.

Зрительный ряд: выбранные из электронной библиотеки слайды с репродукциями художников об архитектурных памятниках: Москвы, Новгорода, Ростова; фотографии из Интернета архитектуры городов, нарисованные в компьютерной программе карточки-задания конструкций соборов, кремлей, соборов.

Литературный ряд: цитаты об архитектуре, стихотворение о Московском Кремле М. Ю. Лермонтова, стихотворные строчки о самой Москве.

Музыкальный ряд: фрагмент видеофильма с колокольными перезвонами, В.А.Моцарт "Из вечери для торжественной церковной церемонии", А.Бородин Хор "Слава" из оперы "Князь Игорь".

Для учащихся: белая бумага, ножницы, клей, картон, заранее приготовленные на листах ватмана пейзажи.

Задание: вырезание из бумаги геометрических элементов архитектурных сооружений Москвы, Ростова, Новгорода с учётом данного композиционного решения и монтирование их на общее коллективное панно.

Чем дольше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер

Ход урока

1. Орг. момент.

На фоне показа видеофильма с изображение куполов храма, звучит колокольный перезвон.

-Церковный перезвон пахнет стариной нашей, русской древностью. Голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека, он неотделим от городов русских.

Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня на уроке нам подобно великим путешественникам, предстоит большое увлекательное путешествие по городам русской земли. Оно поможет нам встретиться с древними памятниками зодчества - настоящими музеями архитектуры Москвы, Новгорода, Ростова Великого.

А отправимся в путешествие мы, как вы думаете на чём? Чтобы попасть в прошлое мы с вами должны придумать машину времени. Учитель на доске рисует машину времени. После этого идёт видео ролик с машиной времени, но звук вдруг резко обрывается.

-Какая беда! Машина не заводится, а заведётся в том случае, если мы с вами ответим правильно на вопросы.

2. Актуализация опорных знаний.

Идёт работа с интерактивной доской. Детям предлагается ответить на вопросы теста и найти правильный ответ:

Архитектура это:

1). Вид изобразительного искусства, произведения художников, которые создаются с помощью цвета.

2). Зодчество, строительное искусство, искусство проектировать и строить, создание для людей удобной и красивой среды обитания.

3). Вид изобразительного искусства, основанный на принципе объёмного трёхмерного изображения.

Кремль - это:

1). Культовое здание, в котором происходят религиозные обряды.

2) . Крупный христианский храм, где богослужение совершает служитель высокого ранга.

3). Общественный и административный центр древнерусского города, обнесённый крепостной стеной.

После отгадывания теста снова идёт видео ролик с машиной времени.

3. Изучение нового материала.

Начинается показ слайдов о Москве. В это же время учитель зачитывает стихотворные строки о Москве:

Город чудный, город древний, ты вместил в свои концы
И посады и деревни, и палаты, и дворцы.
Опоясан лентой пашен, весь пестреешь ты в садах!
Сколько храмов, сколько башен на святых твоих холмах!

- О каком городе идёт речь?

- Ученица читает стихотворение о Москве:

Нет тебе на свете равных стародавняя Москва
Блеском дней, во веки славных,
Будешь ты всегда жива.
Град, что строил Долгорукий посреди глухих лесов
Вознесли с любовью внуки выше прочих городов.

Идёт показ слайда с изображением Московского кремля.

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда летит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь белеет башня-великан.

-На какие геометрические фигуры похожи башня, стена кремля? Учитель работает на интерактивной доске, обводя маркером архитектурные элементы.

При стихотворных строках и рассказе учителя идёт показ на проекторе фотографий и репродукций с видами Москвы.

Московский Кремль- символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, который складывался на протяжении многих столетий. Прежде всего, это сама крепость, мощные стены и башни которой определяют панораму Москвы.

Для русской каменной архитектуры типично было сочетание красного цвета с белым. Красный резной кирпич, белый резной камень, многоцветная поливная черепица, позолоченная медь сочетаются в башне удивительным образом.

На территории Кремля расположены златоверхие храмы, величественные дворцы и парадные административные здания.

-А какой собор поднялся у стен Кремля на Красной площади?

Он рвётся ввысь, торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылён,-
Для бога он иль не для бога строен,
Но человеком был, воздвигнут он.

- Правильно, это собор Василия Блаженного или Покровский собор.

- Каковы ваши впечатления? (ответы детей)

Построил собор талантливый русский зодчий из Пскова - Барма Постник.

Построен он был в1155-1561 г. В память покорения Казани.

Пёстрый и затейливый собор кажется волшебным и причудливым. Его купола прекрасны, как победоносная рать, и сияют, как слава. Храм построен больше для красоты, чем для молитвы. Островерхий шатёр, большие и маленькие храмы, сросшиеся в " куст", сравнивают с гигантским растением, группой скал. Храм Василия Блаженного - это единство красоты, силы и славы народа.

-На какие геометрические фигуры похожи купола собора?

После собора показывается слайд с изображением Московской церкви. Детям задаются вопросы о сравнении архитектурных элементов с геометрическими фигурами.

-А какие художники изображали виды нашей столицы? Детям заранее предлагалось это домашнее задание. Дети отвечают, произнося фамилии художников, это: Алексеев Ф.Я., Куинджи А. И., Васнецов А.М.Одновременно идёт показ на доске репродукций художников.

Затем проводится физкультминутка.

Подними ладони выше и сомкни над головой.

Что же вышло? Крыша вышла. А под крышей мы с тобой.

Подними ладони выше и сомкни над головой.

Что же вышло? Мостик вышел. Мостик ровный и прямой.

Подними ладони выше и сомкни над головой.

Что же вышло? Домик вышел. Домик сказочный такой.

-Заводим нашу машину времени. Идёт сюжет видеоролика.

Появляется на доске слайд с изображением города Новгорода.

Перед вами кремль древнего Новгорода. Каким он вам показался?

(ответы детей: архитектурные сооружения суровые, могучие, величественные).

Новгород возник как город - крепость и долгие века служил защитником земли русской. В Новгороде был возведён каменный кремль, выдающийся памятник отечественного искусства. Он был воздвигнут в 1221 году.

- Чем отличается Новгородский кремль от Московского кремля?

(Дети отвечают: формой, цветом, декором.)

В начале 13 века в кремле были возведены 2 белокаменных собора с богатым резным убранством. Один из них - Софийский собор (показ слайда на доске). Уже в 13 столетии сложилось особое отношение к храму, как символу города: " Где святая София, там и Новгород". В облике храма чувствуется некая сдержанность, граничащая с суровостью, масштабность помыслов и мощь, строгость форм и компактность объёмов.

- В чём отличие собора Василия Блаженного и Софийского собора?

Один из замечательных памятников древней Руси - церковь Спаса Нередицы. Обратите внимание на размеры церкви, на неровную поверхность стен, на скошенные углы, на форму расположения окон, на всю простоту архитектурного облика. При крайне скромных размерах она воспринимается как монументальное и внушительное сооружение. Нередица с её земной простотой кажется живой формой самой природы.

- В чём отличие Новгородской церкви от церкви Московской?

Детьми даются ответы.

-Какие художники изображали Новгородскую архитектуру?

Идёт показ слайдов с репродукциями художников.

Отправляемся на нашей машине времени дальше в другой город. Машина не заводится, нам нужно выполнить задание, чтобы машина завелась.

- Фрагмент, какого собора здесь представлен? (Софийского).

Дети называют правильный ответ. После этого идёт сюжет видеоролика с машиной времени.

Мы приземлились в Ростов Великий. Идёт показ слайдов.

Ростов когда-то был самым крупным городом на северо-востоке Руси. Вот перед вами Ростовский кремль. Чем он отличается от предыдущих кремлей?

(Ответы детей).

В 991 в Ростове был заложен кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор можно назвать ровесником Российского государства. Чем отличается Успенский собор от Софийского в Новгороде и Покровского в Москве?

Ответы детей.

Златоглавая церковь Спаса на Сенях - одно из интереснейших сооружений кремля. Она как бы устремляется ввысь, что подчёркнуто обработкой её фасадов треугольными щипцами и единственной главой.

-А вы заметили, какие разные у соборов и церквей купола? (по форме напоминающие луковицу, другие похожи на шлем, высокие остроконечные пирамиды, которые называются шатрами).Идёт показ слайда с изображением разных куполов, детям предлагается упражнение по определению формы куполов.

- Как называется в искусстве соразмерность, одинаковость в расположении частей чего-нибудь по обе стороны от середины?

-Да, это симметрия.

-Что ещё вы можете назвать симметричным? Какие архитектурные элементы вам известны? Ответы детей: арка, колонна, свод. Эти элементы дети могут изобразить на интерактивной доске.

-А скажите ребята, какие геометрические фигуры вы знаете? Ответы детей: куб, цилиндр, шар, пирамида, параллелепипед. С ответами детей на доске появляются изображения этих фигур. Сейчас вам предстоит выполнить задание, из каких геометрических форм состоит это здание?

На интерактивной доске появляется изображение архитектурной постройки из геометрических фигур. Дети перечисляют, из каких форм состоит эта конструкция.

4. Закрепление

Закрепляющий тест на сравнение архитектурных сооружений кремля, собора, церкви Москвы, Новгорода. Ростова. (Приложение)

-А сейчас вам самим предстоит создать архитектурное сооружение: собор, церковь, кремль Москвы, Новгорода или Ростова, используя полученные знания.

5. Практическая работа

Дети работают по группам, создавая архитектурные ансамбли (для данного задания выдаются учителем некоторые шаблоны геометрических фигур, из которых надо составить архитектурное сооружение). После этого собор. Церковь или кремль необходимо поместить на заранее подготовленный пейзаж, в результате получатся три панно, с Московской, Новгородской и Ростовской архитектурой.

Перед работой даётся инструктаж по технике безопасности.

Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение великих русских композиторов. После выполнения работы идёт защита данных композиций.

Итог урока:

- Вот и закончилось наше путешествие на сегодня, но нам ещё предстоит полетать на машине времени и побывать не только в городах нашей большой страны, но и окунуться в мир культуры и искусства других стран мира и помните: всю старину мы должны тщательно охранять не только как памятники искусства, но и как памятники быта и жизни древних времён.

До скорого путешествия! До свидания!