Социально-педагогические технологии жизненного самоопределения подростков

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


В своей жизни человек выступает, с одной стороны, как продукт биологической эволюции, с другой стороны, - это продукт и субъект общественных отношений со своими индивидуальными особенностями. Человек как личность отражает всю совокупность его социально-психологических качеств, которые формируются в различных видах общественной деятельности. Поэтому человек выступает как творец создания всех материальных и духовных благ, удовлетворяющих не только его биологические, но и социальные потребности в независимом, сознательном социальном выборе, в способности реализовать себя в других людях.

Социальные потребности приобретают свою актуальность в подростковый период. Подростковый период выступает как социально-психологическое явление, которое характеризуется конкретными обстоятельствами развития общества и качественными изменениями в формировании самосознания, становления личности подростка. Процесс развития самосознания подростка происходит на разных уровнях, которые отражены в последовательных стадиях становления личности: признание самостоятельности в 9-10 лет; развёртывание потребности в общественном признании в 12-13 лет; осознание своей приобщности, активный поиск путей развития предметно-практической деятельности в 14-15 лет. На данных стадиях происходит осознание подростком себя в системе общественных отношений, реализация потребности в самоутверждении, в самосовершенствовании.

В современных условиях помочь подростку осознать себя общественно значимым существом могут социально-педагогические и дидактические технологии. Данные технологии успешно применяются и в социально-педагогической деятельности, и в обучении, и в личной практике классного руководителя, помогают наиболее полно раскрыть картину личностного самоопределения человека.

Отношение к самоопределению начинает проявляться уже в младшем подростковом возрасте, формируется и включается в Я-концепцию на рубеже подросткового и юношеского возраста.

Соотношение различных видов самоопределения во временном контексте рассматривает Р.М. Гинзбург. В соответствии с его моделью личностное самоопределение задаёт значимую ориентацию на достижение определённого уровня в системе социальных отношений, то есть задаёт социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к конкретной профессиональной области, осуществляется профессиональный выбор.

"Самоопределение подростков представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации", - так характеризует особенность этого возраста Л.И. Божович [1]. В Я-концепцию подростка самоопределение входит как единая смысловая система обобщённых представлений о мире и самом себе, формирующая внутренние позиции будущего взрослого человека. Эти внутренние позиции складываются из того, как подросток на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей относится к тому, какое положение он хочет занимать. Таким образом, эта внутренняя позиция, составляющая новообразование Я-концепции подростка, обуславливает его отношение к действительности, самому себе и моделирует его будущее место в обществе в виде жизненного плана или жизненной программы [7].

Жизненный план существует лишь тогда, когда молодым человеком наряду с будущими целями планируются и способы их достижения, проводится оценка собственных субъективных и объективных ресурсов. Подросток субъективен, поэтому жизненные планы его являются преимущественно идеалистическими и обеспечивает их формирование чаще всего идеальная Я-концепция [7].

Определённая часть подростков ещё только начинает задумываться о жизненном плане и смысле жизни и выделяет несколько приоритетов смысла жизни, то есть ещё недостаточно иерархизированную систему ценностей. Главные факторы, влияющие на становление смысла жизни: примеры родителей, собственный жизненный опыт, литературный кругозор, общение с педагогами, сверстниками, СМИ, события в социуме.

Самоопределение большинства подростков носит спонтанный и случайный характер, а проектирование собственной будущности происходит под влиянием широкого спектра факторов, имеющих разные весовые коэффициенты: желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении; профессия родителей; школьные предметы, которыми хотелось бы заниматься более углубленно; собственный практический опыт работы; примеры и опыт друзей, знакомых; советы родителей или других родственников; рекомендации учителей; уверенность в своих способностях; интуитивное принятие решений [4].

Социально-педагогические технологии жизненного самоопределения направлены на решение конкретных проблем подростков, которые необходимо выявлять. Это можно сделать с помощью диагностических опросников, содержащих предполагаемые блоки:

  • интересы подростков;
  • здоровый образ жизни;
  • взаимодействие с другими людьми;
  • отношение подростков к новым социальным проблемам и нахождение способов их решения;
  • безопасность;
  • обучение и профессиональная направленность;
  • помощь и поддержка.

Технология развития способностей к самопознанию и уверенности в себе подростков (И.В. Дубровина) имеет соей целью помочь развивающемуся человеку лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, научить преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях. Дает возможность наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, утверждать свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствуя их повышению. Это необходимо для того, чтобы обеспечить подростка средствами, позволяющими ему более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ним каждодневные задачи. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы, что связано, с одной стороны, с возрастанием интереса к себе, к новым возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их помощи со стороны взрослых в преодолении трудностей, проблем, принятии решений [5].

Технология развития способностей к самопознанию и уверенности в себе подростков направлена на решение таких задач, как обеспечение школьника средствами самопознания; повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности; укрепление у него чувства собственного достоинства; развитие навыков и умений, необходимых для целенаправленного, обдуманного, ответственного, уверенного поведения, для преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития и обеспечение необходимыми психологическими средствами развития фантазии, воображения.

Технология включает три этапа:

I. Ориентировочный.

II. Развивающий.

III. Проективный.

Каждый этап предполагает работу по четырём основным направлениям: 1) вербальные и невербальные формы уверенного поведения; 2) способы преодоления трудностей и решения проблем; 3) средства и формы самопознания; 4) поддержка и повышение представлений школьника о собственной значимости, ценности [5].

Работа осуществляется с помощью игровых методов, метода групповых дискуссий, проективных методов рисуночного и вербального типов, а также метода "рецепции поведения" и элементов психогимнастики.

Технология развития временной перспективы и способности к целеполаганию у подростков (М. Мольц) имеет цель - помочь подростку определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и в итоге на этом пути продвинуться в плане своего личностного развития, самоопределения, в обретении собственной идентичности [5].

И.С. Кон пишет, что если число ребят, озабоченных своим настоящим "Я", в подростковом и юношеском возрасте практически одинаково, то в 15-16 лет резко увеличивается озабоченность своим будущим "Я". Он также отмечает, что не всем даётся формирование новой временной перспективы, нередко обострённое чувство необратимости времени сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение с представлением о том, будто время остановилось [2].

Самую, пожалуй, радикальную позицию в этом вопросе предлагает М. Мольц. Стремление к позитивной цели для него - ключ к счастливой жизни, то есть человек всегда стремится к какой-нибудь цели и живёт он нормально и естественно, когда соорентирован на определённую цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым.

Задача первого этапа работы этой технологии - показать подросткам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические "инструменты", которые позволят им стать в жизни не аутсайдерами, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достичь этих целей.

На втором этапе необходимо продумать о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление о первом шаге и последнем. На третьем этапе необходимо выбрать то, что в случае реализации, достижения цели доставит самое большое удовольствие, то, что больше всего волнует.

На четвёртом этапе необходимо вновь просмотреть цели через призму сформулированных выше правил, иными словами уточнить: сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах; конкретна ли эта формулировка; есть ли ясное преставление о результате; подконтрольно ли достижение этой цели подростку; насколько эта цель этически, "экологически" чиста.

На следующем этапе нужно составить пошаговый план достижения целей и разработать собственную стратегию достижения успеха [5].

Полезно регулярно просматривать свои жизненные цели и менять их, если что-то изменилось в жизни, в самом подростке.

Технология развития мотивов межличностных отношений у подростков (И.В. Дубровина) предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков. Такими мотивами являются осознание опасений и страхов, желания "быть как все" и следовать принятым социальным нормам, любопытство в основе действий и поступков по отношению к другим людям, а также развития чувства благодарности, эмпатии, ценности другого человека и себя самого как мотивов межличностных отношений. Развитие мотивации межличностных отношений индивида с другими людьми определяет психологическое благополучие индивида, являясь показателем личностного здоровья [5].

В данной технологии условно можно выделить три этапа: ознакомительный, этап самораскрытия и развивающий. В соответствии с задачами технологии в ходе занятий прорабатываются следующие аспекты развития мотивации межличностных отношений: развитие доверия к окружающим людям; осознание различных видов мотивов межличностных отношений; развитие представлений о ценности другого человека и самого себя; усвоение способов разрешения собственных проблем; позитивное развитие мотивов межличностных отношений.

Поддерживая доброжелательное и заинтересованное отношение к другим людям, следует давать понять подросткам, что в жизни они могут быть любимы или вызывать неприязнь; быть понятыми окружающими или не понятыми, признаваемы в своих правах или нет, поэтому не стоит манипулировать другими в попытке обрести их любовь, приходить в негодование от того, что окружающие тебя не понимают или не принимают таким, какой ты есть, что следует признавать за другими равно столько же прав, сколько считаешь необходимым иметь сам.

Технология содержит упражнения, направленные на знакомство подростков со своими сверстниками, установление дружеских связей и самораскрытие, ориентированные на позитивные изменения мотивов межличностных отношений.

Технология воспитания активного гражданина (А.П. Прутченков) помогает пройти надёжную школу социализации, адаптироваться к российской действительности. Данная технология предполагает достижение следующих целей:

1) Формирование активной гражданской позиции, личностное развитие подростка в процессе игрового взаимодействия;

2) Формирование банка данных о наиболее перспективных выпускниках школ и других учебных заведений, будущих лидерах производства;

3) Разработка и апробация новых форм внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

В технологии воспитания активного гражданина также можно выделить и воспитательные и развивающие задачи:

  • помочь усвоить основные демократические процедуры гражданского общества, сформировать культуру правовых и деловых отношений;
  • ознакомить с содержанием экономических и политических отношений на государственном и международном уровнях, показать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества, и эффективные способы их разрешения;
  • изучить процесс производства товаров и услуг, специфику товарообмена в условиях рыночной экономики;
  • апробировать программы дополнительного экономического, политического и правового образования школьников;
  • диагностировать готовность к реальной взрослой жизни, внести необходимы коррективы в работу конкретных школ всей системы образования [4].

Технология воспитания активного гражданина направлена на выявление лидерства, активности, умение распределять роли, принятие участия в научных конгрессах, симпозиумах, конференциях. Идёт работу со специалистами разного профиля по ориентированию в профессиональной деятельности. Также стимулируется взаимодействие большого количества подростков в течение длительного времени.

Таким образом, социально-педагогические технологии позволяют достичь множества целей социально-педагогического сопровождения подростков в воспитательно-образовательной среде. Ключевыми целями самоопределения подростков можно считать следующие:

1. Индивидуальные образовательные траектории.

2. Ключевые компетенции.

3. Культивирование склонностей и задатков.

4. Информационное обеспечение индивидуальных образовательных траекторий.

5. Участие в творческих конкурсах и олимпиадах.

6. расширение креативного поля.

7. Жизненные планы и устремления.

8. Ценностные ориентации.

9. Использование и дополнение потенциала семьи.

10. правовой консалтинг.

11. Планирование активного досуга.

12. Здоровый образ жизни.

13.Гражданственность и социальная активность.

14. Послешкольные планы [3].

Достижение этих целей обеспечивает жизненное самоопределение подростка, как встречу человека с самим собой, определение жизненного плана, реализацию интересов подростков, установления активного взаимодействия с социумом, определения собственного отношения к актуальным проблемам сообщества, реализацию потребности в социальной безопасности, эффективную организацию учебной и профессиональной деятельности.

Выше рассмотренные технологии важно применять в социально-педагогической практике, так как помимо достижения конкретных целей в самоопределении подростков они ещё направлены на развитие умений и навыков самостоятельной работы, выражать собственную позицию и аргументировать её, обогащать свой социальный опыт, проявлять индивидуальность, проявлять творческий подход к решению нестандартных ситуаций.

Список используемой литературы:

  1. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения// Вопросы психологии, 1994. - №3.
  2. Кон И.С. Какими они себя видят. М.: Просвещение, 1985.
  3. Лернер П.Е. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней образовательной школы// Школьные технологии, 2003. - №4.
  4. Лернер П.Е. Новые педагогические технологии: дань моде или требование профессиональной этики// Высшее профессиональное образование, 1996. - №1.
  5. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В. Дубровиной.- М.: Академический Проект, 2000.
  6. Цыгулева Т.Г, Бирюкова Т.А. Смысложизненные ориентации старшеклассников// Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: материалы 3-4 симпозиумов. - М.: Мысль. 2001.
  7. Шурыпина И.И. Жизненные стратегии подростков// Социальные исследования, 1999.