Основная задача школы - научить ученика учиться. Одним из способов решения этой задачи является проектная деятельность учащихся.
Особенно приветствуется творческие проекты по изготовлению простых физических приборов.
Поэтому, я считаю, что назрела необходимость разработки элективного курса по составлению проектов для изготовления простых физических приборов.
При изготовлении и апробировании приборов, при демонстрации простых опытов со своими приборами по различным разделам физики, учащиеся повторяют и закрепляют полученные знания и умения на уроках.
Реализуется межпредметная связь, практическая направленность предмета.
Цели и задачи:
- разностороннее развитие личности;
- приобретение эмпирического опыта работы с различными материалами;
- развитие умений и навыков, которые могут пригодиться при выборе будущей профессии;
- расширение спектра демонстрации учителем физических явлений.
Элективный курс ориентирован на развитие у детей интереса к занятиям, на организацию самостоятельной практической деятельности.
Учебно-тематический план. (17 часов)
№ п./п. |
тема | теория (часы) |
практика (часы) |
форма контроля |
1 | Гидроаэродинамика (4 часа) |
1 | 3 | Защита проектов |
2 | Статика (2 часа) |
1 | 1 | Защита проектов |
3 | Сила трения (2 часа) |
1 | 1 | Защита проектов |
4 | Реактивное движение (3 часа) |
1 | 2 | Защита проектов |
5 | Законы сохранения (4 часа) |
1 | 1 | Защита проектов |
6 | Электродинамика (2 часа) |
1 | 1 | Защита проектов |
7 | Занимательная физика (1 час) |
1 | 1 | Фокусы и физические забавы |
Содержание программы.
Тема 1. Гидра - аэродинамика.
Теория: Плотность жидкости. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Подъемная сила. Техника безопасности при изготовлении приборов.
Практика (приборы): "Геронов фонтан", "Приборы Паскаля", "Ареометр", модели самолета и летающей птицы.
Тема 2. Статика.
Теория: Равновесие твердых тел. Законы равновесия. Применение приборов. Техника безопасности при изготовлении приборов.
Практика (приборы): "Равновесие тел", "Ванька - встань-ка".
Тема 3. Сила трения.
Теория: Виды сил. Сила трения и его виды. Способы увеличения и уменьшения силы трения. Техника безопасности при изготовлении приборов.
Практика (приборы): "Коэффициент трения".
Тема 4. Реактивное движение.
Теория: Реактивное движение. Реактивное движение в природе и технике. Техника безопасности при изготовлении приборов.
Практика (приборы): "Реактивный плот", "Прибор Сегнера".
Тема 5. Закон сохранения импульса.
Теория: Импульс. Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Техника безопасности при изготовлении приборов.
Практика (прибор): "Шарики".
Тема 5. Занимательная физика.
Практика: Физические забавы, фокусы. Техника безопасности при выполнении фокусов.
Имеются методические рекомендации по изготовлению приборов и схемы данных приборов.
Ожидаемые результаты.
- Повышение эффективности работы учителя и ученика;
- Развитие познавательной самостоятельности учащихся;
- Правильный выбор профессии.
- Приобретение умений и навыков, пригодных для решения различных жизненных ситуаций.
Литература.
- Физика в школе №5, 1999г
- Физика в школе №5, 1997г
- Физика в школе №4, 1990г
- Физика в школе №5, 2007г
- Юный техник №7, 1985г
- Юный техник №5, 1987г
- Ф. Рабиза. "Космос у тебя дома" М. "Дет. Литература", 1978г