Программа элективного курса по физике: "Изготовление простых физических приборов"

Разделы: Физика


Основная задача школы - научить ученика учиться. Одним из способов решения этой задачи является проектная деятельность учащихся.

Особенно приветствуется творческие проекты по изготовлению простых физических приборов.

Поэтому, я считаю, что назрела необходимость разработки элективного курса по составлению проектов для изготовления простых физических приборов.

При изготовлении и апробировании приборов, при демонстрации простых опытов со своими приборами по различным разделам физики, учащиеся повторяют и закрепляют полученные знания и умения на уроках.

Реализуется межпредметная связь, практическая направленность предмета.

Цели и задачи:

  • разностороннее развитие личности;
  • приобретение эмпирического опыта работы с различными материалами;
  • развитие умений и навыков, которые могут пригодиться при выборе будущей профессии;
  • расширение спектра демонстрации учителем физических явлений.

Элективный курс ориентирован на развитие у детей интереса к занятиям, на организацию самостоятельной практической деятельности.

Учебно-тематический план. (17 часов)

п./п.

тема теория

(часы)

практика

(часы)

форма контроля
1 Гидроаэродинамика

(4 часа)

1 3 Защита проектов
2 Статика

(2 часа)

1 1 Защита проектов
3 Сила трения

(2 часа)

1 1 Защита проектов
4 Реактивное движение

(3 часа)

1 2 Защита проектов
5 Законы сохранения

(4 часа)

1 1 Защита проектов
6 Электродинамика

(2 часа)

1 1 Защита проектов
7 Занимательная физика

(1 час)

1 1 Фокусы и физические забавы

Содержание программы.

Тема 1. Гидра - аэродинамика.

Теория: Плотность жидкости. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Подъемная сила. Техника безопасности при изготовлении приборов.

Практика (приборы): "Геронов фонтан", "Приборы Паскаля", "Ареометр", модели самолета и летающей птицы.

Тема 2. Статика.

Теория: Равновесие твердых тел. Законы равновесия. Применение приборов. Техника безопасности при изготовлении приборов.

Практика (приборы): "Равновесие тел", "Ванька - встань-ка".

Тема 3. Сила трения.

Теория: Виды сил. Сила трения и его виды. Способы увеличения и уменьшения силы трения. Техника безопасности при изготовлении приборов.

Практика (приборы): "Коэффициент трения".

Тема 4. Реактивное движение.

Теория: Реактивное движение. Реактивное движение в природе и технике. Техника безопасности при изготовлении приборов.

Практика (приборы): "Реактивный плот", "Прибор Сегнера".

Тема 5. Закон сохранения импульса.

Теория: Импульс. Импульс тела. Импульс силы. Закон сохранения импульса. Техника безопасности при изготовлении приборов.

Практика (прибор): "Шарики".

Тема 5. Занимательная физика.

Практика: Физические забавы, фокусы. Техника безопасности при выполнении фокусов.

Имеются методические рекомендации по изготовлению приборов и схемы данных приборов.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение эффективности работы учителя и ученика;
  • Развитие познавательной самостоятельности учащихся;
  • Правильный выбор профессии.
  • Приобретение умений и навыков, пригодных для решения различных жизненных ситуаций.

Литература.

  1. Физика в школе №5, 1999г
  2. Физика в школе №5, 1997г
  3. Физика в школе №4, 1990г
  4. Физика в школе №5, 2007г
  5. Юный техник №7, 1985г
  6. Юный техник №5, 1987г
  7. Ф. Рабиза. "Космос у тебя дома" М. "Дет. Литература", 1978г