Цели урока:
- познакомить с произведениями Э.Шима и Е.Трутневой;
- совершенствовать навык беглого, правильного, выразительного, осознанного чтения;
- совершенствовать читательские умения, используя такие виды работ, как чтение про себя и вслух, чтение по "цепочке", выборочное чтение, чтение по ролям;
- развивать умения правильно называть произведение, тему, жанр;
- учить выражать свое отношение к природе;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Л.А. Ефросинина. "Литературное чтение. 2 класс", Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь "Литературное чтение. 2 класс" (часть 1), иллюстрации животных, модель обложки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа учителя с учащимися.
-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? (стихотворение А.С.Пушкина "Уж небо осенью дышало")
-Кто выразительно прочитает стихотворение?
3. Постановка темы и цели урока.
-Осень. Какие изменения готовит осень в жизни животных?
-Как готовятся к зиме животные?
-Сегодня мы познакомимся с произведением Э.Шима. Догадайтесь, как называется произведение?
ЦБЖЕТЛУКМА И ПВШОСРИОХН
Э.Шим. "Белка и Ворон"
-Словарная работа.
Ворон - большая птица с блестящим чёрным опереньем (родств. вороны).
4. Работа с произведением Э.Шима "Белка и Ворон".
-Прочитайте заголовок. Предположите, о ком это произведение?
-Давайте прочитаем и узнаем.
-Понравилось произведение?
-Что именно понравилось?
-Какое настроение вызвало у вас это произведение?
-Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему вы так думаете?
-Словарная работа.
Торопыга - тот, кто торопится.
-Чтение текста по "цепочке".
Анализ произведения.
-Какие вопросы задавала Белочка?
-Каким вы представляете Ворона?
-Какой показана Белочка? Прочитайте.
-Это авторская или народная сказка?
-Здесь идет разговор двух героев: Белки и Ворона. Это диалог.
Диалог
-Давайте прочитаем произведение по ролям.
Самостоятельная работа - моделирование обложки.
Проверка выполнения задания.
5. Физкультминутка.
6. Работа с произведением Е.Трутневой "Осень".
-Осень - это всегда интересные изменения. Это не только нарядные желтые листья, но и холодные ветры, словно дыхание северной стороны, несут первый снег, первые морозы. Месяц другой, и далеко ушло теплое лето. Об этом мы прочитаем в произведении Е.Трутневой "Осень".
Чтение произведения учителем.
-Понравилось произведение?
-Что именно понравилось?
-К какому жанру нужно отнести это произведение?
-Прочитайте стихотворение (чтение учащимися про себя).
-Словарная работа.
Горд - гордость; вдвое - в два раза.
-Прочитаем (чтение учащимися вслух).
Анализ произведения.
-Какое настроение вызвало у вас это произведение?
-С кем сравнивает поэт березку?
-Прочитайте, что происходит с листьями?
-Что делают дрозды? Прочитайте.
-Что делают журавли? Прочитайте.
-Рассмотрите рисунок и подберите к нему строки из стихотворения.
Работа в рабочих тетрадях (Задания 1,2 стр. 47).
Проверка выполнения заданий.
7. Домашнее задание
Выразительно прочитать стихотворение Е.Трутневой "Осень".
8. Итог урока
-С какими произведениями мы познакомились?
-Какова тема этих произведений?