Психологический марафон для учащихся начальной школы "Дружба начинается с меня"

Разделы: Школьная психологическая служба


Обычное школьное утро. Ученики спешат занять своё место за партами. В школьном коридоре впопыхах натыкаюсь на Свету, ученицу 2 класса. Её лицо в слезах.

- Ну вот, с утра и с заплаканными глазами. Что случилось?

- Со мной никто не дружит:.

Как часто мы, взрослые, слышим эту фразу. Но придаем ли мы ей такое же значение, какое имеет она для ребёнка?! Наверное, со мной согласятся учителя и школьные психологи в том, что почти в каждом классе есть дети, с которыми неохотно вступают в контакт одноклассники. Чем можно им помочь? Чаще всего в решении проблемы изолированного ребёнка психолог работает с учителем, самим ребёнком и родителями. Но я считаю, формирование доброжелательности, взаимопомощи, толерантности должно начинаться с коллектива детей. Известно, что нерешённые проблемы начальной школы "перетаскиваются" тяжелым багажом в среднее звено. Построение интимно - личностных отношений в подростковом возрасте должно опираться на определённые психологические механизмы, формирующиеся в младшем школьном возрасте.

В своей школе с учениками 2-х классов я провожу психологический марафон "Дружба начинается с меня", состоящий из трёх занятий. Разрабатывая данную тему, я опиралась на теоретические аспекты Д. Б. Эльконина и Э. Эриксона, которые признают особую роль дружбы в жизни детей младшего школьного возраста. "Основные жизненные задачи в этой теме: умение устанавливать отношения с людьми и умение эти отношения сохранять. Каждый человек решает эти задачи всю жизнь". [1;14 ]

Особенностью разработанных мною занятий является то, что они проводятся в течение одной недели с целым классом. Активными помощниками детей выступают родители, которые помогают своим детям подготовиться к занятиям. Учитель присутствует в классе: наблюдает за ними, может высказать своё мнение, задать вопрос. Соблюдение этих условий создаёт ощущение полного погружения в тему, объединения всех: и детей, и родителей, и учителя. Представляю сценарий марафона.

Перед началом занятий родители получают индивидуальные объявления.

Уважаемые родители!

Несомненно, каждому родителю хочется, чтобы у ребёнка в школе сложились дружеские отношения с одноклассниками.

С _ по ______ психолог школы проводит с детьми психологический марафон "Дружба начинается с меня".

Помогите вашему ребёнку подготовиться.

К ________ сделайте вместе с ребёнком коллаж (открытку) "Кто Я", в котором отразите такие аспекты, как

- Что мне дорого?

- О чём я мечтаю?

- Что я люблю, что я умею?

Что меня отличает от других?

К __________ составьте вместе объявление в газету "Ищу друга".

К __________ помогите ребёнку выполнить необычный подарок своему однокласснику (кому сделать, ребёнок узнает на первом занятии)

Результаты детских работ будут представлены в классе.

Занятие 1. "Качества настоящего друга"

Цель: прояснить понятие дружного класса, качеств друга, отработать умение позитивного восприятия каждого ребёнка в классе.

Материал: листочки 10х20 см, маркер, шляпа - цилиндр с вложенными именами и фамилиями учеников класса, подготовленные заранее коллажи.

Введение

Упражнение "Какой он: наш класс" (упражнение позволяет оценить восприятие детьми класса, как коллектива)

Дети дают определения, которыми можно охарактеризовать свой класс.

Если дети не называют слово "дружный", то можно задать вопрос: "А можно ли ваш класс назвать дружным? Почему?"

Предъявление цели занятия.

На сегодняшнем занятии мы определим, какими качествами обладает друг и в какой степени у каждого из вас развиты качества, необходимые для дружбы.

Основная часть

Упражнение "Качества настоящего друга" (упражнение позволяет определить у детей степень сформированности понятия "друг")

Дети называют качества, которыми обладает настоящий друг, а психолог записывает их на листочках 10х20 см, которые прикреплены на школьной доске.

Игра "Ярмарка достоинств" (цель данной игры: помочь детям понять, что в каждом из нас есть положительные качества и есть то, что надо улучшить, чтобы стать настоящим другом.) Идея позаимствована из книги "Жить в мире с собой и другими" авт. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Психолог принимает на себя роль продавца качеств друга, дети - роль покупателей.

Инструкция: необходимо "купить" качество, которого тебе не хватает в дружбе,

"заплатив" тем качеством, которого у тебя в избытке (выполнить это упражнение детям

помогают заполненные листочки с качествами друга из третьего упражнения.

Коллективный просмотр коллажей "Кто Я ", выполненных дома вместе с родителями.

После каждого просмотра дети хором произносят: "Дима, как хорошо, что ты с нами в классе!"

Это упражнение вызывает интерес к своим одноклассникам, дает возможность увидеть своего сверстника с незнакомой стороны.

Заключение

Упражнение "Шляпа волшебника" (формирует доброжелательное отношение ко всем членам класса)

Дети из шляпы - цилиндра вытаскивают листочки с написанными на них именами одноклассников, при этом они предупреждаются, что имя нужно держать в секрете с понедельника по пятницу и за это время придумывают и изготовляют вместе с родителями подарок для своего одноклассника. При выполнении задания важно учесть характер, особенности, привычки сверстника.

После занятия коллажи, листочки с качествами вывешиваются на специально выделенное в кабинете место

Занятие 2. "Такие разные друзья"

Цель: помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, а также кто-то, кого они придумали сами. Помочь детям осознать разницу между тем, что значит "побыть одному" и "быть одиноким"; помочь понять, что, когда мы чувствуем себя одиноким, мы можем завести друзей.

Материал: нарисованные на альбомном листе ромашки (по количеству детей), фломастеры, написанные дома объявления "Ищу друга" без указания своего имени.

Введение

1. Резюмируем происходящее на первом занятии и делаем вывод: "Мы все разные и это хорошо. В каждом из нас есть необходимые для дружбы качества"

2. Предъявление цели данного занятия

"Сегодня мы поговорим о том, кто может быть нашим другом, о том, что такое одиночество и как к этому относиться".

Основная часть

3. Чтение сказки "Варежка" [1;130]

Все любят мечтать. Взрослые и дети. И у этой маленькой Девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось иметь щенка. С грустью она смотрела в окошко на гордых мальчишек и девчонок, которые гуляли с собаками. Кто пуделя на поводке ведёт, кто спаниэля, а кто эльдельтерьера везёт. Счастливцы! А Девочкина мама больше всего на свете любила читать книжки и совсем не знала, о чём мечтает её дочка.

Однажды Девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.

Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвёт её книжки? Или ещё что-нибудь натворит? Нет! Она не разрешает оставить щенка!

Вышла девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. Подумала девочка: и повела на шнурке свою варежку. Побежала Девочка, варежка послушно бежит следом. Встала Девочка, и варежка остановилась.

Захотелось Девочке варежку погладить. Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул круглый чёрный глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с чёрно-белым узором на спинке.

Откуда не возьмись, выскочил большой пёс, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась девочка за щенка. А щенок как залает: "гав! Гав! Не сметь обижать мою хозяйку!":

:Вскоре во дворе все разошлись. А Девочка понесла щенка домой.

Она постелила щенку мягкий коврик у двери. Поставила передним блюдце с молоком.

Когда в прихожую вышла мама, она увидела: на подстилке перед блюдцем лежит варежка. Красная вязаная варежка с чёрно-белым узором.

И мама всё поняла. Она сама пошла к дочкиной подружке и взяла у неё щенка. Тёплого. Пушистого. Ласкового.

4. Обсуждение проблемы сказки

- Что чувствовала девочка, глядя на ребят в окно?

- Когда вы чувствуете себя одинокими?

- Если ты один, значит ли это, что ты одинок?

- Когда бывает хорошо побыть одному?

- Что происходит, когда у тебя совсем не бывает возможности побыть одному?

Важно помочь детям разобраться в понятиях "быть одному" и "быть в одиночестве". Обратить внимание детей, что все мы иногда чувствуем себя одиноко. Это может произойти с каждым, и страшного в этом ничего нет.

5. Разговор о том, кто может быть нашими друзьями (взрослые, животные, сверстники, игрушки, воображаемые друзья)

- У кого из вас есть друзья среди взрослых? Почему вам нравиться иметь взрослого друга? Чему он может научить?

- Есть ли у вас друзья - животные?

- Чем отличается дружба с животным от дружбы с человеком?

- Что хорошего в том, чтобы иметь своим другом животное?

- У кого есть друзья - сверстники? Какие они?

- Что привлекательного в дружбе со сверстниками?

- У кого есть воображаемые друзья?

- Что самое лучшее в такой дружбе?

- У кого есть друзья - игрушки?

- В чем особенность дружбы с игрушками?

6. Заполнение символической ромашки.

Каждый ребёнок получает листок с нарисованной ромашкой. Каждый её лепесток подписывается: "взрослые", "сверстники", "животные", "игрушки", "воображаемые друзья". В центре цветка ребёнок пишет своё имя и фамилию. Звучит мелодичная музыка, и дети заполняют свои ромашки именами друзей.

По окончании задания, ромашки вывешиваются на стену.

- Как замечательно, что мы имеем так много друзей! Когда нам одиноко, мы можем обратиться к нашим друзьям.

Заключение.

7. Анализ занятия.

- Что было интересным на занятии? Что запомнилось больше всего? Какие чувства возникли?

8 . Домашнее задание: написать объявление в газету на тему "Ищу друга"

Вместе с родителями дети дома пишут объявление в газету "Ищу друга", при этом не указывается собственная фамилия и имя. К заключительному занятию необходимо каждому познакомиться с объявлениями "Ищу друга" (объявления вывешиваются в классе на уровне глаз детей). Каждый ребенок, прочитав все объявления, выбирает два, на которые хочется откликнуться, и ставит на них крестики.

Занятие 3 "Если мы поссорились или что мешает дружбе"

Цель: помочь детям понять , какое поведение разрушает дружбу и какое укрепляет её, способствовать тому, чтобы каждый из детей продемонстрировал позитивные формы дружеского поведения и поделился ими с другими.

Материал: вывешенные на стене объявления "Ищу друга", конфеты (по 2 на парту), Подготовленные детьми подарки своим одноклассникам.

Введение.

Вспоминаем, чем занимались на предыдущих встречах и делаем вывод: "Мы все разные. У нас есть качества, которые способствуют дружбе и есть качества, которые мешают ей. Важно раскрывать свои лучшие стороны и тогда у тебя будет много друзей. Друзьями могут быть взрослые, ровесники, одноклассники, воображаемые персонажи, животные. Но бывают моменты, когда мы чувствуем себя одиноко, это может произойти с каждым, и страшного в этом ничего нет"

Основная часть

Анализ домашнего задания. ( подвести детей к выводу, что в дружбе, в первую очередь, требования нужно предъявлять себе. Если ты требования предъявляешь только к другим, то, как правило, у тебя друзей мало.)

Почти в каждой городской газете есть страница объявлений. Вы написали объявления "Ищу друга", вам представилась возможность ознакомиться со всеми объявлениями и выбрать два, на которые хотелось бы откликнуться. Зачитываются самые популярные объявления. Дети приводят свои аргументы по поводу самых популярных объявлений. Обсуждение можно закончить пословицей "Если хочешь, чтобы у тебя были друзья, нужно самому быть другом"

Игра "Сладкая проблема" [3;132] . В этой игре дети учатся решать небольшие проблемы путём переговоров. Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения.

Инструкция: "Один из вас может получить конфету, если другой по доброй воле отдаст её вам. Вы не можете просто взять конфету без согласия партнёра. У вас есть 2 минуты."

После выполнения упражнения каждой поре дается возможность поделиться своими впечатлениями.

Вопросы для анализа:

Получилось ли выполнить условие или нет? Почему?

О чем договорились? Какие приемы использовались для достижения задачи?

В ходе обсуждения на доске оформляется стенд "Что мешает дружбе. Что помогает"

Следующий этап этого упражнения состоит в том, что выдаётся вторая конфета и детям необходимо попробовать использовать позитивные способы для того, чтобы решить , что делать с конфетой в этот раз. По окончании упражнения обсуждаем, что происходило в парах на этот раз. Какие они испытали чувства в первой части упражнения, а какие - во второй.

Заключение

Работа со шляпой. Дарение подарков. Один ребёнок выходит и дарит подарок своему однокласснику, обмениваются комплиментами, класс аплодирует. Тот ребёнок, которому подарили подарок, также дарит подарок уже другому однокласснику. По цепочке все дети обмениваются подарками под аплодисменты своих одноклассников.

Это самый торжественный момент трёх встреч, которого дети ждут всю неделю. Чтобы не возникло ситуаций, что кто-то из детей не получил подарка (ребёнок может забыть его дома или не сделать), психологу лучше иметь небольшие запасные сувениры и помочь справиться с ситуацией.

Прозвенел звонок: Ученики высыпали из школы на улицу. Сзади раздается заразительный детский смех. Оборачиваюсь:. Это Света в окружении подружек спешит домой. Я спокойна за 2 класс. Здесь каждый может найти себе друга.

Литература.

  1. "Жизненные навыки. Уроки психологии в 1 классе" под. Ред. С. В. Кривцовой М. "Генезис" 2002 г.
  2. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. "Жить в мире с собой и другими." М., "Генезис ", 2001 г.
  3. Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" ч 1, М., "Генезис", 2001 г.