Цели.
- Общеобразовательные:
- познакомить учащихся с устройствами регистрации элементарных частиц;
- раскрыть принцип действия экспериментальных устройств для регистрации заряженных частиц (счетчики, камеры, фотоэмульсии);
- научить определять характеристики заряженных частиц по их трекам.
- Развивающие: развитие логического мышления, формирование способности к анализу, обобщению, умений делать выводы.
- Воспитательные: воспитание сознательной потребности в знаниях, инициативности, трудолюбия, коммуникабельности и настойчивости в достижении цели.
Приборы и материалы: фотографии, инструкция по чтению треков.
ХОД РАБОТЫ
1. Организационный момент
На столах учащихся находятся листы с заданиями.
№УЭ |
Содержание заданий |
Рекомендации |
||||||||||||||||||||
УЭ 0 | Интегрирующая цель:
|
|||||||||||||||||||||
УЭ 1 |
|
(Дома было повторить § 6 11 класс) Листочки сдаются учителю |
||||||||||||||||||||
УЭ 2 | Цель: выяснить, что называют
регистрирующим прибором; на чем основан принцип
действия приборов для регистрации частиц Знать ответы на следующие вопросы: 1. С какими устройствами, которые дают
информацию о событиях в микромире, мы
познакомимся? (стр. 270-272 параграф 98)
|
|||||||||||||||||||||
УЭ 3 | Цель: познакомиться с
устройством и принципом действия счетчика
Гейгера. 1. Самостоятельно заполните 1 строку в
таблице, ответив на вопросы таблицы. Для этого
прочитайте на странице 270 газоразрядный счетчик
Гейгера. По рисунку 253 рассмотрите устройство
счетчика. |
Если затрудняешься ответить на вопросы, то обратись к учебнику стр. 270 -271 | ||||||||||||||||||||
УЭ 4 | Цель: познакомиться с
устройством и принципом действия камеры
Вильсона. 1. Самостоятельно заполните 2 строку в
таблице, ответив на вопросы таблицы. Для этого
прочитайте на странице 271 камера Вильсона. 2. На странице 271 найдите, на чем основано
действие прибора и что регистрирует прибор. Длина трека тем больше, чем больше (энергия)
частицы и чем меньше (плотность среды). Толщина
трека тем больше, чем больше (заряд)
частицы и чем меньше её (скорость). При
движении заряженной частицы в магнитном поле
трек получается искривлённым, причём радиус кривизны
трека тем больше, чем больше (масса) и (скорость)
частицы и чем меньше её (заряд) и (модульиндукции)
магнитного поля. Частица движется от конца трека
с (большим) радиусом кривизны к концу с (меньшим)
радиусом кривизны. Радиус кривизны по
мере движения уменьшается, т.к. из-за
сопротивления среды (уменьшается)
скорость частицы. |
Если затрудняешься ответить на вопросы, то обратись к учебнику стр. 271-272 и листку | ||||||||||||||||||||
УЭ 5 | Цель: познакомиться с
устройством и принципом действия пузырьковой
камеры. 1. Самостоятельно заполните 3 строку в таблице, ответив на вопросы таблицы. Для этого прочитайте на странице 272 пузырьковая камера. По данному рисунку рассмотрите устройство камеры. 2. На странице 272 найдите, на чем основано действие прибора и что регистрирует прибор. По фотографии трека различают частицы: , , . |
Если затрудняешься ответить на вопросы, то обратись к учебнику стр. 272 | ||||||||||||||||||||
УЭ 6 | Цель: познакомиться с
устройством и принципом действия метода
фотоэмульсий.
1. Самостоятельно заполните 4 строку втаблице, ответив на вопросы таблицы. Для этого прочитайте на странице 272 – 273 метод толстослойных фотоэмульсий. По рисунку 257 и данному, рассмотрите устройство и найдите на чем основано действие прибора, и что позволяет определить этот метод. Ответьте на следующие вопросы устно: – Что представляет собой фотоэмульсия?
(страница 273) |
Если затрудняешься ответить на вопросы, то обратись к учебнику стр. 273 | ||||||||||||||||||||
УЭ 7 | Цель: обобщение и систематизация
полученных знаний Примерное заполнение:
|
|||||||||||||||||||||
УЭ 8 | Цель: проверьте свои умения
применять полученные знания при решении задач. Воспользуйтесь «инструкцией по чтению треков»: 1. Разная толщина треков частиц указывает на
отличие их зарядов или скоростей. Так при
одинаковых скоростях трек толще у частицы с
большим зарядом, при одинаковых зарядах он толще
у частицы с меньшей скоростью. 1 вариант 1. Где больше длина пробега -частицы: у поверхности Земли или в верхних слоях атмосферы? 2. На рисунке 248 показаны треки двух частиц в камере Вильсона. Каков знак заряда частиц, если линии магнитной индукции перпендикулярны плоскости чертежа и идут от читателя. Одинаковы ли массы частиц? 2 вариант 1. Какие изменения могут произойти в работе счетчика Гейгера (см. рис), если резистор сопротивлением R1 заменить другим сопротивлением R2 < R1? 2. На рисунке 247 изображен трек электрона в камере Вильсона, помещенной в магнитное поле. В каком направлении двигался электрон, если линии магнитной индукции поля идут от нас.
|
Сделайте это на отдельном листке и
передайте соседу для взаимопроверки. Поставьте оценку: «3» – решена одна задача; «4» – решены две задачи, но есть недочеты «5» – решены две задачи правильно (ответы на слайде) |
||||||||||||||||||||
УЭ 9 | Резюме: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие цели стояли перед вами. | |||||||||||||||||||||
УЭ 10 | Рефлексия 1. Какое значение для тебя
лично имеют знания и умения, полученные сегодня? |
Список литературы:
1. Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б. Физика-11
2. Марон А.Е., Марон Е.А. Дидактические
материалы.
3. Перышкин. А.В., Гутник Е.М. Физика-9