Разработка классного часа "Как жить в мире с людьми и с самим собой"

Разделы: Классное руководство


Цель: воспитание личности, осознающей себя в качестве высшей ценности и, вместе с тем, способной гармонизировать собственные интересы с интересами общества, страны, семьи; воспитание внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства и самоуважения.

На доске перед уроком повесить плакаты с основными тезисами урока:

  1. Любовь к людям начинается с любви к себе.
  2. Нравитесь вы кому-то или нет – неважно. Главное – чтобы люди нравились вам.
  3. Разрешите другому быть Другим.
  4. Мне никто ничего не должен.
  5. Вы можете быть любым. Разрешите себе это.
  6. Нет таких случаев, когда обиды оправданы.

I. Возвратиться в потерянный рай

Я на свете всех умней,
Не боюсь я никого.
Вот какой я молодец,
Буду жить теперь сто лет.

Пока ребёнка не отравил яд цивилизации, он не сравнивает себя с другими и мало интересуется тем, как они оценят его: малыш знает, что он естественен и прекрасен. Это значит, что он душевно здоров. Почему же тогда из таких положительно относящихся к себе детей вырастают невротики, неудачники, закомплексованные и просто злые взрослые люди? Всё очень просто: ребёнок мал, а мир огромен. Малыш беспомощен, а родитель всесильны. Мир непонятен, а папа и мама знают всё. Вот с этих основ и начинается вхождение ребёнка в Мир, и именно родители оказываются Всемогущими Волшебниками, показывающими как надо с миром обращаться. Их улыбки, шлепки, а потом и слова оказываются путеводителями, которые закладывают картину Мира, пониманием ребёнка себя и окружающих, правила поведения и образцы взаимоотношений. От родителей он усваивает предписания, инструкции, запреты и разрешения, из которых и складывается позже сценарий его жизни.

Предлагаю классу поделиться на две группы: Удачники и Неудачники. По предложенным пунктам группы пишут свои сценарии.

1. Что Неудачник слышит в детстве чаще всего? (Возможны такие варианты: «Что ты всё время вертишься?»; «Вечно тебе мало!»; «Ты простудишься»; «Ты плохой»; «Я уйду от тебя»). Что Удачник слышит в детстве чаще всего? («Хороший мальчик»; «Ты сможешь»; «Ты сильный и добрый» и т.д.).

2. Опоздал на автобус:

Неудачник –
Удачник –

3. Провалил экзамены в институт:

Неудачник –
Удачник –

Ситуации могут быть разными. Например, ссора с друзьями, неудачный брак в будущем и т.д.

Какой сценарий выбираем мы?

II. Всё начинается с любви

Всё что нужно, это сказать человеку: «Поверь в себя! Полюби себя! И если ты будешь любить себя много, ты дашь себе столько любви, что уже не надо будет тянуть её с других, и ты сам сможешь её щедро раздавать».
Глубинная уверенность, самоощущение  «Я – достойный и интересный человек» (или «Я – солнышко, со мной приходит праздник») действует как внушение, как гипноз, убеждая людей без всяких слов, на подсознательном уровне.
Человека, который любит себя, легко любить другим людям. Он открыт к восприятию доброго к себе отношения. Душевно здоровый человек не просто верит, он знает, что всегда и безусловно достоин любви и уважения. Это вовсе не снижает его критичности к себе. Доказано, что люди, принимающие себя, не боятся сравнивать себя с высокими эталонами и ставить себе объективные (т.е. часто и низкие) самооценки.
Правда, есть одно существенное дополнение.

Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил. Самый лучший в мире Карлсон.

Карлсон.

Карлсону хорошо, но чтобы с ним никому не было плохо, он должен стать еще и цивилизованным.
Цивилизованность предполагает переориентацию с «Я» на «Другого», возникновение установки «Я уважаю тебя как человека».

III. Пусть расцветают все цветы!

Начинать можно с малого – с живого и доброго отношения к людям. «Что ты за человек, чем ты живешь и дышишь?» Вместо безразличия и нытья о своём одиночестве. За этим следует готовность понять и помочь другому.
Известно «как аукнется, так и откликнется». Тот, кому мы симпатизируем, отвечает взаимной симпатией нам. Мы готовы к обвинениям – наталкиваемся на обвинения в нашу сторону. Подозрительность получаем за подозрительность, открытость за открытость.

«То, что произошло в отношениях, раньше уже произошло внутри нас»

Шри Раднеж

Опережающая доброжелательность создаёт положительную петлю во взаимоотношениях, недоброжелательность – отрицательную. Из зерна любви вырастает сад. Из зерна агрессии поднимаются джунгли.

Зёрна чего мы носим в душе?

Но никто и никогда не вправе вмешиваться в жизнь другого человека без его ведома и согласия. Конечно, вообще не вмешиваться в чужую жизнь невозможно. Порой это происходит помимо нашей воли и нашего желания. Другое дело – сознательное вмешательство. Но мы любим вмешиваться и вмешиваемся: летят советы, несутся замечания, падают упрёки, катится давление, сыплются оценки – словами, интонациями, взглядами… А то еще проще – прямое физическое вмешательство.
Да мы хотим сделать как лучше. Но мы не Господ Бог, и не надо считать себя умнее и лучше других. Конечно, есть масса исключений из общего правила. Да, иногда просто нельзя не вмешаться. Если, например, вопрос стоит о жизни и смерти человека.

Психологический практикум «Принцип невмешательства»

  1. Близкий вам человек (подруга, сестра) напялила на себя совершенно ярко-красную шляпку, повесила на уши ужасно безвкусные серьги. То есть, на ваш взгляд, всё это уродует её внешность. Ваши действия.
  2. Ваша подруга – Наташа Ростова – собирается бежать к Анатолию Курагину (т.е. делает очевидную и опасную глупость). Вы повторите поступок Сони, которая предотвратила этот выбор?
  3. Лев Толстой решил стать вегетарианцем и отказывается от мясной пищи. Софья Андреевна видит, что это опасно для его жизни, и тайком от него готовит его любимые вегетарианские блюда на мясном бульоне. Имеет ли она на это моральное право?

IV. Мне нравится нравиться

Желание нравиться – совершенно естественно. Тот, кто это желание в себе отрицает, или монстр, или лгун. Но нравиться всем – и не реально, и не нужно. К оценкам окружающих надо относиться как к погоде. Конечно, приятно, когда светит солнышко. Но если пойдёт дождь, надо просто поднять воротник и раскрыть зонт. Дело дождя литься, наше дело – идти, куда нам надо.

Зачем мы хотим нравиться?

Чтобы больше получить внимания, преимуществ, успеха. Или чтобы больше дать людям, радовать их глаза и уши, чтобы рядом с нами было тепло и приятно. Человек многомерен. Увидим человека в трёх ипостасях:

– Человек объективный (какой он есть в действительности);
– Человек внутренний (каким он себя видит и чувствует);
– Человек внешний (как он себя подаёт, какое впечатление производит).

В этой троице важен каждый, но начнём разговор с первого. Как правило, привлекательности способствуют такие объективные достоинства человека, как его ум, красота, сила, компетентность, положение в обществе и прочее. К сожалению, это не очень справедливо, если учесть, что некоторым «дано от природы» всё или почти всё, а кто-то от природы «за чертой бедности». Или чем виноват, например, человек некрасивый, точнее тот, чья внешность не укладывается в каноны красоты ближайшей к нему социальной группы?
Единственное утешение: жизнь доказала, что влюбляются в любых по внешности. Кроме того, при длительных контактах значение внешности резко снижается, и совсем не яркая внешность оказывается залогам крепкой семьи. Самое главное, внутренне ощущение: если я себя чувствую Аполлоном, то едва ли произведу впечатление Серой мышки.
Прекрасно быть естественным: говорить то, что думаешь, выражать те чувства, которые живут в душе и вообще не следить за собой, а просто жить. Быть таким, какой ты есть. Но такую роскошь надо заработать. Кому и когда это позволяется:

– очень любимым и уважаемым в кругу любимых и уважаемых;
– тем редким людям, которые думают и чувствуют то, что надо, и так, как надо.

Так или иначе, умение подать себя, требующее определённой дипломатии и актёрства – нужно каждому. Нет «привлекательности вообще» – есть соответствие человека конкретным нормам или частным потребностям окружающих. Человек хорош именно в определённых условиях, в определённый момент и для конкретных людей.
Душевно здоровый человек не будет обращать внимание на то, что он кому-то не нравится, и не может быть унижен и оскорблён этим. Воля любого сказать что-то в наш адрес, наша же воля принять  это или не принять. Если же вас «задели», обратите внимание на свои комплексы, на больные точки своей души, а не на обидчика. Если вас обидели, то в мире два больных: тот, который обидел вас в силу своего душевного нездоровья, и вы, который в силу своего душевного нездоровья оказался обиженным. Нездоровьем кого из этих двух больных вам, на ваш взгляд, стоит заняться? Что проще? Что нужнее? Что перспективнее?
Думаю, что обижаться вредно и глупо. Нет таких случаев, когда обиды оправданы. Кому-то трудно с этим согласиться, поэтому предлагаю сыграть и проанализировать серию конкретных ситуаций.

1 серия. Маша и Вася.

Герой – молодой человек, назовём его Вася, героиня – девушка Маша. В первой серии главная героиня – Маша. Они живут рядом, встречаются, ходят в кино, болтают, им друг с другом интересно.

  1. Маше понадобилось нести ковёр в чистку, ей одной тяжело, и она попросила Васю помочь. Он вроде бы ничем не занят, но помочь ей желания не проявил, сразу нашлись какие-то дела. Как Маше отнестись к этой ситуации?
  2. Маша купила очень дорогие обои, теперь их надо клеить. Вася стал их резать, но, когда порезал, обнаружилось, что обрезал он не так и всё испортил. Как отнестись к этому Маше?
  3. Маша зашла к Васе и угостила его виноградом. Она видела, что у него в кухне на столе стояла клубника. Но Вася не только не предложил её, а постарался незаметно убрать клубнику в холодильник. Как Маше отнестись к этому?
  4. Вася неосторожно шутит: «Пончику кушать пончики нельзя». Что делать Маше?

2 серия. Вася и Маша.

Теперь главный герой – Вася.

  1. Вася зашёл за Машей, они собираются в гости. Маша: «Ой! Как ты оделся! Я так с тобой не пойду. Иди надень приличный костюм, а не эту замызганную драную куртку». Вася: «?»
  2. Время идёт. Вася видит, что они уже опаздывают, а Маша всё крутится у зеркала. Как должен повести себя Вася?

Правила добрых взаимоотношений просты: всегда исходите из того, что перед вами хороший человек.