Поликультурное воспитание и методы сплочения поликультурного коллектива воспитанников в учреждении дополнительного образования

Разделы: Школьная психологическая служба


«Все племя Адамово – тело одно,
Из праха единого сотворено.
Коль тела одна только ранена часть,
То телу всему в трепетание впасть.
Над горем людским ты не плакал вовек, -
Так скажут ли люди, что ты человек?»

                                     Саади (1210 – 1292 г.г.)

Нация – это сплав различных национальностей и народностей, живущих на одной территории. Граждан, живущих на территории Австрии, мы называем австрийцами, на территории Бельгии – бельгийцами, однако помним, что есть такие национальности, как тирольцы, фламандцы и пр.

Также и граждан, живущих на территории России, можно и должно называть россиянами, не зависимо от того, к какой народности или национальности они относятся.

По сути, почти любой человек – полиэтничен, так как каждый из нас, как правило, не знает подробной истории своей семьи, дальше прадедушки. Иными словами, трактовка общества как полиэтнического исходит из представления о том, что современные люди более не принадлежат к одной этнической группе, а являются членами нескольких общностей, носителями нескольких культур.
Путем грамотного выстраивания межнациональных отношений возможно избежать межнациональных конфликтов среди взрослого населения.

Целью же полиэтнического воспитания молодых людей должно быть привитие гармоничных, естественно-позитивных, осмысленно-гуманных без оглядки на этнос, отношений.

Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в образовательных учреждениях концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию – нацию россиян.
Интеграция новой группы в нацию для любого образовательного учреждения предполагает решение ряда приоритетных воспитательных задач, таких, как:

  • личностное развитие каждого ребенка, что предполагает индивидуальный подход к нему;
  • развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех представителей в коллективе (а в дальнейшем и в обществе) этнических групп;
  • формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;
  • осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире, развитие интегративных процессов.

Культурный синтез и интеграция коллектива воспитанников в нацию позитивно влияет на отношения, поскольку у детей благодаря ему межгрупповые контакты протекают в более благоприятных условиях, происходит обобщение позитивного опыта подобных контактов, что, в свою очередь, способствует формированию надэтнической идентичности.

На Городском педсовете августа 2009 года предложено разработать программы и модели поликультурного образования  как для полиэтнических школ, где представители различных культур находятся в постоянном непосредственном взаимодействии, так и для школ с относительно культурно однородным составом учащихся.

Однако как бы ни был велик объем передаваемой информации, ребенок не может быть подготовлен к межкультурному взаимодействию, пока не получит адекватного воспитания. Поэтому значительная часть моделей поликультурного образования делает акцент скорее на воспитании, чем на образовании. Простой передачи знаний о культурно-этническом разнообразии мира недостаточно – ребенок должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».

Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:

  • воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
  • воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов и пр.;
  • воспитание готовности к взаимному сотрудничеству.

Главной целью межкультурного компонента в воспитании является также выработка навыков межкультурной компетенции.
Поликультурное воспитание, собственно, не является для российских педагогов чем-то новым. В отечественной педагогике она имеет прочные традиции. Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств.
Поликультурное воспитание имеет немало общего с интернациональным воспитанием. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны быть:

  • понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей, включая культуру быта;
  • осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
  • способность общаться;
  • осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и национальных групп;
  • понимание необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества;
  • основанные на понимании особенностей различных культур достижение взаимодействия и взаимообмена;
  • готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.

Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Выполняя связующие функции, поликультурное воспитание сходно с интернациональным. Как и интернациональное, поликультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувства солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму, расизму.

Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.

Несмотря на то, что Центр детского творчества Юго-Западного окружного Управления образования своим приоритетом считает изучение, сохранение и восстановление русской культуры и имеет возможность стать ресурсным центром по названному направлению, педагоги Центра ведут плодотворную работу по воспитанию уважения к любой национальной культуре.

В Юго-Западном округе Москвы существуют в основном полиэтнические школы, но есть и школы моноэтнические с однородным составом учащихся и педагогов, например, корейская, еврейская, армянская школы. Учащиеся и педагоги этих школ с радостью посещают наш Центр, двери которого всегда открыты настежь добру, дружбе, сотрудничеству, взаимопониманию.

Центр детского творчества не самое крупное учреждение, но есть в нем нечто, что из года в год привлекает к нему детей, подростков и их родителей. И это – идея развития творческих способностей детей на основе соединения дополнительного образования (главным достоинством которого является добровольность) с традиционной культурой народов России. Педагоги, используя свой профессиональный опыт и духовно-личностные качества, стараются формировать нравственность, духовность и патриотические чувства в наших воспитанниках.

Дважды в год в Центре детского творчества проводятся интернациональные праздники, в которых участвуют учащиеся мононациональных школ, полиэтнических школ, учреждений дополнительного образования, а также Российского университета дружбы народов и Института русского языка и литературы.

Во время этих встреч российские и иностранные подростки рассказывают о традициях своего народа, показывают танцы и песни, делятся секретами национальной кухни.

Эти праздники способствуют уменьшению этноцентризма, взаимопониманию и взаимообогащению этнокультур, повышают настроение, воспитывают уважение и доброжелательные отношения к сверстникам любой национальности, разрушают стереотипы и предубеждения, формируют способность ценить в себе и других индивидуальность и непохожесть, обусловленную, в том числе, и этническими различиями.

Взаимообогащение культур происходит в тот момент, когда наши педагоги, воплощая принципы поликультурного воспитания в практику, с интересом работают с гостями, приглашая их в наши объединения, рассказывают о русской культуре и показывают им работы наших детей.

В свою очередь гости рассказывают нам о своих обычаях, национальных костюмах, показывают танцы, исполняют национальную музыку.

Педагоги и дети, иногда неожиданно для себя, находят много общих черт и признаков в предметах социально-бытовой среды, например в орнаментах костюмов индийского и русского народа.

А разве нужно знание языков, чтобы сыграть в шахматы? Наших воспитанников и гостей просто не оторвать, когда они устраивают шахматные турниры.

Кукла – это целый мир, отражающий целые исторические эпохи, в них просматриваются условия жизни того или иного народа. Во все времена рукотворная кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни.
Наши воспитанники с огромным удовольствием занимаются изготовлением кукол разных народов: тут и украинские, и таджикские, и дагестанские, и турецкие, и, конечно, в первую очередь, русские куклы.

Педагоги хореографии, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, также вносят свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание. Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка; это – один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Обучая народным танцам, таким как цыганский, узбекский, испанский, ирландский и другие, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.

Воспитательная работа в этом же ключе проводится и педагогом-психологом. Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста проводятся занятия по общей теме: «Мы – вместе: на одной земле, под одним небом», направленные на сплоченность, взаимодействие, взаимопонимание, развитие интегративных процессов. С детьми подросткового возраста проводятся тренинги по теме «Я и Мы!» на установление сплоченности, доверия, развитие дружеских связей, формирование этнокультурной компетенции, осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.

Однако, к сожалению, сегодня издается недостаточно литературы, которую можно было бы использовать в качестве подспорья в деятельности по сплочению полиэтнического коллектива. Большинство педагогов интуитивно разрабатывают методы, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников.

В течение всего года во всех объединениях Центра детского творчества проводятся собрания группы, беседы, родительские собрания и другие мероприятия, направленные на формирование гармоничных отношений, без оглядки на этническое происхождение детей. Задача педагогов – попытка сформировать, создать единый коллективный дух группы детей, единую душу.

И это возможно. Ведь справедливо отмечал Г.Зиммель: «Когда толпа разрушает дом, выносит приговор, издает крик, здесь суммируются действия отдельных субъектов в одно происшествие, которое мы обозначаем как одно. Тут-то и возникает великое смешение: внешне – единый результат многих субъективных душевных процессов толкуется как результат единого душевного процесса в коллективной душе». [1]

Наши педагоги перед тем, как проводить те или другие мероприятия, знакомятся с нравами, обычаями, традициями различных этносов, представители которых являются воспитанниками. Свои знания педагоги черпают из этнической литературы и из общения с достойными представителями интересующей его народности.

Каждому этносу, представитель которой является воспитанником группы, даже если это один ребенок, уделяется равное количество времени.

Приводим примерный перечень мероприятий по поликультурному воспитанию. Он может выглядеть следующим образом:

Форма мероприятия:

Содержание мероприятия:

1. Что вы знаете о национальных играх? (Конкретно: казахских, украинских и других).

2. Школа национального этикета.

3. На экране национальная классика.

4. Декада национальной культуры.

5. Национальная кухня.

6. Национальная музыка.

7. Национальный быт и старинные ремесла. (Проводится вместе с родителями).

8. Великие люди (украинского, таджик-ского, бурятского и других) народа.

9. Традиции и обряды народов России.

10. «Что в имени тебе моем?» Имянаречение.

11. Современное общество и этические библейские ценности.

12. Происхождение религий разных народов.

13. Мифы и легенды разных народов.

14. «Разговор по душам…»

15. О международном общении.

16. Кто мы, живущие в России?

17. Мы – вместе!

Викторина.

Цикл бесед.

Просмотр фильмов с последующим обсуждением.

Посещение национальных музеев, национальных театров, концертов национальной музыки, книжных выставок.

Приготовление блюд разных национальностей.

Ознакомление с национальными музыкальными инструментами и прослушивание музыки, песен того или иного народа.

Выставка-экспозиция предметов национального быта. (Родители приносят для демонстрации на классный час предметы  быта).

Цикл бесед, или театрализованное представление.

Демонстрация национальных костюмов, беседы, показ фильмов на соответствующую тему.

Вечер. Рассказы о происхождении имен и фамилий.

Дебаты.

Лекции, беседы, обсуждения.

Литературно-музыкальная композиция.

Встреча с представителями национально-культурных центров.

Цикл бесед.

Дебаты.

Этнокультурный тренинг, имеющий целью помочь эффективно общаться, жить, учиться и работать в поликультурной среде.

Тщательное изучение и сохранение обычаев и традиций своего народа имеет прикладное значение, так как способствует развитию преемственности поколений, укреплению семьи, уважительному отношению к своей и другим культурам. А взаимное усвоение элементов культур, как известно, содействует интеграционным процессам и усиливает гражданское самосознание.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей, изначально принадлежащих разным культурам, по подготовке и проведению подобных мероприятий, способствуя решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение, взаимопомощь, разрушение предубеждений и стереотипов, имеет конечной целью сплачивание полиэтнического коллектива детей.

Воспитательная работа в полиэтническом коллективе должна быть хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна на всех этапах. Незнание национально-психологических особенностей членов коллектива ведет к появлению межнациональных трений и взаимной отчужденности.

Воспитывая полиэтнический коллектив детей, надо помнить что:

Во-первых, необходимо тщательно изучить специфику представителей различных этнических общностей.
Во-вторых, необходимо осмыслить, прочувствовать коллектив, его морально-психологическую атмосферу, характер взаимоотношений и постоянно «держать руку на пульсе» вверенного коллектива.
В-третьих, нужно помнить, что особое место в сплочении полиэтнического коллектива должно занимать интернациональное воспитание; безусловно, не допускать никаких вербальных или невербальных агрессивных выпадов по отношению друг к другу, предотвращать возможные конфликтные ситуации.
И, в-четвертых, главным элементом воспитательной деятельности по сплочению полиэтнического коллектива является интернациональная позиция самого руководителя, так как именно он является тем индуктором, который передает детям информацию, целью которой станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества, нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенностями мышления, характера и поведения.
Только при выполнении этих условий появляется возможность интеграции коллектива в нацию, формирования единой нации (или народа) из многочисленных этносов.

Заключение

«Чем государства просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума».

Клод Адриан Гельвеций.

Эра приоритета этноцентрических государств проходит, уступая место государствам полиэтническим.

К сожалению или к счастью, мы живем в условиях усиливающихся процессов глобализации. Глобальными являются абсолютно все системы: экономика, политика, рынки, миграция населения Земли. Былая одномерность политического мышления, вмещающая лишь внутригосударственные политические и культурные ценности нации, сменяется феноменом многоступенчатого национального политического мышления.

Как бы ни были правы во многих вопросах антиглобалисты, попытки противостоять этому феномену вряд ли увенчаются успехом, поскольку от качества укрепления межкультурного и межполитического общения, составляющего основу данной многомерности, зависят благополучие, безопасность и экономическая стабильность наций, населяющих нашу планету.

Значителен отечественный опыт межнационального сотрудничества. Во всех отраслях хозяйства и культуры СССР плодотворно трудились многонациональные коллективы. Сплоченность народов ярко проявилась в боях, труде, повседневной жизни в годы Великой Отечественной войны, в послевоенном возрождении страны.
Сотрудничество в культурной сфере обеспечило ликвидацию неграмотности, создание письменности пятидесяти этносов, расцвет яркого, самобытного искусства малочисленных народов. В Советском Союзе в ХХ в. не исчезла ни одна малая культура и фактически сохранилась вся этническая мозаика огромного государства, в то время как в других регионах мира исчезли сотни малых культур.

Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами, и поэтому русскому человеку свойственна «всечеловечность» (по выражению Ф.М.Достоевского) [2], эмпатия как способность принять иную форму, как «душевное понимание чужих психологий, умение синтетически претворять и любить другие умственные склады, культурные облики, жизненные идеалы, иные расовые и национальные выражения духа» [3]. Перед российской государственностью всегда стояла «эпохальная задача» – «заполнение пространства между всеми культурами, ныне существующими» [4].

Литература:

1 Б.Ф.Поршнев. Социальная психология и история. М., 1966. С.76.
2. Рябов О.В. Матушка-Русь.
3. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., 1992. С. 325
4. Там же: С. 324.