Цели урока:
- Обучающие: освоить и применять способ определения букв Ы-И после Ц; уметь видеть орфограмму, находить и исправлять свои ошибки.
- Развивающие: развитие коммуникативных навыков учащихся, развитие речи, обогащение словаря, а также развитие мышления и логики (анализ, классификация, выявление главного, умение доказывать и опровергать).
- Воспитательные: умение работать в группах, аргументируя свою точку зрения, развитие интереса к урокам русского языка.
ХОД УРОКА
1. Проверка домашнего задания (если есть вопросы)
2. Подготовительный этап
Повторение теоретического материала предыдущих уроков.
Задание: вставить пропущенную букву, объясняя свой выбор; найти «лишнее»:
- суф…икс, прист…вка, корень, окончание;
- насл…ждение, т…мнеть, уд…вительно, подр…сла;
- прил…гательное, р…стение, р…ссвет, ш…пот;
- ц…ркуль, зац…пить, синиц…н, дворц…,
– Что общего в словах 4 группы?
– Чем они отличаются?
– Какая буква пишется после Ц? Почему?
– Какие орфограммы в корне нам известны? Что
мы знаем?
– Что мы не знаем? Чем отличается эта орфограмма
от уже известных нам орфограмм?
– Определите тему нашего урока. (Буквы Ы-И
после Ц.)
– Определите цель урока. (Цель урока: научиться
определять, в каких случаях после Ц пишутся буквы
И – Ы и понять, отчего это зависит.)
3. Усвоение нового (работа в группах)
Перед началом работы в группах объяснить задание и правила работы в группах.
А) Задание:
- в данных словах найти общее, т. е. определить, в какой части слова находится орфограмма;
- записать слова (1 ученик пишет в таблице на доске), графически объяснить вывод, сделанный группой;
- объяснить лексическое значение подчеркнутого слова.
1 группа. Орфограммы в корне.
цигейка
цифра
циновка
цирк
нарцисс
цыган
цыпленок
2 группа. Орфограмма в суффиксе.
куницын
синицын
львицын
курицыно
сестрицына
лисицына
птицын
3 группа. Орфограмма в окончании.
дворцы
мудрецы
мододцы
синицы
акция
лекция
куцый
– Обратите внимание, что у 1 и 3 группы были
слова, которые выбиваются из общего положения,
являются исключениями.
– Какие слова являются исключениями в корне
слова?
– Слов-исключений несколько: цыган,
цыпочки, цыпленок, цыкнуть и
соответствующие им однокоренные слова.
Для того чтобы их запомнить, давайте запишем
предложение (на доске), расставляя пропущенные
знаки препинания, выделяя изученную орфограмму.
Цыган встал на цыпочки и цыкнул цыпленку: «Цыц!»
– Какие слова не входят в правило, относящееся к окончаниям? (На-ция) Нарушают ли они правило? (Нет, т.к. не являются окончанием). Докажите, что это не окончания.
Б) Мы провели очень интересные наблюдения, сделали выводы, вывели правило. Где мы можем проверить правильность наших выводов, рассуждений? (в учебнике)
Чтение учебника, параграф № 87, стр.182.
– Наши выводы и правило учебника совпадают. Давайте вспомним порядок наших действий, которые помогли сделать эти выводы.
Способ определения написания букв И-Ы после Ц:
- Определение морфемы, в которой встретили орфограмму.
- В корне – И. Помни про слова-исключения!
- В суффиксе – Ы.
- В окончаниях – Ы. Помни про слова на – ЦИЯ!
Примеры приводить обязательно!
В) Проверка на понимание (рефлексия).
Учитель предлагает ученикам по 1 слову. Ученик называет букву в орфограмме, используя способ определения.
Цинга, циркуль, цыпленок, лекция, цинк, акция, панцирь, огурцы, скворцы, цыганский, лисицын.
4. Первичная проверка (буквенный диктант).
И или Ы
- птицЫн, дворцЫ, лекцИя
- цЫган, цИфра, овцЫ
- цИклон, цИтрусовый, цИклоп
- секцИя, милицИя, цЫпленок
5. Подведение итогов
Повторение хода урока.
– Какой раздел науки о языке мы изучаем?
– Какие орфограммы в корне нам были известны?
– Какую орфограмму мы не знали?
– Чем эта орфограмма отличается от уже известных
нам?
– Какой способ определения мы составили?
– Как звучит данное правило схемой?
(Привести свои примеры)
6. Домашнее задание: параграф 87, упражнение 446 (объяснить).